Блог им. PaulPurifoy
На сегодняшний день в мире сложилось два типа государств, имеющих противоположные (различные) этические ценности, идеологические нарративы и институциональные принципы: Государства Порядков Открытого Доступа и Естественные Государства. При этом степень этатизма может существенно варьироваться в обоих указанных типах, однако абсолютно все государства второго типа имеют широкое разрастание бюрократических полномочий, тогда как в государствах первого типа уровень развития этатизма может меняться от значительного до условного, а конкурентные преимущества бюрократии так или иначе ограничены инклюзивными социальными институтами.
К первому типу можно отнести развитые страны с устоявшимися демократическими механизмами, развитым гражданским обществом, свободной рыночной экономикой, высокой долей среднего класса. Ко второму типу относятся страны с неразвитой экономикой, бедным населением, низким уровнем социальных взаимосвязей, неразвитыми или “выставочными” гражданскими институтами, авторитарным политическим режимом. Существенная часть стран находится в трансформационном модусе, с той или иной скоростью и степенью успеха осуществляющие переход от Естественного государства в систему Государства Порядков Открытого Доступа.
Ключевые черты Естественного Государства:
экономика ориентирована на ренту: государство — главный экономический агент, бюрократия максимизирует свою полезность, неограниченно применяя конкурентные преимущества — право на контроль, право на распределение благ, право на насилие, право на регулирование, право на законотворчество и законоприменение
расширение этатизма обеспечивает следующие данности: конкурентная среда искажена, свобода и целесообразность предпринимательства редуцированы, инновационное развитие заторможено, нет роста благосостояния, население не пассионарно, индивидуальный выбор и ответственность (индивидуальное самосознание) максимально сужены.
гражданское общество поражено в правах: властные элиты редуцируют демократические институты: свободу слова и выражения мнения, незыблемость права частной собственности, свободную конкуренцию, фактическую сменяемость власти, разделение властей, верховенство и равноприменение закона, гражданскую самоорганизацию — через репрессивное законодательство, применение законодательных норм в зависимости от конкретных кейсов и интересов, контроль СМИ, цензуру и пропаганду, понятийную практику.
ограничен доступ к созданию организаций: любая гражданская самоорганизация рассматривается как угроза существующему режиму — как НКО так и фирмы.
централизованное правительство: государство по сути унитарно, регионы полностью — политически и хозяйственно — зависят от центрального правительства и аффилированных элит, что является регрессивным подобием колониализма.
присутствие государства во всех сферах жизни общества: арбитражная, обеспечительная и регуляторная функции государства трансформированы в диктатуру бюрократии, где государство волюнтаристски определяет, распределяет и контролирует подавляющую часть гражданских — материальных и этических — ценностей.
отсутствие верховенства закона: селективное применение закона в зависимости от кейса, а также общего и частного интереса властной бюрократии.
множество личных связей: властная бюрократия, не ограниченная действием и контролем гражданских институтов, выстраивает наиболее эффективную для себя среду, в которой доминируют короткие персонифицированные связи, определяющиеся фактической эффективностью и полезностью для интересов бюрократии и режима, а не полезностью для развития и роста благосостояния общества. Таким образом, личные связи и «кумовство», как средство достижения персонального успеха, а также лояльность режиму являются основой для достижения материального успеха и социального лифта.
Все государства этого типа функционируют в концепции глубокого этатизма, имея при этом различные социально-политические и экономические устройства. В качестве примеров можно упомянуть фактически феодальные государства Африки, социалистическую диктатуру КНДР, государственный капитализм КНР, меркантилистские государства постсоветского пространства и Южной Америки.
Ключевые черты Государства Порядков Открытого Доступа:
свободный доступ и позитивная базисно-институциональная среда для кооперации и самоорганизации.
диверсифицированная капиталистическая экономика — свобода предпринимательства, ориентация на максимизацию прибыли, свободная конкуренция, низкий регуляторный навес
динамичное гражданское общество с минимальными экзогенными ограничениями: работают демократические институты — фактическая выборность и сменяемость власти, разделение властей, политическая конкуренция, незыблемость права частной собственности, свобода слова и самовыражения, свободная гражданская самоорганизация, верховенство и равноприменение нерепрессивного закона.
свободное создание и широкое распространение организаций — как гражданских НКО, так и коммерческих фирм
федеративное устройство: региональные власти децентрализованы и имеют существенную автономию от федерального центра в обеспечительной, распределительной и регуляторной функциях
государство выполняет обеспечительную, регуляторную и арбитражную функцию: интересы и возможности бюрократических элит ограничены демократическими институтами и гражданскими организациями
подавляющая часть функций производств, распределения и контроля материальных благ реализуется обществом через механизмы рыночной экономики, свободной конкуренции и гражданской самоорганизации,
верховенство и правоприменение закона: законодательство и его отправление не селективно и одинаково для всех.
множество обезличенных социальных отношений между гражданами — так называемых институциональных “длинных” взаимосвязей, позволяющих гражданам получать доступ к благам и их использованию не на основе личных отношений, а на основе общих и всеми принимаемых правил и процессов/институтов.
Гражданское общество является одним из основополагающих компонентов Государства Открытого Доступа. Оно имеет три основные функции:
1. Экономическая. Она проявляется в способности гражданского общества предоставлять гражданам блага, обеспечивающие их благосостояние и социальные трансферты там, где рынок и государство менее эффективны. Эта функция также индоктринирует и спрэдирует ценности социальной экономики, когда эффективность свободного рынка объединяется с концепцией кооперации и сотрудничества для максимизации полезности. Эта функция проявляется во взаимоотношениях государства и гражданского общества, когда правительство частично аутсорсит свои обеспечительные и распределительные функции.
2. Социальная — социализация. Гражданские добровольные объединения и самоорганизации способствуют росту доверия в обществе и увеличивают готовность к сотрудничеству — происходит накопление т.н. социального капитала. В рамках этой функции происходит индоктринация этических ценностей и нормативной риторики — честности, доверия, свободы личности, справедливой конкуренции, ответственности, сотрудничества, равного доступа к возможностям и пр. Государство открытого доступа имеет сложную систему обезличенных общественных взаимоотношений и взаимосвязей, которые могут нормально функционировать только в рамках соответствующей этики и институтов. Эта функция проявляется во взаимоотношениях гражданское общество — население
3. Политическая. Эта функция мониторинга действий государства и корпораций - их прозрачности и социальной подотчетности. Эта функция аудитирует сбои в политической системе, определяет и указывает на отклонения от нормативов демократических институтов, выявляет девиантное поведение бюрократии. Она способствует возникновению и развитию демократических институтов, в рамках которых общество живет и развивается, и, кроме того, обеспечивает политическое участие граждан во вневыборный период. Эта функция проявляется во взаимоотношениях государства и гражданского общества.
Россия сегодня — это пример разновидности Естественного Государства, построенного на принципах меркантилизма и глубокого этатизма, в котором сложившаяся система политико-экономических оснований и процессов исключает высокие темпы роста экономики, интенсивное экономическое развитие и увеличение благосостояния населения.
Эта система отличается:
недеверсифицированной, низкоконкурентной, низкопроизводительной, неинновационной и рентоориентированной экономикой низкого роста с доминированием государства как основного экономического агента
низким уровнем дохода на душу населения и высокой степенью социально-экономической стратификации
неэффективными демократическими социальными институтами – де-факто декоративными и плохо работающими, с низким фактическим уровнем гражданских прав и свобод
авторитарно-репрессивной политической системой с высоким уровнем численности и низким уровнем квалификации бюрократии, условным разделением властей и снижающимися ограничениями бюрократии в стремлении к полному контролю национальныХ благ и правА на их распределение.
Сложившаяся типология процессов в де-юре существующих демократических институтах отличается все большей декоративностью де-факто.
Во-первых, эти процессы являются следствием и сутью фактической узурпации действующей властной элитой института регулярной перевыборности верховной исполнительной и законодательной власти. Такое положение вещей стало возможным благодаря экзогенному снижению политической конкуренции через принятие и широкое применение ограничивающего законодательства и ограничения свободы слова в широком масштабе посредством контроля федеральных СМИ. Таким образом, существующая властная бюрократия получила возможность контроля общественного мнения и его манипулирования через ограничительные репрессивные механизмы и информационный контроль.
Во-вторых, редуцирование роли сдерживающих бюрократию гражданских институтов обеспечило фактическое размывание разделения властей, что типично для авторитарного политического режима. В условиях слияния всех властных ипостасей, законотворчество, правоприменение, суд, исполнительные компетенции сливаются в единое полномочие действующей бюрократии обеспечить себе доминантное положение как социальной страты и класса экономических агентов.
Таким образом, вышеуказанные предпосылки смогли обеспечить:
государственное доминирование в экономике: неограниченная бюрократия максимизирует собственную полезность.
рентоориентированную направленность национальной экономики: бюрократия использует максимально доступные источники дохода сегодня, занимаясь непроизводительным политическим предпринимательством.
низко диверсифицированный и низкопроизводительный частный сектор: для его развития необходима соответствующая конкурентная среда, стимулирующими основами которой являются эффективные демократические институты и им подконтрольная и ими ограниченная деятельность государства. Бюрократия, обладающая доминирующим положением, как агент не заинтересована в ограничении своих прав и возможностей
низкий экономический рост и уровень благосостояния населения: бюрократия поддерживает сбалансированный бюджет в целях предотвращения инфляционных процессов и, соответственно, социальных волнений. Это означает, что при низких темпах экономического роста и национального дохода, обусловленных вышеупомянутыми причинами, расходы бюджета также невелики. Помимо этого, рост доходов населения вызовет рост потребительского спроса, а фактически — рост спроса на валютную выручку, а значит на участие в политике, т.е. на участие в распределении ресурсов. В таком развитии бюрократия и ее партнеры очевидно не заинтересованы. Таким образом, устанавливается дискурс “стабильности” как в экономическом, так и в политическом поле, маскируя неэффективную экономику, бедность, расслоение в благосостоянии и политическую реакцию.
Помимо вышеперечисленных в качестве фактических результатов деятельности нынешних властных элит можно упомянуть монопольный доступ аффилированной с бюрократией бизнес-элиты к бюджетным ресурсам и их источникам, избирательное правоприменение и атрофированную независимость судебной власти в интересах бюрократии, тотальную пролиферацию коррупционных процессов в социально-экономические процессы на всех возможных социальных уровнях, ускоряющееся расширение ограничений гражданских прав и свобод, наращивание государственной пропаганды, внедрение повестки “внешнего врага” и “национального величия”, существенный рост неравенства.
Дальше можно не читать.
P.S. Как и предыдущие посты — море пропаганды, минимум экономики.
есть «белые» и «черные» страны. «Белые» жили и должны жить дальше за счёт «чёрных». Поэтом в «черных» никогда не будет ни демократии ни достатка, за исключением тонкой прослойки коррумпированных наместников «белых».
дальше то что?
smart-lab.ru/blog/705684.php
smart-lab.ru/blog/705728.php
Нынешнее движение — в противоположную сторону.
Немало признаков Естественного Государства?