Блог им. evgeniynine

Как увидеть будущее (отрывок из книги)

    • 05 января 2013, 02:21
    • |
    • Doom
  • Еще
 Как увидеть будущее?
 
В августе 1981 году я отправился на лыжный курорт, расположенный в го­рах между Калифорнией и Невадой. Я поехал на конференцию «Будущее биз­неса» с участием доктора Р. Бакминстера Фуллера. В то время он считался од­ним из ведущих футурологов в мире. Хотя я кое-что слышал о его славе и репу­тации, но все же довольно скептически относился к тому, что кто-то может нау­чить человека видеть будущее без магического кристалла. Короче говоря, я отп­равился туда с изрядной долей сомнений.
Но эта неделя с доктором Фуллером стала поворотным пунктом в моей жизни. Поворот оказался нелегким, но я уверен, что это был поворот к лучше­му. Мне предстояло очень много узнать о том, как заглянуть в будущее,—гораз­до больше, чем можно включить в эту главу. И все же, так как эта глава о пред­видении, я подумал, что сумею рассказать о методе, использованном доктором Фуллером для предсказания будущего. Процесс, с которым я вас познакомлю, основан на принципе, получившем у доктора Фуллера название эфемерализа-ция. Не вдаваясь в скучные детали, в качестве примера я использую историю «Титаника».

На заре времен, за много тысяч лет до спуска «Титаника» на воду, люди сна­чала узнали о возможностях плавсредств, цепляясь за бревно и спускаясь вниз по реке. Вскоре после этого они создали каноэ-долбленку. Затем пришла оче­редь легких лодок, построенных из досок и шпангоутов. Деревянные суда стано­вились все больше и больше, пока не настал день сражения между «Монито­ром» и «Мерримаком», первыми бронированными боевыми кораблями. После изобретения стальных конструкций суда выросли в океанских гигантов, перево­зящих пассажиров, грузы и вооружение по всему миру. Деловые люди приня­лись инвестировать во все более и более крупные суда, и это продолжалось до дня катастрофы «Титаника». Вскоре после его гибели золотой век океанских лайнеров закончился. Это и есть до предела упрощенный пример эфемерализа-ции, — одного из принципов, использовавшихся доктором Фуллером для предс­казания будущего.
Эфемерализация—это процесс, когда что-то возникает маленьким, выраста­ет в размерах, становится слишком большим, а затем — снова маленьким и вне­запно исчезает или становится невидимым, как в случае с беспроводной связью. В некоторых случаях окончание роста знаменуется катастрофой, как в случае с «Титаником» или гигантским дирижаблем «Гинденбург». Фуллер сказал бы, что технология просто переросла себя. Что касается «Титаника» и подобных су­дов такого размера, то они стали слишком большими, чтобы маневрировать, уп­равляющие ими люди уверовали в их непотопляемость, а с другой стороны — на подходе была уже новая технология, и этой новой технологией стал аэроплан. Он родился маленьким и принялся расти, все больше и больше увеличиваясь в размерах.
 
Думайте о нем как о гостинице
 

Я побывал в Нью-Йорке вскоре после трагедии 11 сентября. Прогуливаясь по 5-й авеню, я остановился, чтобы купить журнал с фотографией пылающих башен Всемирного торгового центра на обложке. Мое внимание привлекли две вещи. Во-первых, меня поразило, как выделялись башни-близнецы, особенно если смотреть на них через водное пространство с берега Нью-Джерси. Хотя я много раз бывал в Нью-Йорке, мне никогда не приходило в голову, насколько сильно эти башни отличаются от других зданий.
Второе, что привлекло мое внимание в журнале,—это занявшая целый раз­ворот реклама нового самолета. Заголовок рекламы звучал так: «Не думайте о нем как о самолете. Думайте о нем как о гостинице». Реклама показывала внут­ренности самолета, в котором вместо кресел были гостиничные номера, торго­вый центр, небольшой бар и ресторан. Во многих отношениях это выглядело как кадр из фильма «Титаник».
Я стоял на углу улицы в Нью-Йорке, а мои мысли перенеслись назад, в 1981-й, на горный курорт, где теплым летним днем я слушал, как доктор Фул­лер говорил о символизме «Титаника». Неужели нападение на Всемирный тор­говый центр положит конец золотому веку самолетов? Неужели гигантские небоскребы, эти символы индустриального века, внезапно превратились в дино­завров? Неужели большой бизнес стал слишком большим? Неужели атака на Пентагон ознаменовала конец американского экономического и военного лиде­рства? И если это так, то возникает вопрос: что будет дальше? Способен кто-ни­будь увидеть будущее?
В ходе конференции, состоявшейся в 1981 году, доктор Фуллер заметил, что после 1957 года, когда русскими был запущен первый спутник, все новые техно­логические прорывы будут невидимы для невооруженного глаза. Поясняя свою мысль, Фуллер сказал, что после катастрофы «Титаника» мы могли видеть но­вую технологию, в данном случае самолет, собственными глазами. После 1957-го новая технология, которая заменит самолет, будет невидимой. Вот почему, пока я стоял на углу нью-йоркской улицы, мне вспомнились слова о том, что нужно начинать видеть разумом, а не глазами.
Задолго до 11 сентября 2001 года Баффет посоветовал инвесторам вступать в общество АА («Анонимные авиалинии»), поскольку еще никогда со времен братьев Райт авиалинии не были очень прибыльной индустрией. После 11 сен­тября индустрия авиалиний и все поддерживающие ее отрасли бизнеса, такие как отели и прокат машин, могут прийти в упадок. И хотя в ближайшие годы они все еще будут существовать, новая технология изменит положение вещей для всех нас.
Баффет никогда не инвестировал в крупные авиалинии, но все же вложил деньги в одну компанию, которая эксплуатировала маленькие частные самоле­ты. Правда, это тоже было до 11 сентября. Я серьезно сомневаюсь, что Баффет когда-нибудь встречался с Фуллером, тем не менее, они оба исповедовали одни и те же принципы. Согласно предсказанию Фуллера, если технология не исчез­нет и не станет невидимой, она уменьшится в размерах, что и произошло в слу­чае с маленькими частными реактивными самолетами.
Вместо примера с маленькими самолетами Фуллер использовал пример с компьютерами. Не так давно компьютеры напоминали гигантских монстров и требовали специальных залов, многочисленного обслуживающего персонала и мощного электропитания при довольно ограниченных вычислительных воз­можностях. Сегодня они стали меньше, намного дешевле и в то же время гораз­до мощнее своих гигантских предков. Вот вам еще один пример эфемерализа-ции, — способности сделать так много из столь малого.
Хочу повторить, что примеры эти крайне упрощены. Доктор Фуллер предс­тавил гораздо более глубокое объяснение этого важного принципа, одного из тех, которые он использовал для предсказания будущего. Основные его момен­ты заключается в том, что вещи возникают маленькими, растут и вскоре стано­вятся большими, даже слишком большими. Другой важный момент — это то, что после 1957 года новые технологии будут невидимыми. Сегодня мы стали свидетелями не только бума маленьких самолетов, но и всеобщего признания видеоконференций. Видеоконференции — это быстро растущая индустрия, которая отнимает хлеб у индустрии крупных авиалиний. Видеоконференции—это одна из невидимых технологий информационного века, замещающих потреб­ность в гигантских самолетах.
 
Взаимные фонды
 

стали слишком большими
 

С конца 1980-х годов индустрия взаимных фондов находилась на взлете. Компаний, управляющих взаимными фондами, стало больше, чем официально зарегистрированных компаний. Некоторые компании взаимных фондов по раз­мерам даже переросли компании, в которые они инвестируют. Вопрос: может быть, некоторые компании взаимных фондов стали слишком большими? Ответ на него я оставляю вам. Однако фактом остается то, что все больше и больше людей становятся независимыми инвесторами на фондовом рынке, потому что мелкий инвестор обладает гораздо большей маневренностью, чем крупный вза­имный фонд. Кроме того, в последнее время наблюдается взрыв количества ин­весторов, предпочитающих хеджинговыс фонды взаимным. Причина та же са­мая, по которой Уоррен Баффст инвестирует в компанию маленьких самолетов, а не в крупные авиалинии: когда вещи становятся слишком большими, они те­ряют маневренность и часто считают себя непотопляемыми.
 
Как улучшить вашу способность предвидеть будущее
 

Один из способов увидеть будущее — это определить вещи, которые стано­вятся слишком большими. Затем начинайте искать что-нибудь маленькое или невидимое, способное прийти на замену большому. Например, вскоре после на­падения на Всемирный торговый центр две гигантские компании, «Chevron» и «Texaco», объявили в прессе о своем слиянии и образовали нефтяную компанию поистине титанических размеров. На той же странице делового раздела одна ма­ленькая компания сообщила о прорыве в области топливных элементов — но­вой технологии, потенциально способной стать серьезным конкурентом круп­ным нефтяным компаниям.
Билл Гейтс и Стивен Джобе стали очень богатыми молодыми людьми, пос­кольку увидели то, чего не смогли разглядеть большие компании. Билл Гейтс получил контракт на программное обеспечение для персональных компьютеров ШМ, потому что ШМ не предвидела распространения мощных маленьких компьютеров. Стива Джобса сделало богатым человеком использование техно­логии, которую не могла продать компания «Xerox» и которая помогла создать компьютер «Macintosh».
 
Невидимые небоскребы
 

В начале ноября я вернулся в Нью-Йорк во второй раз после 11 сентября. В этой поездке я встретился с другом, который перевел свой офис из «Empire State Building» в небольшое офисное здание. Он сказал: «Мои работники нача­ли увольняться, потому что не хотели стать следующей мишенью». После тако­го объяснения я осознал, что мы официально вступили в информационный век, котором лучше всего быть невидимым.
Индустрия сетевого маркетинга — это бизнес информационного века, пото­му что это невидимый бизнес. Благодаря его невидимости часто трудно описать его преимущества тем, кто мыслит категориями индустриального века и кто по-прежнему пытается смотреть на бизнес глазами, а не разумом.
Террористу будет трудно организовать атаку на индустрию сетевого марке­тинга просто потому, что офисные конторы этого бизнеса тоже невидимы. Боль­шинство офисов сетевого маркетинга спрятаны в домах по всему миру. Сущест­вуют люди, которые управляют громадным бизнесом, не выходя из своих неви­димых жилищ. Но если бы вы могли увидеть их бизнес, это было бы похоже на невидимые небоскребы, тянущиеся к небу из соседних домов по всему миру.
 
Невидимая экономика вошла в силу и продолжает расти
 

Доктор Фуллер предсказал, что вскоре мы станем свидетелями кончины ин­дустриального века. Он также предсказал, что людям будет трудно увидеть за­рю информационного века, потому что перемены будут невидимыми. Доктор Фуллер умер в 1983 году и не смог увидеть, как оправдались многие из его предсказаний.
Только взгляните на Интернет, и вы увидите, что мир невидимого уже здесь. Эта экономика представляет растущую проблему для правительств, потому что правительства —это побочный продукт индустриального века. Правительство пытается собрать налоги и определить границы невидимой экономики инфор­мационного века. Эта проблема будет расти, если невидимая экономика станет слишком большой, а правительство так и не сможет собрать налоги или устано­вить границы. Если это случится, валюту страны ждет сильное ослабление, по­тому что сила национальной валюты связана со способностью правительства собирать налоги. Так неужели правительства тоже стали слишком большими? Останется ли правительство, каким мы его знаем, в информационном веке? Мо­жет ли оно стать невидимым?
Доктор Фуллер считал, что правительства устарели. Он полагал, что ослаб­ление власти правительств заставит человечество эволюционировать или ис­чезнуть. Фуллер утверждал, что людям придется выбирать между утопически­ми мирами повышенной персональной целостности и увеличением размеров правительства или то человечество, каким мы его знаем, исчезнет. Другими сло­вами, нам, как индивидуальным человеческим существам, необходимо было ре­шить как можно больше проблем, вместо того чтобы передавать эти проблемы правительству.
★24
18 комментариев
молодец, интересный перепост +
avatar
amero, я думал никто не осилит )
avatar
А как книга называется?
avatar
Для меня футурологи закончились после Ф. Фукуямы с его «концом истории»
avatar
Скоро! Только на смартлабе!
avatar
+
автора и книгу можно?
avatar
В 2012 году одна из компаний Кийосаки Rich Global LLC проиграла многолетнее судебное разбирательство о взыскании долга. Компания Кийосаки не платила маркетинговой компании the learning annex, которая собственно и занималась продвижением книги «Богатый папа, бедный папа». Долг составил 24 миллиона долларов США. Не став платить, в августе 2012 компания Кийосаки Rich Global LLC подала на банкротство (глава 7, т.е. ликвидация) в штате Вайоминг. Rich Dad, Bankrupt Dad

(с) wiki
Профессор Преображенский, Профессор Преображенский, Вот умеет Кийосаки писать. С одного прочтения всё становится понятно (и мне много плюсиков).

Банкротство? Нас обманывали? 24млн это мало для такой фирмы, которую даже в России знает каждый второй. И конечно статейка в интернете не расскажет всей правды об его компании. Но все равно спасибо, я был не в курсе этой информации.
avatar
Профессор Преображенский, смысл в том, что это именно одна из компаний, причем никакими особенными правами не владевшая. Насколько я помню, там долги были больше активов, так что банкротить было тупо дешевле. Заходите иногда дальше википедии, много интересного встретите.
avatar
ШМ — это наверное IBM?
avatar
Баффет покупал Американ Экспресс и Кока-колу. Они тогда уже были очень большими. У Баффета совершенно другой подход в котором он покупает акции с длительным (10 лет) конкурентным преимуществом.

Эти примеры напоминают аналитиков объясняющих левую часть графика.
avatar
KukloVar, Вы перевернули всё ног на голову. Читайте внимательней о чем статья. Она не про Баффетта с его конкурентным преимуществом.
avatar
Теперь понятно зачем правительствам чипизация))
avatar

теги блога Doom

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн