нерешительные попытки США и ЕС договориться о дополнительной финансовой поддержке Украины дали новый импульс предложениям по получению прибыли из обездвиженных денег Москвы, говорят люди, знакомые с ходом дискуссии.
«Важно подумать, как мы можем использовать российские иммобилизованные активы и доходы от этих иммобилизованных активов для поддержки Украины», — заявил Financial Times вице-президент комиссии Валдис Домбровскис.
Отметив, что страны «Большой семерки» согласились заморозить активы до тех пор, пока Москва не возместит ущерб Украине, Домбровскис заявил, что пришло время подумать о том, как наилучшим образом использовать доходы, полученные за это время.
Чтобы победить скептиков, комиссия первоначально потребует от центральных депозитариев ценных бумаг, владеющих активами российского центрального банка, размещать полученную от них прибыль на отдельных счетах, по словам людей, проинформированных о предложении. Депозитарии ценных бумаг получают прибыль, реинвестируя денежные средства из ценных бумаг с наступившим сроком погашения, таких как государственные облигации, поскольку платежи в Москву запрещены из-за санкций.
Государствам-членам ЕС необходимо будет единогласно поддержать план, а также дальнейшие шаги по его реализации, прежде чем деньги смогут быть выплачены Киеву. Венгрия отдельно заблокировала дальнейшее финансирование ЕС для Украины в преддверии саммита лидеров в четверг.
По словам людей, на втором этапе плана прибыль будет переведена в общий бюджет ЕС, чтобы помочь поддержать Украину.
В рамках этого предложения будут направлены только доходы от активов центрального банка России. По оценкам комиссии, это будет приносить до 3 миллиардов евро в год или 15 миллиардов евро в период с 2023 по 2027 год, хотя официальные лица предупредили, что эта сумма будет зависеть от процентных ставок в течение этого периода.
Эти меры в первую очередь коснутся Euroclear, бельгийского депозитария, который владеет российскими суверенными активами на сумму около 191 млрд евро, что является крупнейшей долей, иммобилизованной на западе.
Euroclear уже добровольно разделяет прибыль и только за первые девять месяцев этого года заработала 3 млрд евро дохода на всех российских активах. Не вся эта прибыль была получена за счет активов российского центрального банка.
Euroclear отказался комментировать предстоящие предложения, которые еще могут измениться до того, как будут выдвинуты комиссией.
Несмотря на ограниченный масштаб предложения, которое нацелено только на получение прибыли, а не на сами замороженные активы, эксперты предупреждают о юридических и финансовых рисках.
Учитывая системное значение Euroclear (в 2022 году компания держала на хранении активы на сумму 35,6 трлн евро), «это, конечно, может вызвать неопределенность и страхи с немедленным эффектом на финансовые рынки», — сказал Армин Штайнбах, профессор права и экономики в HEC Paris.
ЕЦБ также уже давно утверждает, что роль евро как резервной валюты может оказаться под угрозой, и призывает к согласованным действиям с международными партнерами. США и другие члены G7 поддержали этот шаг.
Еще одним очевидным риском являются ответные меры со стороны России в виде конфискации активов западных компаний, о чем уже угрожал министр финансов России Антон Силуанов.
В пятницу МВФ также предупредил, что такой шаг «может повлиять на финансовую стабильность и функционирование финансовых рынков во всем мире».
По словам людей, знакомых с предложением, комиссия признала эти риски, предложив отложить определенную сумму для управления рисками.
По словам людей, проинформированных по этому вопросу, Euroclear уже сталкивается с десятками судебных исков по поводу заблокированных активов. «Непонятно, как на это посмотрит суд. Не существует четких стандартов международного права», — сказал Штайнбах.