Полуторачасовые переговоры финансовых властей Кипра с финансовыми властями России пока не увенчались успехом. После того как парламент островного государства во вторник проголосовал против обложения налогами депозитов в банках страны, страна оказалась на грани дефолта.
Парламент Кипра во вторник отклонил законопроект о введении принудительного списания части депозитов в виде «налога». Еврогруппа высказала сожаление по поводу этого решения
Кипру не хватает порядка 17 млрд евро, при этом условие предоставления кредита объемом $10 млрд со стороны еврозоны — не выполнено. Борьба вокруг Кипра будет более напряженная, чем вокруг любой другой страны еврозоны.
Европа, впрочем, уже открещивается от жесткого требования по налогам на депозиты. Председатель Еврогруппы Йерун Дейсселблум утверждает, что предложение о кредите в $10 млрд остается в силе, однако есть условие на уровень долга. «Мы дали Кипру возможность для маневра. Но пакет помощи не может быть больше 10 миллиардов евро. При этом долг Кипра не должен превышать 100% ВВП, иначе они никогда не смогут расплатиться по этим кредитам. Такие условия изначально были основными, и они продолжают действовать. Теперь слово за Никосией», — заявил Дейсселблум.
Учитывая, что внешний долг Кипра
в декабре 2012 г. достиг 71,1% ВВП, а 10 млрд евро, предоставляемые ЕС, — это больше 50% ВВП (ВВП Кипра в 2012 г. — 18,4 млрд евро), суммарно это уже с лихвой превысит 100% ВВП. То есть пространство для маневра у Кипра не представляется слишком широким. Намек еврозоны ясен: Кипру запрещено брать еще у кого-либо в долг, нужно решать проблему внутренними ресурсами, и «Старший брат» подсказал, какими: подрезать суммы, лежащие на депозитах в банках.
Министр финансов Германии выразил сожаление в связи с отказом Кипра от налога на банковские депозиты.
«Не хочу наводить панику, но надо смотреть на Грецию», — прокомментировал ситуацию в программе «Курс дня» Алексей Голубович из «Арбат Капитала». По его словам, в Греции ситуация была легче, потому как экономика страны хоть что-то из себя представляла, тогда как главная сила Кипра именно в банковской системе, по которой сейчас нанесен сильнейший удар.
Действительно, кипрские банки могут не открыться, считает министр финансов Германии Вольфганг Шойбле. На его взгляд, отказ парламента ввести единовременный налог на банковские депозиты не позволит устоять банковской системе страны. «На данный момент неясно, смогут ли банки Кипра начать вновь функционировать. Два главных банка Кипра неплатежеспособны, и у Европейского центробанка нет резервного фонда на подобный случай», —
заявил Шойбле.
«Кто-то должен объяснить киприотам, что экономическая модель островного государства по привлечению финансовых активов благодаря низким налогам провалилась. Фактически банки Кипра уже банкроты, доступа к международным финансовым рынкам у них нет. Мы, безусловно, хотим им помочь, но нужно понимать — мы не можем финансировать их сложившуюся модель за счет денег наших налогоплательщиков», — подчеркнул Шойбле.
Спасать экономику Кипра за счет денег налогоплательщиков Евросоюза никто не хочет, согласен Голубович. «В первую очередь, потому что они будут спасать, получается, не вкладчиков и не банки, не компании стран ЕС, даже не тех, кто оптимизировал налоги из стран ЕС. Они будут спасать тех, кто оптимизировал налоги или просто хранил там свои неизвестно как заработанные деньги, чаще всего, конечно, законно заработанные, но с точки зрения Европы, не поймешь какие деньги, из стран Ближнего Востока, бывшего Советского Союза, то есть со всего мира», — пояснил эксперт.
Именно поэтому Кипр отличается от любой другой страны, в которой были похожие истории. Предложение еврозоны фактически отменить государственное страхование банковских вкладов и ввести задним числом налог на то, за что у людей налог уже взимали (если говорить о резидентах Кипра), беспрецедентно.
«Доверия к банковской системе не будет», — утверждает Голубович. При этом во многом ситуацию провоцирует Евросоюз, надеясь, с одной стороны, уничтожить внутри ЕС крупнейший офшорный центр, а с другой стороны, «решить финансовые проблемы Кипра за счет, в первую очередь, россиян и российских компаний».
«Здесь надо понимать, что пострадают не столько российские граждане, которые законно или незаконно полученные деньги и с точки зрения уплаты с них налогов, а пострадает российский бизнес, и в том числе бизнес и государственных компаний, и частных. Да, огромные деньги будут потеряны просто компаниями, у которых есть свои обязательства перед сотрудниками, перед контрагентами. Это фактически национализация того, что никогда Кипру не принадлежало», — подчеркнул Голубович.
«Европа задается целью сэкономить деньги налогоплательщиков из тех стран ЕС, которые сами же эту ситуацию раньше создавали и финансировали Кипр. Вот это вот, на мой взгляд, очень опасно и породит массу проблем в отношениях с Европой», — добавил управляющий директор «Арбат Капитала».
Развивая тему, эксперт пояснил, что в кипрской ситуации у Европы появилась уникальная возможность решать проблему не за счет своего налогоплательщика, а за счет людей, «до которых в Европе вроде бы никому нет дела». «И самое ужасное, что в иностранной прессе каждая статья про Кипр уже говорит о том, что там же половина денег русские, наверно, и криминальные. А наверно, вообще, они все криминальные, и скоро слово „наверно“ исчезнет, будет создаваться такой имидж, что, раз это русские деньги, так их, ну, если отобрать нельзя, так давайте хотя бы за счет них и погасим кредиты, лишь бы только не пострадал налогоплательщик стран ЕС», — объяснил Голубович. «А то, что эти деньги там находятся, потому что Кипр работал по правилам ЕС, про это можно забыть. Вот логика», — добавил эксперт.
«Я думаю, здесь интересы чисто материальные, и поэтому вокруг Кипра борьбы на самом деле будет гораздо больше, чем вокруг любой другой страны», — заключил Голубович.
Если исключение Кипра есть в арсенале запасных вариантов Германии, то рано или поздно оно будет принято, уверен Голубович. «Поэтому, к сожалению, здесь можно посоветовать только одно, что те, кто сможет вывести какую-то часть своих активов с Кипра, лучше бы это сделать», — говорит управляющий директор «Арбат Капитала».
По его словам, безусловно, для России будет некоторый положительный эффект в виде деофшоризации российской экономики. «Если Кипр выйдет из ЕС, через несколько лет он нормализуется, просто там не будет такой большой банковской системы», — отметил эксперт.
www.vestifinance.ru/articles/25087
-Меркель: Изучим предложения, которые Кипр представит Тройке
-Меркель: Необходимо обеспечить устойчивость банковского сектора Кипра
-Меркель: Банковский сектор Кипра должен внести свой вклад в обеспечение этой устойчивости
при том что у всех пигсов долг выше 100% именно кипру не дают больше 10 потому как они якобы не смогут расчитаться если долг будет больше 100%
13:58 *Асмуссен: Платежеспособность банков Кипра может гарантировать лишь рекапитализация посредством плана помощи — пресса
13:57 *Представитель ЕЦБ Асмуссен: Ликвидность может предоставляться только платежеспособным банкам — пресса
13:59 *Асмуссен: ЕЦБ всегда был открыт для защиты мелких депозитов на Кипре
14:00 *Асмуссен: Ни одной другой стране не понадобится такая программа, которая нужна Кипру
это план, далее последует ЕЩЕ что-то такое интересное, будем наблюдать, и зарабатывать)