Как вы все помните, в начале недели в СМИ появилась информация, что «Сургутнефтегаз» может купить 19,5% акционерного капитала «Роснефти». Естественно, это вызвало распродажи привилегированных акций частной НК – на такого рода сделку ей пришлось бы потратить около трети собственных сбережений (10-12 млрд долларов).
Тем не менее, уже на следующий день компания опровергла эти сообщения, мотивируя их спекуляциями вокруг ценных бумаг нефтяной компании, однако восстановления котировок не произошло. Думаю, что какие-то варианты такого альянса действительно могут прорабатываться правительством – в частности, для снижения долговой нагрузки «Роснефти» и создания симбиоза государственного и частного капитала для реализации мегапроектов по добыче шельфовой нефти в Арктике, но вероятность такого развития событий, по крайней мере, в ближайшее время, невелика.
Сразу оговорюсь, что данный пост не про валютный трейдинг, а про минимизацию валютных рисков, может кому будет интересно. Ну, скорее, мысли по поводу важности такого хеджирования. Для корпоративного сектора снижение зависимости от колебаний валют зачастую является важнейшей задачей, т.к. влияет на стабильность бизнеса. Как показывает практика, изменения курса могут в течение года достигать двухзначных значений, как в большую, так и в меньшую сторону. Конечно, происходит это не так часто (за последние 10 лет так было два раза – в кризисных 2008 и 2014 годах, все остальное время курс рубля был относительно стабильным), но именно в эти годы многие компании могли не только не досчитаться прибыли, но и получить существенный убыток из-за переоценки как собственной продукции, так и сырья и комплектующих, использовавшихся в производстве.
Во-первых, сильный платежный баланс РФ за первый квартал 2015 года, как фактор силы рубля. Профицит текущего счета упал всего на $2,4 млрд до $23,5 млрд, тогда как торговый баланс уменьшился на 20% до $40,3 млрд. При этом произошло более сильное падение импорта, который обвалился на 36%, до $46,2 млрд, тогда как экспорт просел только на 30%, до $86,6 млрд. Обращает на себя внимание сокращение внешних обязательств на $30,7 млрд, т.е. курс на снижение внешнего долга РФ пока сохраняется. В результате, чистый отток составил $32,6 млрд, что предполагает по итогам 2015 года ухудшение показателя по сравнению с 2014 годом. Не исключаю, что итоговый результат будет позитивнее, чем предполагает ЦБ РФ.
Во вступлении хочется сразу сказать, что в данном тексте хотел сформировать взгляд на сам фондовый рынок РФ, без фокусировки на ситуацию в реальном секторе экономики, проблемы денежно-кредитной политики ЦБ, замедление экономики страны и валютной паникой. Все это, конечно, очень важно, но уже миллион раз обсуждалось и оценивалось. А вот на то, как себя чувствует фондовый рынок, обращают слишком мало внимания, предпочитая говорить о высоких политических рисках, нестабильности и отсутствии глобальной идеи по инвестированию.
— Динамика индексов, по отраслям
В первую очередь, на что надо смотреть, – динамика биржевых индикаторов. Для удобства, думаю, стоит поговорить про отраслевые индексы, а также MICEX и RTSI. Использовать даты вблизи 3 марта, по моему мнению, не совсем корректно ввиду панических распродаж на «крымском гэпе» и последующего быстрого отскока. Лучше взять изменения с начала 2014 года.
В официальном пресс-релизе, который был выпущен по факту очередного заседания ЦБ РФ, регулятор заявил о том, что принятое решение (снижение процентной ставки до 14%) будет «способствовать снижению рисков, при этом, не создавая дополнительной угрозы усиления инфляционного давления». Проводимая денежно-кредитная политика (ДКП) и снижение экономической активности, считает ЦБ РФ, будут способствовать снижению уровня годовой инфляции до 9% к марту 2016 года. При этом Банк России заявил о готовности, по мере ослабления инфляционных рисков, продолжить снижение ключевой ставки.