Новости рынков
Гари Шиллинг – глава консалтинговой фирмы A. Gary Shilling & Co и аналитик, последовательно предсказывавший многие кризисы, начиная с конца 1960-х годов
По словам Гари Шиллинга, цены на нефть непременно возобновят падение. Вопрос в том, кто окажется в числе проигравших, а кто — нагреет на этом руки? И может ли падение цен на нефть породить новую рецессию?
Победители
Совершенно очевидно, что страны, импортирующие нефть, выигрывают от падения цен на этот природный ресурс. К ним относятся и Штаты, где, несмотря на рост внутреннего производства, импорт все равно отвечает за 50 потребляемой нефти. Странам Западной Европы и Азии, которые также являются чистыми импортерами, тоже повезло, хотя и в меньшей степени, поскольку нефть продается за доллары, а их валюты сильно подешевели. Иными словами, главными победителями в этой ситуации будут американские потребители. Уже сейчас бензин для них стоит на 24 процента дешевле, чем в июне 2014 года. Нет никаких сомнений, что с окончанием сезона отпусков спрос, а вместе с ними и цены устремятся вниз.
Большинство аналитиков полагают, что потребители потратят высвободившиеся средства и таким образом поддержат экономику. Однако пока все сэкономленные на бензине деньги идут на восстановление активов и сокращение долгов. В трудные времена потребители склонны больше экономить и сберегать; именно так они и поступали в течение последних шести лет периода восстановления, даже несмотря на отсутствие роста реальных заработных плат. Между тем, падение цен на нефть может привести к неблагоприятным последствиям. В скором времени они приведут к развитию дефляционных процессов. Уже сейчас 10 из 34 крупнейших экономик мира фиксируют снижение потребительских цен в годовом исчислении. Скорее всего, затем начнут расти дефляционные ожидания, а потребители, соответственно, будут откладывать крупные покупки в расчете на снижение цен. Если это произойдет, нас ждет раскручивание дефляционной спирали за счет роста свободных мощностей и запасов. Как только потребители поймут, что их подозрения оправдались, потребление начнет падать еще быстрее, замыкая порочный круг. Итог? Вялый экономический рост или его полное отсутствие — спросите Японию, ей есть что рассказать об этом.
Проигравшие
К ним относятся добывающие и сервисные компании, особенно с высокой долей заемных средств. Американские «гидроразрывщики» едва сводят концы с концами, но упрямо не хотят отходить от дел. Отчасти это связано со снижением стоимости бурения, а также с тем, что цены на нефть еще не упали ниже уровня рентабельности, что побуждает их наращивать добычу, восполняя таким образом падение выручки. С конца прошлого года уровень занятости в секторе сократился всего лишь на 4 процента, а еженедельная оплата труда — на три процента. Однако когда цены нырнут на новую глубину, некогда процветающие месторождения Северной Дакоты могут быстро опустеть.
Также снижение стоимости нефти сильно огорчит африканские страны, экспортирующие сырье в Китай — Анголу и Нигерию. В частности, нефтяной экспорт финансирует 70 процентов нигерийского бюджета. То же самое относится к Венсуэле, где курс боливара к доллару упал с отметки 103 в ноябре прошлого года до 701 на черном рынке (официальный курс по-прежнему составляет 6.29 — смешно). Россия остро нуждается в дорогой нефти, поскольку этого энергоресурс финансирует импорт и государственные расходы страны. Западные санкции в связи с конфликтом на Украине перекрыли экономике кислород, а российским банкам — доступ на иностранные рынки долгового капитала. Курс рубля к доллару упал к отметке 66, а годовая инфляция выросла до 16 процентов. Не имея иных убедительных источников дохода, Россия, несомненно, продолжит добывать и продавать нефть, сколько бы она ни стоила.
Акции энергетических компаний уже существенно подешевели, в частности, за минувший год собственный капитал Royal Dutch Shell сократился на 35 процентов. Спекулянты и инвесторы с большими вложениями в нефть и в связанные с нефтью активы понесут большие убытки, если нефть подешевеет до 10-20 долларов за баррель.
Фондовые рынки стран Персидского залива также сильно пострадали и, скорее всего, продолжат стремительно падать на фоне снижения стоимости нефти. Ситуация осложняется высокой долей частных инвесторов, которые набрали дешевых кредитов в надежде заработать на растущих акциях. В этом году рынок Саудовской Аравии числился в региональных лидерах роста, в первую очередь на фоне предполагаемого июньского «открытия границ для иностранцев». Однако сейчас он уже в минусе на десять процентов. И не спроста, поскольку нефть обеспечивает 90 процентов поступлений в бюджет страны и 40 процентов от ВВП.
Федрезерв откладывал повышение ставки по федеральным фондам в надежде дождаться более подходящих данных по рынку труда. Теперь многие уверены в том, что регулятор начнет действовать уже в этом году. Однако Гари Шиллинг считает, что Федрезерв отложит повышение до следующего года — в лучшем случае. Если же он решится сделать это сейчас, цены на сырье упадут в пропасть. Китай последует за ними, начнется массовая дефляция, а ФРС очень скоро пожалеет о содеянном. Сочетание всех изложенных выше факторов может обусловить следующую крупную рецессию в мировой экономике.