На недавней конференции в Берлине глава «Газпрома» Алексей Миллер и российский министр энергетики Александр Новак сообщили, что Россия не будет продлевать транзитный контракт с Украиной после 2019 года и что потребителям Балкан и Южной Европы придется покупать российский газ на турецко-греческой границе.
«Сроки очень жесткие: эти мощности должны появиться к концу 2019 года. Чтобы эти мощности появились к концу 2019 года, строить надо начинать прямо сегодня», — предупредил Миллер и пригрозил перекрытием газового крана.
На мой взгляд, никому ничего строить не надо, поскольку «Турецкого потока» не будет.
И дело не только в информации о тупике в российско-турецких переговорах относительно формулы скидки на газ. Для реализации проекта «Газпрому» необходимо преодолеть множество препятствий. Во-первых, нужно будет найти деньги (напомню, что «Газпром» не смог обеспечить финансирование для «Южного потока» — совместного предприятия с кредитоспособными партнерами).
Эти меры предлагается принять одновременно с мероприятиями по развитию инфраструктуры и инструментов финансового рынка в целях расширения использования рубля в международных расчетах, сообщили в Совбезе России. Эти вопросы обсуждались на заседании межведомственной комиссии Совбеза по безопасности в экономической и социальной сфере.
Перевести расчеты со странами Таможенного союза и другими недолларовыми и не европартнерами на национальные валюты ранее предлагал советник президента по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев. Это предложение содержалось в подготовленном чиновником плане защиты российской экономики от западных санкций, писали «Ведомости». В рамках дедолларизации экономики Глазьев предлагал провести разъяснительную работу с населением, убедив людей, что надеяться на валюту в условиях возможности наложения санкций на российские банки не стоит. Советник президента также предлагал вывести все счета и активы в долларах и евро из стран НАТО в нейтральные, продать облигации стран, поддержавших санкции против Москвы, и членов НАТО, рекомендовать Банку России сократить долларовые инструменты, а госкорпорациям и госбанкам — обеспечить возможность