Блог им. PaulPurifoy

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РОССИИ - ПОЧЕМУ НЕТ. ВЗГЛЯД FRESH WATER ЭКОНОМИСТА.ГЛАВЫ 2-9.

2.


Бюрократия является исполнительным ресурсом государства.


В общих чертах государство имеет три функциональные ипостаси: законодательную, исполнительную и арбитражно-судебную. Эти функции осуществляются через систему госорганов — бюро, имеющих вертикальные иерархические структуры.


Источником доходов и бюджетов бюро являются доходы государства, т.е. налоговые поступления от агентов, которые взамен ожидают от государства выполнения его обязательств. Конкуренция бюро сфокусирована на максимизации своих прав и возможностей в получении и росте бюджета, что является одним из базисов мотивации бюро и, соответственно, его служащих — бюрократов.


Бюрократы — это люди, обеспечивающие функционирование бюро и поставку “продуктов” государства конечному потребителю. Существенным признаком бюрократии является тот факт, что она не избирается, а назначается вышестоящей бюрократией. Это, в числе прочего, определяет мотивацию бюрократа как рационального агента. 


Согласно современным представлениям, основанным на Теории Общественного Выбора, законах Паркинсона, Теореме неэффективности политики Сарджента — Уоллеса и Модели Бюрократии Нисканена, бюрократ является рациональным рыночным агентом. Следовательно, бюрократ, как рыночный агент, стремится к максимизации собственной полезности/выгоды, через использование имеющихся у него конкурентных преимуществ и возможностей: нормотворчества, регуляторных и исполнительных полномочий, доступа к общественному (государственному бюджету), права на насилие и суд.


Исходя из сказанного выше, цель любой бюрократической структуры состоит в получении большей власти и больших прав на использование располагаемых ею ресурсов, поскольку они обеспечиваются большим объемом бюджета. Следовательно, бюро в конкурентной борьбе за расширение власти и прав концентрируются на увеличении функций и количества людей, их обеспечивающих. При этом функции бюро могут быть как номинальными, не имеющих практической общественной полезности, так и реальными. 


Следствием развития законов Паркинсона, Теории Общественного Выбора Бьюкенена, Теоремы Нисканена и Теории неэффективности политики Сарджента-Прескотта являются следующие основополагающие черты бюрократии:


  • бюрократия порождает саму себя

  • бюрократы сами создают друг другу работу

  • бюрократы заинтересованы в “производстве” и распространении мнимых или преувеличенных угроз

  • кол-во бюрократов растет при прежнем объеме работы

  • расходы бюрократов растут вместе с доходами

  • поведение бюрократии всегда рентоориентированное

  • бюрократ, как рациональный агент, всегда будет использовать свои настоящие и ожидаемые конкурентные преимущества для максимизации своей индивидуальной выгоды.


Номинальное генерализованное влияние бюрократии на экономические процессы внятно описывается теорией электоральных циклов: режим А принимает экспансионистскую политику, приводящую к росту и инфляции, но снимается с должности, когда инфляция становится неприемлемо высокой. Замещающий режим — режим B — применяет ограничительную политику, снижающую инфляцию и рост. Когда безработица слишком высока и экономика переохлаждена, режим B  заменяется режимом А.





3.


На сегодняшний день в мире сложилось два типа государств, имеющих противоположные (различные) этические ценности, идеологические нарративы и институциональные принципы: Государства Порядков Открытого Доступа и Естественные Государства. При этом степень этатизма может существенно варьироваться в обоих указанных типах, однако  абсолютно все  государства второго типа  имеют широкое разрастание бюрократических полномочий, тогда как в государствах первого типа уровень развития этатизма может меняться от значительного до условного, а конкурентные преимущества бюрократии так или иначе  ограничены инклюзивными социальными институтами. 


К первому типу можно отнести развитые страны с устоявшимися демократическими механизмами, развитым гражданским обществом, свободной рыночной экономикой, высокой долей среднего класса.  Ко второму типу относятся страны с неразвитой экономикой, бедным населением, низким уровнем социальных взаимосвязей, неразвитыми или “выставочными” гражданскими институтами, авторитарным политическим режимом. Существенная часть стран находится в трансформационном модусе, с той или иной скоростью и степенью успеха осуществляющие переход от Естественного государства в систему Государства Порядков Открытого Доступа.


Ключевые черты Естественного Государства:


  • экономика ориентирована на ренту: государство — главный экономический агент, бюрократия максимизирует свою полезность, неограниченно применяя конкурентные преимущества  — право на контроль, право на распределение благ, право на насилие, право на регулирование, право на законотворчество и законоприменение

  • расширение этатизма обеспечивает следующие данности: конкурентная среда искажена, свобода и целесообразность предпринимательства редуцированы, инновационное развитие заторможено, нет роста благосостояния, население не пассионарно, индивидуальный выбор и ответственность (индивидуальное самосознание) максимально сужены. 

  • гражданское общество поражено в правах: властные элиты редуцируют демократические институты: свободу слова и выражения мнения, незыблемость права частной собственности, свободную конкуренцию, фактическую сменяемость власти, разделение властей, верховенство и равноприменение закона, гражданскую самоорганизацию — через  репрессивное законодательство, применение законодательных норм в зависимости от конкретных кейсов и интересов, контроль СМИ, цензуру и пропаганду, понятийную практику. 

  • ограничен доступ к созданию организаций: любая гражданская самоорганизация рассматривается как угроза существующему режиму — как НКО так и фирмы.

  • централизованное правительство: государство по сути унитарно, регионы полностью — политически и хозяйственно — зависят от центрального правительства и аффилированных элит, что является регрессивным подобием колониализма. 

  • присутствие государства во всех сферах жизни общества: арбитражная, обеспечительная и регуляторная функции государства трансформированы в диктатуру бюрократии, где государство волюнтаристски определяет, распределяет и контролирует подавляющую часть гражданских — материальных и этических — ценностей.

  • отсутствие верховенства закона: селективное применение закона в зависимости от кейса, а также общего и частного интереса властной бюрократии. 

  • множество личных связей: властная бюрократия, не ограниченная действием и контролем гражданских институтов, выстраивает наиболее эффективную для себя среду, в которой доминируют короткие персонифицированные связи, определяющиеся фактической эффективностью и полезностью для интересов бюрократии и режима, а не полезностью для развития и роста благосостояния общества. Таким образом, личные связи и «кумовство», как средство достижения персонального успеха, а также лояльность режиму являются основой для достижения материального успеха и социального лифта.


Все государства этого типа функционируют в концепции глубокого этатизма, имея при этом различные социально-политические и экономические устройства. В качестве примеров можно упомянуть фактически феодальные государства Африки, социалистическую диктатуру КНДР, государственный капитализм КНР, меркантилистские государства постсоветского пространства и Южной Америки.


Ключевые черты Государства Порядков Открытого Доступа:


  • свободный доступ и позитивная базисно-институциональная среда для кооперации и самоорганизации. 

  • диверсифицированная капиталистическая экономика — свобода предпринимательства, ориентация на максимизацию прибыли, свободная конкуренция, низкий регуляторный навес 

  • динамичное гражданское общество с минимальными экзогенными ограничениями: работают демократические институты — фактическая выборность и сменяемость власти, разделение властей, политическая конкуренция, незыблемость права частной собственности, свобода слова и самовыражения, свободная гражданская самоорганизация, верховенство и равноприменение нерепрессивного закона. 

  • свободное создание и широкое распространение организаций — как гражданских НКО, так и коммерческих фирм 

  • федеративное устройство: региональные власти децентрализованы и имеют существенную автономию от федерального центра в обеспечительной, распределительной и регуляторной функциях 

  • государство выполняет обеспечительную, регуляторную и арбитражную функцию: интересы и возможности бюрократических элит ограничены демократическими институтами и гражданскими организациями 

  • подавляющая часть функций производств, распределения и контроля материальных благ реализуется обществом через механизмы рыночной экономики, свободной конкуренции и гражданской самоорганизации, 

  • верховенство и правоприменение закона: законодательство и его отправление не селективно и одинаково для всех.

  • множество обезличенных социальных отношений между гражданами — так называемых институциональных “длинных” взаимосвязей, позволяющих гражданам получать доступ к благам и их использованию не на основе личных отношений, а на основе общих и всеми принимаемых правил и процессов/институтов.


Гражданское общество является одним из основополагающих компонентов  Государства Открытого Доступа. Оно имеет три основные функции:


 1. Экономическая. Она проявляется в способности гражданского общества предоставлять гражданам блага, обеспечивающие их благосостояние и социальные трансферты там, где рынок и государство менее эффективны. Эта функция также индоктринирует и спрэдирует ценности социальной экономики, когда эффективность свободного рынка объединяется с концепцией кооперации и сотрудничества для максимизации полезности. Эта функция проявляется во взаимоотношениях государства и гражданского общества, когда правительство частично аутсорсит свои обеспечительные и распределительные функции. 


2. Социальная — социализация. Гражданские добровольные объединения и самоорганизации способствуют росту доверия в обществе и увеличивают готовность к сотрудничеству — происходит накопление т.н. социального капитала.  В рамках этой функции происходит индоктринация этических ценностей и нормативной риторики — честности, доверия, свободы личности, справедливой конкуренции, ответственности, сотрудничества, равного доступа к возможностям и пр. Государство открытого доступа имеет сложную систему обезличенных общественных взаимоотношений и взаимосвязей, которые могут нормально функционировать только в рамках соответствующей этики и институтов. Эта функция проявляется во взаимоотношениях гражданское общество — население 


3. Политическая. Эта функция мониторинга действий государства и корпораций -  их прозрачности и социальной подотчетности. Эта функция аудитирует сбои в политической системе, определяет и указывает на отклонения от нормативов демократических институтов, выявляет девиантное поведение бюрократии. Она способствует возникновению и развитию демократических институтов, в рамках которых общество живет и развивается, и, кроме того, обеспечивает политическое участие граждан во вневыборный период. Эта функция проявляется во взаимоотношениях государства и гражданского общества.




4.


Россия сегодня — это пример разновидности Естественного Государства, построенного на принципах меркантилизма и глубокого этатизма, в котором сложившаяся система политико-экономических оснований и процессов исключает высокие темпы роста экономики, интенсивное экономическое развитие и увеличение благосостояния населения. 


Эта система отличается:


  • недеверсифицированной,  низкоконкурентной, низкопроизводительной, неинновационной  и рентоориентированной экономикой низкого роста с доминированием государства как основного экономического агента

  • низким уровнем дохода на душу населения и высокой степенью социально-экономической стратификации

  • неэффективными демократическими социальными институтами – де-факто декоративными и плохо работающими, с низким  фактическим уровнем гражданских прав и свобод

  • авторитарно-репрессивной политической системой с высоким уровнем численности и низким уровнем квалификации бюрократии, условным разделением властей и снижающимися ограничениями бюрократии в стремлении к полному контролю национальныХ благ и правА на их распределение. 


Сложившаяся типология процессов в де-юре существующих демократических институтах отличается все большей декоративностью де-факто. 


Во-первых,  эти процессы являются следствием и сутью фактической узурпации действующей властной элитой института регулярной перевыборности верховной исполнительной и законодательной власти. Такое положение вещей стало возможным благодаря экзогенному снижению политической конкуренции через принятие и широкое применение ограничивающего законодательства и ограничения свободы слова в широком масштабе посредством контроля федеральных СМИ. Таким образом, существующая  властная бюрократия получила возможность контроля общественного мнения и его манипулирования через ограничительные репрессивные механизмы и информационный контроль.


Во-вторых, редуцирование роли сдерживающих бюрократию гражданских институтов обеспечило фактическое размывание разделения властей, что типично для авторитарного политического режима. В условиях слияния всех властных ипостасей, законотворчество, правоприменение, суд, исполнительные компетенции сливаются в единое полномочие действующей бюрократии обеспечить себе доминантное положение как социальной страты и класса экономических агентов.


Таким образом, вышеуказанные предпосылки смогли обеспечить:


  • государственное доминирование в экономике: неограниченная бюрократия максимизирует собственную полезность.

  • рентоориентированную направленность национальной экономики: бюрократия использует максимально доступные источники дохода сегодня, занимаясь непроизводительным политическим предпринимательством. 

  • низко диверсифицированный и низкопроизводительный частный сектор: для его развития необходима соответствующая конкурентная среда, стимулирующими основами которой являются эффективные демократические институты и им подконтрольная и ими ограниченная деятельность государства. Бюрократия, обладающая доминирующим положением, как агент не заинтересована в ограничении своих прав и возможностей

  • низкий экономический рост и уровень благосостояния населения: бюрократия поддерживает сбалансированный бюджет в целях предотвращения инфляционных процессов и, соответственно, социальных волнений. Это означает, что при низких темпах экономического роста и национального дохода, обусловленных вышеупомянутыми причинами, расходы бюджета также невелики. Помимо этого, рост доходов населения вызовет рост потребительского спроса, а фактически — рост спроса на валютную выручку, а значит на участие в политике, т.е. на участие в распределении ресурсов. В таком развитии бюрократия и ее партнеры очевидно не заинтересованы. Таким образом, устанавливается дискурс “стабильности” как в экономическом, так и в политическом поле, маскируя неэффективную экономику, бедность, расслоение в благосостоянии и политическую реакцию. 


Помимо вышеперечисленных в  качестве фактических результатов деятельности нынешних властных элит можно упомянуть монопольный доступ аффилированной с бюрократией бизнес-элиты к бюджетным ресурсам и их источникам, избирательное правоприменение и атрофированную независимость судебной власти в интересах бюрократии, тотальную пролиферацию коррупционных процессов в социально-экономические процессы на всех возможных социальных уровнях, ускоряющееся расширение ограничений гражданских прав и свобод, наращивание государственной пропаганды, внедрение повестки “внешнего врага” и “национального величия”, существенный рост неравенства.


5.


Ниже приведены некоторые данные, в общих чертах характеризующие конкурентное  экономико-социальное положение России, как следствие проводимой политики.


Место России в глобальных производственных цепочках не меняется десятилетиями, констатирует МВФ: две трети экспорта, а c ним — валютных доходов приходится на продажу простейшего минерального сырья. По данным ФТС за прошлый год из 424 млрд долларов экспорта 29% обеспечила сырая нефть, 11,5% — нефтепродукты, 9,6% — природный газ, 3,7% — уголь, 7,3% — черные металлы, 1% — лес. На сложную продукцию — машины и оборудование — пришлось всего 6,3%, причем ее экспорт сократился как в весе (на 4,1%), так и в долларах (на 5%). Вес сырьевого сектора растет не только в промышленности, но и во всей экономике, следует из данных Росстата. На базовый 2018-й год доля добычи нефти, газа, угля, металлов и простейших минералов в ВВП достигла абсолютного рекорда за время доступной статистики — 13,8%.


Даже по словам Директора Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Татьяны Митровой,  представляющей фактически государственный инновационный хаб, нефтяные цены будут на более низком уровне в длительной перспективе. Про $100 за баррель уже никто не вспоминает. $60 – это просто счастье, а реально – $30–40 за баррель. Это совершенно другие требования к инвестиционным проектам, другие нормы прибыли, другая калькуляция бизнес моделей.

В этой ситуации практически полностью исчезает та самая пресловутая ресурсная рента, а именно то, из-за чего государство так любит и поддерживает нефтяную промышленность.

Уже в 2018 году 50% российской нефти добывалось по разного рода налоговым исключениям и льготам. Это значит, что государство не получало денег от этого – лишь бы только продолжалась добыча нефти. К 2030 г. это будет больше 80%. То есть у государства фактически исчезает этот колоссальный ресурс, на котором зиждилось всё  благополучие. От 40 до 50% доходов российского федерального бюджета – это налоговые поступления от нефтяной индустрии.

Если это исчезнет, фактически для России это будет означать экзистенциальный вызов. Окончание ресурсной “углеводородной”  модели экономики просматривается очевидно с прогнозируемым горизонтом в 10 лет. 


Россия, как часть глобального мира, занимает срединные позиции, а относительно развитых стран и ведущих развивающихся экономик позиции ниже среднего — по большинству экономических и социальных метрик


Экономика


В мировой экономике Россия занимает достаточно высокую 11 позицию по доле мирового ВВП, при этом, как будет показано ниже, такие позиции обеспечены доминированием ресурсных отраслей и отраслей продукции низких переделов в формировании ВВП. В мировой торговле значение России, как торгового партнера  с экспортом в 420 млрд $ и импортом в 242 млрд $, является невысоким в сравнении с развитыми и ведущими развивающимися странами: 14 место среди экспортеров и 22 место среди импортеров. Показатели промышленного производства России в 204  млрд $ не позволяют ей войти в рейтинг топ 10 стран-лидеров, при этом  следует указать, что в промышленном производстве России доминируют секторы “old economy” и индустрия  с низкой добавленной стоимостью. В рейтинге Doing Business, показывающего “легкость ведения бизнеса”, Россия находится на 28 месте, не попадая в топ 20 стран. По уровню прямых иностранных инвестиций Россия находится на последнем месте в рейтинге 23 развивающихся экономик с показателем привлечения за 2015-2018 гг. 0,2% к ВВП, при этом 41% потоков направляется в агропродовольственный сектор, имеющий наименьшую добавленную стоимость. Россия отсутствует в списке топ 100 мировых компаний по уровню капитализации свыше 100 млрд $. В рейтинге производительности труда среди топ 36 стран, Россия занимает 34 место. По показателям выручки в списке топ 100 компаний мира только три компании из России: Газпром со 154 млрд $,  Лукойл со 116 млрд $ и Роснефть с 80 млрд $ — все три компании представлены ресурсными секторами и занимают скромные позиции с показателями: Газпром — 21 место, Лукойл — 46 место, Роснефть — 99 место.


Технологии 


Россия в целом является неконкурентоспособной страной в части создания и экспорта технологий. Инвестиции в НИОКР к ВВП составляют 1,1% ВВП, что не позволяет ей войти в рейтинг топ 15 стран. В списке топ 30 стран, расходующих на науку в % ВВП, Россия отсутствует. В списке стран-экспортеров компьютерных устройств Россия показывает 414 млн $, находясь между Финляндией с 301 млн $ и Израилем с 573 млн $. В рейтинге инновационности стран Россия занимает 47 место из 131, отставая от Румынии, Вьетнама и Украины. 


Социальная сфера


Россия со своими расходами на здравоохранение 4 млрд руб занимает 117 место в мире,  что говорит о крайне низком уровне социального обеспечения. Это же подтверждают позиции в России в рейтинге стран по уровню расходов на образование: 120 место, между Кувейтом и Тувалу.  В мировом рейтинге стран по ВВП на душу населения Россия занимает 65 место с 11260 $, между Коста Рикой и Санта-Люсией, что подтверждает статус России, как развивающейся страны с достаточно высоким уровнем бедности. Данные по располагаемым доходам  населения показывают снижение с 2014 по 2017 год, нулевой рост в 2018 год и рост в 1% в 2019 году. Уровень коррупции в России соответствует 136 месту из 180 и является одним из самых высоких в мире. В рейтинге безопасности в категории стран с максимальным уровнем опасности Россия занимает 154 место из 163 между Суданом и Центральноафриканской Республикой.


Структура ВВП, экспорта и импорта.


Главное место в структуре ВВП составляют доходы от ресурсных отраслей и отраслей низких переделов. При этом за период с 2010 по 2018 г. доля добычи полезных ископаемых выросла с 34,1 % до 38,9 %. Одновременно доля обрабатывающей промышленности упала с 53,2 до 50,7%. При этом доля нефтегазового сектора в обрабатывающей промышленности выросла с 17% до 23%. В 2019 году более 50% экспорта — продажа простейшего минерального сырья, при этом на экспорт сложной продукции — машин, оборудования и аппаратуры -  приходится чуть более 3% (14,4 млрд $). В то же время эта же категория продукции в импорте составляет более 30%. (72,9 млрд $)


В целом приведенные данные ясно подтверждают тезис о неэффективности сложившейся политико-институциональной системы и направлений экономической политики, как главных средообразующих факторов для развития и роста национальной экономики. Очевидна и сырьевая зависимость. Эти факторы в основном и определяют низкий уровень конкурентных позиций России относительно развитых и ведущих развивающихся экономик. 





6.


Одной из самых показательных и простых иллюстраций, подтверждающих эффективность рыночного капитализма и соответствующих демократических институтов как системы социально-экономического устройства, является клюшка Макклоски. 

В соответствии с ней только с развитием рыночных капиталистических отношений стал возможен резкий экспоненциальный рост экономик в целом и большинства ее составляющих, существенно опережающий рост экономик стран с иным характером хозяйственных отношений. При этом, согласно актуальным исследованиям институциональных экономистов, в частности, Асемоглу, Робинсона, Джонсона,  Родерика, Норта, в абсолютно подавляющем большинстве случаев развитие и рост рыночной экономики как наиболее эффективной экономической системы наблюдается в странах с низким или умеренным уровнем этатизма и наличием гражданских институтов в той или иной степени развития. Исключение составляют только Сингапур и некоторые ближневосточные монархии. Китай в данном случае является скорее подтверждением этого утверждения, поскольку репликация и имплементация некоторых базисных демократических институтов и процедур позволили китайской экономики показать такие впечатляющие результаты на протяжении последних 30 лет.

В  России сегодня можно наблюдать интересное с исследовательской точки зрения явление современного этатистского меркантилизма: государственная политика имеет два противоположных направления. С одной стороны активно выстраивается государственная экономика и усиливаются административно-бюрократический контроль и ограничительная политика в отношении прав и свобод агентов.  С другой стороны не менее активно защищаются права частного капитала узкого круга лиц — бизнес-элиты, аффилированной с действующими бюрократией, через сохранение функций капиталистической экономики как наиболее эффективной среды для обслуживания бюджетных интересантов.  Другими словами, можно наблюдать результаты коррупционного сращивания бюрократии и крупного капитала и регрессивное развитие Естественного государства меркантилистского толка. Аффилированная олигархия абсорбирует абсолютное большинство бюджетных концессий и участвует в контроле и распределении ресурсов. Такая формация вполне вписывается в каноническую модель Естественного государства меркантилистского толка.


Две упомянутые цели нормативно противоречат друг другу, и создаваемый гибрид очень напоминает политико-экономическую ситуацию в  США во второй половине 19 века, ярко и художественно описанную в трилогии «Желания» Т. Драйзера. С одной стороны  сдерживание спроса через ограничительную политику в отношении стимулов частного сектора экономики,  девальвационные механизмы и высокие социальные налоги, расширяющийся пул национальных проектов и  “тихая” национализация (гос. сектор в экономике расширился в два раза за период с 2005 по 2017 год — с 35 % ВВП до 75% ВВП), дотационные стимулы в отношении стабильно неэффективных госкорпораций,  избирательность правоприменения в интересах бюрократии связанных элит. С другой стороны сбалансированная монетарная и фискально-бюджетная политика, не допускающая высокой инфляции и дефицита бюджета, до недавнего времени плоский подоходный налог, отсутствие налога на наследство и дарение, плавающий валютный курс, свободное движение капитала, некоторые меры по стимулированию бизнес-активности (правда, в основном в интересах аффилированного бизнеса).


Однако, по мнению представителей различных направлений современного экономического мейнстрима, в долгосрочной перспективе эта гибридная конструкция, примеры которой можно частично наблюдать в странах Южной Америки и Африки, нежизнеспособна и неконкурентна: либо придется выстраивать реальную, неселективную рыночную экономику для всех — как в странах восточной Европы и Юго-Восточной Азии, что подразумевает соответствующую модернизацию социально-политической системы,  либо брать левый поворот и уходить в социалистический этатизм и популизм, а по сути — в репрессивную политическую диктатуру, как в Венесуэле, КНДР или Беларуси, со всеми неизбежно вытекающими социально-экономическими последствиями в виде резкого падения уровня благосостояния, социальной стратификацией, тотальной элиминацией гражданских прав и свобод, социальными волнениями, и пр. 


Таким образом, для роста благосостояния и глобальной конкурентоспособности построение современной рыночной экономики, развивающейся за счет роста и диверсификации производства и технологий, представляется неизбежной необходимостью для России. Такая экономика предусматривает благоприятный для нее инвестиционный предпринимательский климат и стимулирующую деловую среду со всеми соответствующими параметрами типа системного поощрения предпринимательства, независимого суда, главенства права частной собственности, низкого уровня коррупции и т.п.  Эти условия могут быть обеспечены только модернизацией сложившихся политических и социальных конструкций и созданием более либеральной политической среды с безусловным равноприменением закона — другими словами, переходом к Государству Порядков Открытого Доступа.. 


7.


Запуск в России реальной модернизации политических институтов и выстраивание их работы на принципах гражданского общества предполагает неизбежное их подчинении нормативам свободного рынка и демократии, являющихся общеорганизующим базисом  для современной мировой экономики и абсолютного большинства развитых и развивающихся стран мира.  Для этого необходима либерализация большей части процессов и оснований сложившейся политико-экономической социальной системы в России — т.е. создание государства с Порядками Открытого Доступа. В качестве основных направлений необходимо указать:


  • свободу слова и политическую конкуренцию: отмену фактической информационной цензуры и репрессивного подавления социально-политической  альтернативы на законодательном, исполнительном и неформальном уровне.

  • фактическую сменяемость власти в результате открытых выборов: это позволяет усилить общественную полезность бюрократий и контролировать параметры ее рационального выбора и сроки ее рациональных ожиданий

  • трансформация из фактически унитарного в федеральное государство: конкуренция федеральных единиц и их самоуправление — естественная “горизонтальная” конструкция для сохранения целостности и развития  государства с большой территорией и высокой социокультурной дифференциацией населения.

  • фактическое разделение властей: независимое от верховного авторитарного бюрократического аппарата принятие и имплементация решений каждой ветви власти как часть антикоррупционного принципа сдержек и противовесов 

  • равноприменение закона: необходимость исключения избирательности правоприменения в интересах бюрократии, в том числе благодаря вышеуказанным факторам.

  • уменьшение налоговой и регуляторной нагрузки на экономических агентов: это упростит и усилит эффективность микроэкономических процессов, ускорит долгосрочный макроэкономический рост, уменьшит акторство бюрократии и снизит уровень коррупции (поскольку уменьшится базис распределения благ и, соответственно, возможность получения коррупционного профита) 

  • безусловное соблюдение права частной собственности как основополагающего андерлаинга

  • денационализацию и  приватизацию существенной части государственного сектора: это позволит уменьшить эффект выдавливания и увеличит конкурентоспособность экономики.

  • равный доступ к возможностям для всех агентов: это касается как доступа к необходимым стартовым социальным благам, таким как образование, медицина, так и  низкой стоимости старта для предпринимательской активности любого уровня

  • доступ общественных организаций-агентов к участию в выработке решений и контроле за их исполнением на уровне всех ветвей государственной власти

  • интеграцию в глобальные экономические, политические и социальные процессы западных демократий и прекращение политики “суверенной” изоляции


В совокупности перечисленные направления либеральной модернизации  создадут основу для увеличения эффективности на микроэкономическом уровне: улучшения делового и инвестиционного климата, трансформации деловой и социальной этики, ценностей и целей агентов. Эти драйверы, в свою очередь, обеспечат ускорение экономического роста в целом. 



8.


Среди перечисленных направлений не упомянуты потенциальные последствия модернизации: 


  • рост уровня открытости и общественного контроля власти, 

  • изменение информационной повестки и тематик общественного обсуждения, 

  • активизация роли агентов в распределении ресурсов, 

  • существенное снижение уровня коррупции, 

  • рост частного сектора, 

  • рост технологий и отраслей с высокой добавленной стоимостью,

  • диверсификация и конкурентоспособность экономики, 

  • трудовая мобильность и профессиональная эластичность агентов, 

  • рост уровня квалификации рабочей силы, 

  • интеграция в мировое сообщество с позиций равноправного участника и пр. 


Эти бенефиции — естественный результат либеральной институциональной трансформации. 


Этические, социокультурные и технологические характеристики современного российского общества — метис — сейчас гораздо более адаптированы к модернизации, нежели в период рыночных и политических реформ начала 90-хх,. Стирание информационных и редукция физических границ в мире, два десятилетия рыночной экономики, пусть и не вполне открытой и не вполне свободной, понимание общественной и персональной выгоды института частной собственности, улучшение качества жизни, пусть и с низкой базы позднего советского наследия, экстенсивный глобальный рост технологий и активный импорт его практических результатов,  и прочие причины обусловливают готовность общества к реформам. Немаловажную роль играет и фактор смены поколений: скорость изменений способов самосознания и оценки окружающей действительности хотя и отстают от развития технологий, тем не менее имеют с таким развитием очевидную позитивную корреляцию.


Важно отметить, что в развитых странах происходят некоторые эрозии свободного рынка, имеющие “обратное направление” по отношению к обсуждаемой модернизации в России отличающихся усилением этатизма и  государственного активизма -  все возрастающей ролью государства как экономической сфере, так и в социальных процессах. С одной стороны, это обусловлено выбранной политикой патернализма -  фактического отказа от эндогенной рыночной санации в рамках естественных рыночных колебаний  и принятием политики перманентного расширения денежного предложения и помощи экономическим агентам за счет государственного бюджета в период кризисов. С другой стороны, причина — в темпах роста и скорости пролиферации технологий, что увеличивает потребность общества в безопасности и контроле и консенсусное общественное делегирование этих функций государству — “безопасность в обмен на свободу”. Важную роль играет и изменение, а точнее трансформация либеральной риторики в идеологию тотальной “инклюзивности”, “кенселинга”, “новой этики”, что по сути является эффектом “гиперкомпенсации”, разнообразно и многосторонне описанным в различных концепциях постиндустриальной трансформации. (Здесь стоит отметить, что взятое в кавычки понятие “новая этика” является исключительно российским продуктом, не имеющим ничего общего с реальным понятием «новая этика», сформулированным Эрихом Нойманном в 1949 году. По сути оригинальное понятие Нойманна”новая этика” означает принятие нормальности совмещения темного и светлого начала в человеческой личности и отказ от дихотомии максимальных нравственных оценок «хорошее-плохое» при одновременном смягчении коллективных норм морали. В современном же понимании русскоязычных людей новая этика означает, фактически, реваншизм социальных меньшинств и активную девальвацию консервативных социально-этических ценностей с одновременной императивной индоктринацией новых ценностей как обязательных и зачастую безальтернативных. В определенной мере эти два смысла, объединенные в русском языке одним термином, являются антиподами.)  В общем и целом все эти процессы вполне укладываются в логику большинства теорий модернизации и постиндустриальной трансформации, а также соответствуют концепции реальных бизнес-циклов с их эндогенными и экзогенными триггерами, согласно которым экономические и социальные  колебания обусловлены эндогенными технологическими сдвигами и экзогенными внешними факторами-импактами. 


Тем не менее, несмотря на рост этатизма — увеличивающуюся зависимость рыночной экономики и социальных процессов от государства в развитых странах — основные нормативы и ценности свободного рынка и развитых гражданских демократических институтов являются бенчмарками и остаются этическим базисом социально-экономического и политического устройства. И именно работающие институты позволяют сохранять экономическую эффективность и гражданское общество в условиях смены социально-экономических парадигм (индустриальное общество — постиндустриальное общество — информационное “инклюзивное” общество)


Таким образом, успех модернизации российской социально-политической институциональной системы определяется приближением к упомянутым бенчмаркам.


9 — Сам-ап.


Существующая политическая и институциональная среда в России направлена на защиту прав и расширение возможностей действующей бюрократии и аффилированного капитала. Частный сектор и потребительская экономика имеет значение только в отношении ее способности осуществлять функции обслуживания бюджетных бенефициаров. В соответствии с этим принципом естественным образом настроены и отрегулированы политические и социальные механизмы и институты. 


По мере назревания необходимости в увеличении эффективности и росте экономики и социального благосостояния — в силу эволюционно-эндогенных или революционно-экзогенных факторов — будет актуализироваться неизбежность модернизации устоявшейся политико-экономической среды для экономических агентов. Такая “модернизированная” среда представляет собой систему институтов и процессов, основанных на принципах демократии и подконтрольности властной бюрократии гражданскому обществу, и принята в подавляющем большинстве развитых стран.


В основном, эти институты основаны на нормативах гражданского общества и свободной рыночной экономики. Преимущественно все они базируются на принципах конкуренции, регулярной сменяемости власти через открытые выборы, строгого соблюдения базовых гражданских прав и свобод, равноприменения закона, разделения властей, бесспорности права частной собственности и свободы предпринимательства. В современных условиях упомянутые нормативы и институциональные механизмы девиируют от базисов в той или иной степени и по тем или иным причинам (государственный монетарный и фискальный контрциклический протекционизм, расширение функций обеспечения социальной и технологической безопасности и пр.), однако остаются бенчмарком социально-экономического устройства для абсолютного большинства развитых стран.


Социально-культурная и экономическая почва адаптирована к реформам значительно больше, чем в начале 90-хх.


Таким образом, либерализация социально-политической системы в России является важнейшим фактором роста национальной экономики и благосостояния агентов, а также глобальной конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. 

 
    17 комментариев
    Что такое исполнительный ресурс государства? 
    Александр Сережкин, ну это же учебник по экономике для первого курса столярного ПТУ… Уверен, что сами знаете ответ.
    avatar
    Paul T, понял, все смешалось в доме Облонских.
    Украина и Грузия нонче либеральные и живут дорого-богато. А Прибалтика так вообще стала Тайванем и Сингапуром.
    Алексей Пешков, прибалтийские вымираты это авангард запада.
    Ничего, что Паркинсон черпал примеры своих «законов» из британской бюрократии? 
    Если посмотреть на систему государственных пенсий или государственного медицинского обеспечения во многих странах, не увидим ли мы колоссальную экономическую роль государства, которая напрямую не относится к Вашей триаде? По сути эта роль экономическая, страховая. Общее ощущение от Ваших тезисов состоит в том, что Вы смешиваете текущую политику с теоретической экономикой и отбрасываете все, что  не ложится в заданную схему. 
    avatar
    SergeyJu, Спасибо за коммент. 1). Нет, ничего, поскольку в общих усреднениях бюрократ — есть специфический агент относительно среды, но совершенно модельный и холистический субъект социо-биологического генеза, именно поэтому лично я считаю все импликации Нискенена (ну а Паркинсон, как чувак, которому яблоко упало в лоб) — верными.  2). Вы как можете понять из моих текстов, очень не люблю социалиста-Кругмана, но он сказал одну гениальную фразу once: Государство — это страховая компания с армией… Я к тому что любая социальная роль государства — это консенсусая имплементация совокупной гражданской воли отдельных своеобычных персон, чьи интересы и свободы являются неоспоримыми до предела интересов следующей персоны (Ролз, даже Сэн, неплохо об этом порассуждали). Очевидно, что я утрирую, и очевидно, что это номинальные фантазии, но важна точка отсчета… Знаете, Спенсер, в свое время интересно решил проблему первичности курицы и яйца (не значит что я согласен и что у меня нет вопросов)...,  — он сказал что курица — это все лишь способ одному яйцу произвести другое…
    avatar
    Paul T, яйца намного древнее куриц. 
    Если следовать Вашей фразе про «консенсусную имплементацию», то надо 
    1. Выкинуть всю историческую мудрость о том, что государство есть инструмент насилия одних слоев общества по отношению к другим 
    2. Забыть о внутренних противоречиях в обществе. 
    ИМХО, это слишком радикально оторвано от жизни. То есть фантазия в стиле социалистов-утопистов, просто обличенная в иной контекст. 
    avatar
    SergeyJu, .... Выкинуть всю историческую мудрость о том, что государство есть инструмент насилия одних слоев общества по отношению к другим… Ну я вот совсем не согласен, Вы полистайте пару работ про эволюцию человеческих популяций… Могу дать ссылки. У Вас совершенно диалектически-марксистский подход к трактовке...(имхо)… как бы это сказать точнее, чтоб не загнобили..))… исторических фрагментарных рядов и их аутпутов… Государство — это результат добровольного делегирования обществом  права на насилие узкой группе членов общества  с целью арбитража и защиты остальных членов общества, при этом примат индивидуального «естественного» права остаётся всегда… Это имеет фактическое подтверждение и в религиозных мифологиях и даже в тоталитарнро-диктаторских режимах нового времени. 
    avatar
    Paul T, кровавые бунты — это о добровольности? Как насчет расстрела марша ветеранов 1 мировой при Гувере или борьбы Тэтчер с шахтерами? Просто на Ваше одностороннее мнение я ответил противоположным, столь же неверным. 
    Всегда в обществе есть место и согласию, и противостоянию. Поэтому государство только отчасти бандит, а отчасти благодетель. 
    avatar
    SergeyJu,… кровавые бунты — это о добровольности? Как насчет расстрела марша ветеранов 1 мировой при Гувере или борьбы Тэтчер с шахтерами? — КОНЕЧНО!!! это именно о добровольности, потому что гражданские институты!!! дают возможность устанавливать возможности и ограничения — и уж если выбрали (ну мы же не будем всерьез говорить о вбросах на выборах в Англии) -  и согласились с концепцией свободного рынка и государства, как охранного института сборища индивидуальностей — так и принимайте соответствующий актинг!!! Но именно, точнее в том числе — поэтому Пенза — это Пенза, а Бристоль — это Бристоль… Понимаю, что примитивизирую до дна, но это конкретно к Вашему пассажу.
    avatar
    SergeyJu,… яйца намного древнее куриц… Ну знаете, это с эпистемологической точки зрения не выдерживает критики… Это вопрос влияния и возможностей изучающей персоны на то, что и как она изучает…
    avatar
    Paul T, эволюционно яйца появились раньше, чем динозавры. А птицы — одно из позднейших ветвей динозавров. Думаю, что Спенсер об этом догадывался и другими словами выразил то же, что позже Докинз в эгоистичном гене. Как всегда, утрированный взгляд несет простое и ограниченное понимание кусочка сложного мира.
    avatar
    SergeyJu, Знаете, я биолог по первому образованию, Вы же, я надеюсь, исключительно для полемической яркой краски сейчас сказали про эволюционную первичность яйиц?))) потому что, в противном случае, придется ходить в дебри, а точнее в элементарные первичности гносеологии, современной теории  эволюции и в целом научного критического рационализма и критериев демаркации…
    avatar
    SergeyJu, ну кстати история с эгоистичным геном Докинза уже сто раз была подвергнута… скажем так критике с самых  разных сторон и эта концепция геноцентричности сто раз была опровергнута когнитивистами — от биологов до лингвистов… Мне самому Докинз нравится, он рок-стар, но надо делить на 8…
    avatar
    Позволю себе пересказать однажды написанное о чудесной книге A&R.
    Во-первых, их описание соответствует реальности по формальным основаниям.  Никаких гарантий  полного соответствия реальному устройству общества, обуславливающему его стабильное существование нет.
    Во-вторых, представлена статичная картинка, не дающая не только возможности понять происходящие в обществе изменения, но и направленнность. За последние десятилетия произошли и продолжают происходить большие перемены, среди них — упомянутые как «некоторые эрозии», причем их скорость не уменьшается. Полагаю, что картинка все больше расходится с реальностью и предположу, что будет расходиться впредь, под влиянием многих обстоятельств (свой прогноз рынка уже предложил, исполнится обязательно).

    Мне кажется, что применение к разным странам шаблонов A&R похоже на рекомендации менее успешному бизнесу повторять структуру и действия более успешного:  изучать очень полезно, но копировать в приказном порядке — опасно.

    Если бы A&R пытались публиковать труды с аналогичными формальными описаниями успешных бизнесов и выступали с «научными рекомендациями» по реорганизации всех остальных, их быстро бы подняли на смех. Однако в экономикс эти ребята считаются приличными специалистами.

    теги блога PaulPurifoy

    ....все тэги



    UPDONW
    Новый дизайн