Новости рынков
Банковская система России в кризисе. Об этом свидетельствуют не только события на финансовом рынке, произошедшие на прошлой неделе, но и логика действий регулятора в лице Центрального банка. В ней явно прослеживаются меры, которые вполне можно охарактеризовать как антикризисные. Вот только говорить о серьезных сложностях сами банкиры и представители ЦБ опасаются.
Съесть Кука
Один раз — случайность. Два — уже правило. На прошлой неделе банк «Русский стандарт» второй раз в этом году предложил владельцам выпущенных им облигаций изменить условия выплат. Впрочем, в данном случае интересно не то, как банк пытается договориться со своими кредиторами. Речь вообще идет не о финансовых проблемах отдельной кредитной организации. Судя по тем «скелетам», которые вылезают из «шкафов», ЦБ имеет дело с серьезным банковским кризисом. И связан он в первую очередь с закредитованностью населения. Такой же вывод можно сделать и из логики действий регулятора в этой сфере.
Согласно опубликованному на сайте Лондонской биржи банком «Русский стандарт» сообщению, владельцам его облигаций теперь предлагают не считать дефолтом снижение коэффициента достаточности капитала ниже 11 процентов. Коэффициент Кука, как еще называют этот показатель, для самих банков крайне важен. Если он снижается ниже нормативных 10 процентов, это становится для Банка России поводом обратить на соответствующее кредитное учреждение более пристальное внимание. Ведь именно этот показатель, представляющий собой отношение собственного капитала кредитного учреждения к его активам (выданным кредитам, находящимся в его портфеле ценным бумагам и так далее), отражает, насколько само кредитное учреждение способно платить по собственным долгам.
В результате ЦБ может ввести в таком банке временную администрацию, может отозвать лицензию и тому подобное. При расчете коэффициента достаточности капитала, активы банка, как говорится в соответствующих нормативах ЦБ, необходимо еще и «взвешивать» по их степени риска. Ведь тот же кредит, например, могут вовремя не вернуть. А ценная бумага может оказаться просто неликвидной — и ее не продашь по цене, по которой ее учитывает сам банк. А раз так, то и платежеспособность кредитного учреждения снижается.
Российская банковская система попала в ловушку. К старой проблеме закредитованности населения добавился фактор высоких ставок по депозитам. С одной стороны, это спровоцировано девальвацией рубля и периодическими изменениями ключевой ставки ЦБ. А с другой — ухудшением финансового состояния самих банков и связанной с этим необходимостью привлечения дополнительных средств.
Предложивший своим кредиторам изменить условия выплат банк «Русский стандарт» — розничный. То есть основная масса его активов — кредиты населению. В начале года ему уже удалось уговорить большинство держателей его субординированных еврооблигаций на сумму в 350 миллионов долларов перенести срок их погашения с апреля 2018-го на апрель 2020 года. Для этого пришлось повысить выплаты по данному долгу с 10,75 до 13 процентов годовых. И вот теперь банк пытается провернуть такую же операцию с облигациями со сроком погашения в 2017 году. И предлагает не считать дефолтом снижение «коэффициента Кука» до 11 процентов.
Еще один пример рискованной финансовой политики — ситуация с банком «Транспортный», фактически опустошающая страховой фонд Агентства по страхованию вкладов. Тут уже «надувают» пассивы, а не активы.
После хоть пожар
Сознательно собственники «Транспортного» выбрали эту стратегию или нет, уже не важно. Факт в том, что для пополнения своего капитала банк воспользовался как раз той самой опцией в законодательстве, отменить которую и предложил президент Сбербанка Герман Греф. В январе «Транспортный» вывел на розничный рынок новый продукт — депозиты по фиксированной ставке от 20 до 22 процентов годовых. Тогда это делали многие банки. Но лишь «Транспортный» разрешил такие вклады пополнять.
Уже в феврале в банке осознали, что совершили ошибку. И принялись сокращать офисы, торгующие этим продуктом. Но клиенты продолжали идти. В марте в банк выстраивались очереди, как в приснопамятный МММ. В результате обязательства «Транспортного» по вкладам выросли с января в несколько раз и достигли уровня в 41 миллиард рублей. Рекордная сумма, которую теперь предстоит выплатить Агентству по страхованию вкладов.
Прошлый рекорд был установлен после банкротства Инвестбанка — 30,6 миллиарда рублей. А на 30 марта объем фонда АСВ составлял всего 84,7 миллиарда рублей. С учетом резервов под выплаты пострадавшим клиентам другим банкам — 69 миллиардов рублей. Значит, после выплаты вкладчикам «Транспортного» Агентство по страхованию вкладов может оказаться не в состоянии страховать депозиты населения в других кредитных учреждениях.
Впрочем, по информации «Ленты.ру», Центральный банк уже согласился пополнить фонд АСВ за счет собственных резервов. Однако проблему это все равно не решает. Проблема — в 100-процентом страховании вкладов. Ведь если бы этой практики не было, граждане, прежде чем нести свои деньги в «Транспортный», оценивали бы собственные риски. А так их просто не было. Риски целиком легли на государство и на вкладчиков других банков, предлагающих депозиты с меньшей доходностью.
Страховка от жадности
О кризисе российской банковской системы свидетельствует и информация о продаже ФК «Уралсиб» за 1 рубль, и то, что государство намерено провести докапитализацию отдельных крупных кредитных учреждений трансфертом через АСВ. И продление ЦБ действия инструкции, позволяющей банкам не переоценивать свои активы в соответствии с ситуацией, складывающейся на финансовом рынке. И санация банка «Траст», на которую в конце прошлого года ЦБ выделил порядка 130 миллиардов рублей.
Логика простая. Теперь государству приходится не просто спасать банковскую систему, а выбирать, кто в ней останется на плаву, а какие кредитные учреждения придется банкротить. Выбор тоже простой. Под скрытую или открытую санацию попадают банки с большим объемом вкладов населения и если найдется другой банк, готовый вложить в них деньги. У остальных отзывают лицензии. Если бы обанкротили «Траст», Агентству по страхованию вкладов пришлось бы выплатить его вкладчикам 110 миллиардов рублей. А вот «Транспортному» не повезло. Закрывать дыру в его балансе никто не согласился.
И число желающих санировать другие банки, судя по всему, будет сокращаться. Только за четыре месяца этого года российские банки понесли убытки на общую сумму, превышающую 14 миллиардов рублей. Хотя стоимость услуг, оказываемых ими сегодня экономике, достаточно высока: банковские кредиты редко где стоят менее 14 процентов годовых. И дело тут не в ставках, а в той финансовой стратегии, которую избрали банкиры в предыдущие годы и месяцы. lenta.ru/articles/2015/05/25/banks/
Подробнее на РБК:
top.rbc.ru/finances/25/05/2015/556327149a79471d51844b8f
ооо свежачок
А активы банка-то остаются. Вероятно там и кэша на балансе основательно. Может с активами тоже все плохо, но об этом в статье не слова.