Автор — приглашенный научный сотрудник Stanford Institute for Economic Policy Research (Stanford University), колумнист Mises Institute (US), портфельный менеджер BlackRock (UK)
Нефтяное эмбарго: ограниченная эффективность и неэффективная ограниченность.
I.
Давайте без подробных объяснений “почему” примем за основу то, что в нынешней ситуации условный коллективный Запад не хочет участвовать в активных военных действиях в Восточной Европе как сторона конфликта. Давайте примем также за данность, что этот конфликт фундаментально невыгоден мировому сообществу и развитым странам, несмотря ни на какие спорадические бенефиты для Китая в виде на все согласной изолированной России или для США, повторяющих опыт 40-х годов. Наконец, давайте признаем: проводимая Россией спецоперация, если и могла бы назваться спецоперацией или таковой задумывалась (что только под этим термином понимать?) — уже никакая не операция, т.е. некоторый набор согласованных интенсивных радикальных действий с целью скорейшего достижения результата. Это в реальности теперь то, что все называют одним словом, не имеющим и не требующим никаких синонимов.
Стагфляция с нами. Это кажется не вызывает сомнений у большинства внятных экономистов. ФЕД и правительство вырыли яму экономике безудержными стимулами и созданием переманенного и накапливающегося потребительского левериджа, обусловленного интересами популистской направленности политики последних 20-ти лет и угрозами ковидной пандемии. К тому же активная интеграция ресурсных автократий в глобальные цепочки для повышения собственной конкурентоспособности привели развитые экономики в ситуацию ресурсного дефицита и разрыва логистических цепочек — помимо острой геополитической напряженности в целом.
Как будут действовать ФЕДчтобы одновременно побороть инфляцию и не убить экономическую активность — это вопрос открытый и участники рынка сомневаются в возможности ФЕДа это сделать эффективно. Однако есть хорошая новость — ужесточение ДКП и выравнивание баланса ФЕДа так или иначе неизбежны и уже на трэке. Очевидно придется качнуться вправо и принять факт неизбежной и так давно необходимой санации агентов. Плохая новость — этот процесс будет болезненным.
Предпринимательство — активная интенция индивида к социальному и материальному успеху. Этот успех может достигаться различными путями и иметь различные источники. Однако общая черта заключается в том, что индивид, склонный к максимизации социально-материального успеха, вступает в активную конкуренцию для получения преимуществ в достижении такого успеха с другими членами сообщества. В процессе этой конкуренции индивид вынужден максимально развивать и использовать креативные, когнитивные и организаторские способности.
Такая индивидуальная особенность отличает наиболее проактивных социальных членов любой группы социальных хордовых животных. Борьба за общее лидерство или нишевую доминантность требует экстраординарных способностей для конкуренции. Особенно четко это прослеживается в социальных процессах у высших приматов, где когнитивные способности обусловливают больший спектр стратегий и тактик, а также их сложность и многокомпонентность.
умах — властные элиты имеют конкурентные преимущества над остальными членами общества. Они заключаются в доступе к распределению общественных ресурсов, генерируемых производительными экономическими предпринимателями, а также в праве на насилие. Оба преимущества акцептируются социумом и являются легитимными до определенной поры, пока элитная группа или домен не будут сменены другими.
Такой вид конкурентного преимущества для максимизации материального и социального успеха является точкой приложения непроизводительного рентного предпринимательства. Он не предполагает активное создание добавленной стоимости, его основной результат — это замыкание обмена благами на одной персоне или ограниченной группе персон без дальнейшего мультиплицирования и социального проникновения благ. Фактически это — одна из иллюстраций модели неравновесия — левериджа: «деньги-товар», когда товара перед деньгами не существует.
Тотальная глобализация привела мироустройство в состояние кризиса. Разность интересов, условий и возможностей, а также социоэкономических режимов участников изначально предполагали риски дисбалансов. В итоге неверная политика согласований — излишней интеграции с ресурсными автократиями либо форсированного физического (военного) принуждения к смене режимов — привела ситуацию к экономическим и идеологическим противоречиям. Мир вновь кластеризовался в демократический и авторитарный и очевидно уже находится в стадии конфликта двух полюсов, деглобализационных тенденций и ужесточения экономическо-социальных условий.
Интеграционные проблемы и деглобализационные процессы начались и в развитых странах, например, проблемы экономической гомогенности Евросоюза или Брекзит. Однако это проблемы однородных либеральных демократий. Соответственно, какими бы противоречиями они не обладали, процессы нахождения равновесия находятся в цивилизованной колее. Более того, на фоне переноса фокуса с внутренних противоречий на внешний контур, на угрозы со стороны авторитарного мира внутренние дисбалансы ослабевают, а интеграционные процессы, напротив, вновь начинают усиливаться. Яркий пример тому — создание различных альянсов в различных сферах, например, альянс англосаксонских стран, альянс особого режима обмена информацией США со странами тихоокеанского региона, потенциальный картель потребителей нефти, наконец, сплоченность демократий в отношении действий России в Украине.
Тотальная глобализация привела мироустройство в состояние кризиса. Разность интересов, условий и возможностей, а также социоэкономических режимов участников изначально предполагали риски дисбалансов. В итоге неверная политика согласований — излишней интеграции с ресурсными автократиями либо форсированного физического (военного) принуждения к смене режимов — привела ситуацию к экономическим и идеологическим противоречиям. Мир вновь кластеризовался в демократический и авторитарный и очевидно уже находится в стадии конфликта двух полюсов, деглобализационных тенденций и ужесточения экономическо-социальных условий.
Интеграционные проблемы и деглобализационные процессы начались и в развитых странах, например, проблемы экономической гомогенности Евросоюза или Брекзит. Однако это проблемы однородных либеральных демократий. Соответственно, какими бы противоречиями они не обладали, процессы нахождения равновесия находятся в цивилизованной колее. Более того, на фоне переноса фокуса с внутренних противоречий на внешний контур, на угрозы со стороны авторитарного мира внутренние дисбалансы ослабевают, а интеграционные процессы, напротив, вновь начинают усиливаться. Яркий пример тому — создание различных альянсов в различных сферах, например, альянс англосаксонских стран, альянс особого режима обмена информацией США со странами тихоокеанского региона, потенциальный картель потребителей нефти, наконец, сплоченность демократий в отношении действий России в Украине.
1. Рациональное невежество русской интеллектуальной публики перерождается в нерациональный воинствующий дилетантизм. Как известно, среда и внутренние факторы определяют стимулы. Соответственно этому постулату и российским реалиям в России среда и режим не способствуют расширению профильного знания, улучшению качества общего кругозора и развитию критического интеллекта.
Старшее поколение остается в дефиците знания и каузального мышления благодаря советскому ущербному наследию, в лучшем случае поляризуется в сторону неприятия режимной пропаганды, но по-прежнему находится в состоянии “веры”.
Новое поколение в том же дефиците из-за научного вакуума, направленного недофинансирования образования и пропаганды самодостаточности отечественной науки. И это является трагедией для качества социума… Все это в целом не дает расти качеству человеческого капитала, а значит, социальный выбор будет плохим: политическое, экономическое и этико-культурное состояние будет явно деградировать. Современная Россия- явная тому иллюстрация.
1.… я вновь читаю и слышу возмущенные реплики моих широко известных в публичном пространстве и узких профессиональных кругах либеральных коллег со следующим общим посылом: почему же власти поднимают ставку в условиях выдыхающегося постпандемического роста, 30% закредитованности населения (каждый третий рубль россиянин должен кредитной организации), неудовлетворенного спроса и сжатого предложения, снижающихся доходов населения и не уменьшающегося ковидного навеса? Разве не вернее сконцентрироваться на поощрении экономического роста, расширения выпуска и роста конкуренции и на облегчении регуляторных и фискальных барьеров, как более фундаментальных и долгосрочных факторах сдерживания инфляционного расширения? Ведь высокая ставка будет давить на кредитоспособность и инвестиционные предпочтения, увеличит затраты всех агентов и безусловно ограничит потребительскую активность?
Действия властей развитых стран, по сути являющиеся расширением кейнсианского дискурса экономической политики, привели экономики в плохое состояние. Эти действия состоят в безмерном стимулировании и фактически ничем необеспеченной государственной индексации доходов избирателей в условиях ожидаемого обеднения на фоне ковида, локдаунов и прочих глобальных проблем. Государство делает деньги более дешевыми, угождая потребителям и плохим компаниям, только бы сохранить избирательскую поддержку. Это приводит к разгону спроса и росту числа зомби-компаний, это искажает стимулы здоровой конкуренции, это снижает деловую эффективность и убивает инновационный фактор экономического роста. Самое главное: это создает леверидж – доминирование потребностей над возможностями, спроса над предложением, другими словами, ведет к драматическому рыночному неравновесию. До ковидных времен такие дисбалансы на протяжении последних 20 лет купировались новым левериджем, и дисбалансы на время уходили, рождая неизбежные новые дисбалансы в будущем. Австрийские циклы прекрасно описывают этот процесс, его исходные точки и последствия. По сути, эта левая социальная повестка для покупки избирательной лояльности – новая политическая доктрина, основанная на примитивизации и упрощениях, а главное — на отмене какой-либо заботы о завтрашнем дне.
На сегодняшний день в мире сложилось два типа государств, имеющих противоположные (различные) этические ценности, идеологические нарративы и институциональные принципы: Государства Порядков Открытого Доступа и Естественные Государства. При этом степень этатизма может существенно варьироваться в обоих указанных типах, однако абсолютно все государства второго типа имеют широкое разрастание бюрократических полномочий, тогда как в государствах первого типа уровень развития этатизма может меняться от значительного до условного, а конкурентные преимущества бюрократии так или иначе ограничены инклюзивными социальными институтами.