Новости рынков

Новости рынков | Япония и Россия: арктические друзья

Арктика стала центром мировой политики в 2014, занимая важное место в повестке энергетической безопасности большинства стран восточной Азии, включая Китай и Японию. Япония, в последнее время, шаг за шагом укрепляет свои позиции в этом регионе. Благодаря этим усилия Япония нашла себе нового союзника на арктической шахматной доске: Россию. Успешное восстановление дружеских русско-японских взаимоотношений будет потенциально выгодным для обеих стран.

Арктический регион
Арктика

В сентябре 2012, таяние арктических льдов достигло новых рекордов. Это, конечно, вызвало реальные опасения, касаемые изменения климата, но это также превратило регион в энергетический хотспот. Арктика, как полагают, содержит 30% мировых запасов неразведанного газа и 13% неразведанных запасов нефти. В тоже время, Северный морской путь через арктику предлагает альтернативный проход для транспортировки энергоносителей, предлагая импортерам и экспортерам более безопасный путь, нежели нестабильные водные пути через Ормузский и Малаккский проливы. 

Северный морской путь
Северный морской путь

Не удивительно, что арктические прибрежные государства и страны восточной Азии сосредоточили внимание на геополитических достоинствах региона. В мае 2013 Япония, Китай и Южная Корея были приняты в качестве постоянных наблюдателей в Арктический совет, позволяя им присутствовать на заседаниях и продвигать свои собственные арктические стратегии. Из этих трех стран, Китай был особенно активен, добиваясь проведения экономических, политических и научных инициатив.

Япония и Россия: арктические друзья
Ормузский пролив

Малаккский пролив
Малаккский пролив

Несмотря на совсем недавнее начавшееся освоения региона, Япония считается опоздавшей в Арктической гонке. Хотя ее участие в разделе сфер влияния в регионе восходит к началу 20 века, только в последнее время, была разработана более полная и всеобъемлющая стратегия. И это неудивительно, учитывая ограниченные природные ресурсы и сильную зависимость от импорта энергоносителей, который достигает 84% от всех нужд страны. Япония в настоящее время третий по величине потребитель нефти и крупнейший в мире импортер сжиженного природного газа. И эта зависимость от импорта, лишь только выросла после аварии на атомной станции Фукусима в 2011. И как результат, Токио просто не может проигнорировать огромные энергетические ресурсы Арктики.

Обладая одним из самых больших торговых флотов, Япония может получить огромную выгоду от Северного морского пути — также называемого Северо-восточным проходом — который экономит на 40% время в пути из Гамбурга в Йокогаму (по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал) и экономит 20% горючего. Япония пытается нарастить присутствие в регионе, пока особо не оспаривая суверенные режимы в Арктике. Страна проводит множество двухсторонних встреч с прибрежными арктическими государствами и особенно много с Россией. Отношения Японии с Россией достигли своего дна в ноябре 2010, когда тогдашний президент Дмитрий Медведев посетил спорный остров Кунашир. Но отношения постепенно начали оттаивать с приходом к власти президента Владимира Путина.

Обе стороны нашли причину для беспокойства — становление Китая, и искали пути защиты против него. Когда ледокол Xue Long (Снежный Дракон) стал первым китайским ледоколом, совершившим плавание по Северному Морскому Пути в 2012 году, Москва решительно поддержала кандидатуру Японии о предоставлении ей статуса наблюдателя в Арктическом совете, проигнорировав при этом аналогичную заявку от Китая. Кроме того, в мае 2013 японская энергетическая компания Inpex Corporation достигла договоренности с российским нефтяным гигантом Роснефть о совместном исследовании двух российских нефтяных месторождений. В том же самом году Москва отстаивала кандидатуру Токио на проведение олимпийских игр в 2020 году.

Япония и Россия также извлекли пользу из частых встреч на высшем уровне. С премьер-министром Синдзо Абэ встречался Владимир Путин, также были визиты Абэ в Москву в апреле 2013. В прошлом году, Япония и Россия провели свою первую в истории встречу в формате «2+2», на которой министры иностранных дел и министры обороны обсуждали вопросы сотрудничества в области безопасности. Хотя из встречи и не удалось сделать сенсации, она была значительным шагом вперед, учитывая, что Япония провела подобные встречи только с США и Австралией. Для России это было первая встреча в формате «2+2» с одной из азиатских стран.

Надо отметить, что Японию и Россию врядли можно считать партнерами по безопасности. Такие вопросы, как статус Курильских островов (известных как Северные Территории в Японии), Американо-Японский альянс по безопасности и две войны в 1904-1905 и снова в 1945, по прежнему представляют серьезные проблемы для их партнерства. Тем не менее, обе стороны показывают готовность к сотрудничеству, ожидая значительные выгоды от тандема.

Но, что точно может принести этот роман обеим сторонам? Через потепление своих отношений с Россией, Япония стремится использовать потенциал Арктики и заручиться поддержкой в противостоянии, как она считает, против напористой политики Китая. Работа с Россией это прекрасная возможность для Японии укрепить свои связи с наиболее важным игроком в Арктике и получить рычаги в рамках Арктического совета. Это также откроет Арктику для японских фирм и научных исследований. Это в свою очередь, поможет Токио диверсифицировать поставщиков энергии и свои маршруты транспортировки. Тем временем, японские порты будут иметь конкурентное преимущество перед Сингапуром, Шанхаем и Гонконгом. Наконец, работая с русскими моряками и работниками инфраструктуры, которые имеют опыт работы в суровых погодных условиях, Япония получит большое подспорье для своих компаний.

Тесные взаимоотношения также предлагают преимущества для России. Так как ее стратегические интересы сместились из Европы в Азию, Россия вынуждена застраховаться от проблем в Китае, устанавливая прочные отношения с другими странами в Азии. Хотя Пекин является основным клиентом России в Восточной Азии, Москва по-прежнему стремиться диверсифицировать свои энергетические продажи в Восточной Азии. Пока Пекин разрабатывал широкую сеть поставщиков энергии на Ближнем Востоке, в Африке, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе, Россия построила громадную энергетическую инфраструктуру, которая обслуживает только Китай. Это дает ей сильный стимул расширить базу клиентов, охватывая новые и новые страны Восточной Азии.

Кроме того, несмотря на зависимость Российской экономики от экспорта энергоносителей, страна отстает от своих основных конкурентов в области технологии, что является необходимым для проведения операций в Арктике. Японские ноу-хау в области добычи полезных ископаемых и морских операций могут стать жизненно необходимыми для Российских фирм. Потепление отношений Японии с Россией в последнее время были под пристальным вниманием. Если Москва и Токио преодолеют значительные препятствия для их диалога, то они смогут получить выгоду как в Арктике так и в Восточной Азии, возможно сместив баланс сил обратно в их сторону.

Автор Stratos Pourzitakis
Источник thediplomat.com
★3
8 комментариев
ИНТНЕРЕСНО +55
avatar
Освоение арктического шельфа очень сложно и дорого, поэтому тут без сотрудничества не обойтись.
avatar
вот только ормузский то пролив тут причем?
он в замкнутый водоем идет а не между морями-океанами.
может про Аденский пролив хотели написать — там пираты как раз плавают.
Сергей Воронцов (sergey-110), Ормузский пролив является единственным морским путём, позволяющим экспортировать арабские газ и нефть
avatar
серьёзный труд, столько информации)) а если не секрет, что значит dardar? это такое имя или… просто интересно))
avatar
RuUUUUU, просто ник, на клавиатуре быстро набирать :) к дарам, дарению и проч. ник отношения не имеет :)
avatar
встанут танкеры во льдах, вот вам и эко катастрофа
бедные пингвинчики с мишками
avatar
Skifan, мишки себя в арктике и так плохо чувствуют и скорее умрут от голода чем от нефти. Льды то тают…
avatar

теги блога Без Нерррвов!

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн