Блог им. Ilia_Zavialov
Перед тем как вы погрузитесь в изучение статьи, обратите внимание на тот факт что всё упомянутое в ней не является финансовой рекомендацией для принятие более взвешенного решения просьба провести свое собственное исследование.
“Инновации рождаются в bear-market, и сейчас такая инновация появляется в DeFi — это метагавернанс”.
Если верить гугл, метагавернанс означает что-то наподобие особого подхода к управлению, комбинирующего идеи и практики различных способов управления. Но криптаны, как известно, существуют в параллельных семантических реалиях, так что в крипто-мире у слова “метагавернанс” значение несколько другое.
В двух словах метагавернанс это когда одно DAO держит токены управления другого DAO и за счет этого участвует в процессе управления этого другого DAO (прежде всего, в голосовании по пропозалам).
Самый простой и известный пример — чтобы определять, куда (в какие пулы) будут направляться инсентивайзы (например, в какие пулы на Curve пойдет эмиссия CRV). Вообще направление и перераспределение инсентивайзов это основа понци-токеномики и небезызвестных Curve wars. Менее очевидные примеры — чтобы обеспечить себе листинг на Aave, вайтлист в Bancor или партнерство с другим DAO.
Если смотреть чуть более глобально, то целью метагавернанса может быть увеличение ликвидности своих стейблкоинов (больше наград в пулах Curve тем больше спрос на конкретный стейбл) и/или юзкейсов (токен принимают как залог в AAVE тем больше юзкейсов для токена) для своего протокола, извлечение прибыли (например, эмиссия и комиссии с пула Curve), увеличение узнаваемости протокола и прочего.
В будущем, с увеличением количества крипто-проектов и усложнением их взаимоотношений, причин для участия в управлении “соседним” DAO будет становиться все больше.
Пример 1: холдеры Convex постоянно участвуют в принятии решений по протоколу Curve (прежде всего, решений о распределении эмиссии СRV в пулах).
Пример 2: Fei Protocol очень хотел, чтобы FEI залистили на AAVE, но не был уверен в том, что комьюнити AAVE проголосует “за”. Кроме того, для создания пропозала требовалось 80к AAVE ($20 млн на тот момент). Вместо покупки AAVE Fei Protocol купил 100к токенов INDEX ($2,5 млн на тот момент). Зачем? А затем, что холдеры INDEX голосуют по пропозалам не только протокола Index Coop, но и других протоколов, токены которых входят в состав индексов от Index Coop (в данном случае — AAVE, входящий в состав дефи-индекса DPI). Таким образом, Fei Protocol путем покупки INDEX получил достаточно голосов в AAVE и обеспечил листинг FEI на их площадке (что интересно, на тот момент $4 млн INDEX фактически предоставляли силу голоса, равную $36 млн AAVE, залоченных в индексе DPI).
Для целей обрисовывания экосистемы представим, что у нас есть два DAO: Х и Y, и Х заинтересовано в принятии Y определенного решения.
Тут важно понимать следующее: Х конечно может купить достаточное количество токенов Y, принять участие в голосовании и таким образом обеспечить принятие нужного решения, но базово интерес Х состоит именно в принятии одного или нескольких решений, но не в покупке и холде чужих гавернанс-токенов (это ненужные расходы, дополнительные риски и тп). Значит нам нужны протоколы, которые обеспечат доступ к “гавернанс-ценности” токенов Y (voting power) по более дешевой по сравнению с покупкой этих токенов цене.
После осознания этой мысли начали как грибы появляться различные метагавернанс-решения, которые мы попробуем ниже максимально кратко описать (некоторые протоколы не предполагают холда какого-либо токена, так что формально не подпадают под определение “метагавернанса”, но суть у них такая же — предоставить возможность оказывать влияние на решения DAO):
Convex Finance
Удерживает >50% токенов CRV: следовательно, холдеры CVX имеют возможность распределять награды в пулах Curve (по своему усмотрению либо продавать свои голоса, получая взятки). А размещающие свои токены в пулах Curve протоколы (напр.: стейблкоины FRAX и FEI, ликвидные деривативы stETH и rETH, Alchemix со своими al-токенами и пр.) уже покупают CVX (либо дают взятки его холдерам), чтобы обеспечить принятие нужных им решений (прежде всего, увеличение эмиссии CRV для пулов со своим токеном). Такой вот многоуровневый метагавернанс.
[Redacted] Cartel:
⁃ аккумулировали в своем трежери CRV, CVX и OHM (то есть да, отчасти они как бы строят свой протокол поверх Сonvex Finance), чтобы холдеры BTRFLY могли влиять на решения соответствующих протоколов (ну либо брать взятки);
⁃ в v2 также появился Hidden Hand — такая штука, где одни приносят свои ve-токены (продают свои голоса), а другие их “подкупают” (платят за интересующее решение): в наличии токены BAL, RBN, FLOOR, FRAX и TOKE.
Index Coop:
⁃ холдеры INDEX участвуют во всех голосованиях в протоколах, токены которых включены в их индексы (AAVE, Uniswap, Compound и пр.) — это означает, что для получения достаточной voting power вместо покупки условного UNI заинтересованное ДАО может купить токены INDEX (сам Index Coop называет это “levered metagovernance”).
Paladin
— маркетплейс для голосов (передача в заем или аренда голосов без передачи самих токенов) и отдельная площадка Warden для ve-бустов на Curve.
Votium
— площадка поверх Curve и Convex, позволяющая проектам покупать голоса для конкретных кривых (gauges) в Curve (можно сказать “взятки”).
В TradFi у нас конечно же есть схожие структуры: например, фонды (BlackRock, Vanguard) часто выступают в качестве топ-3 акционеров в публичных компаниях и, соответственно, будучи акционерами обладают правом голоса в таких компаниях. Ну и это право успешно реализуют. Это называется “investment stewardship”. Ключевое различие между TradFi и DeFi в том, что в TradFi такое управление (метагавернанс) осуществляется специально обученными людьми (как бы прокси-управленцами в команде фондов, холдящих акции, при этом на процесс принятия решений условным BlackRock холдеры его долей никак не влияют), а в DeFi вариативность подходов к метагавернансу гораздо шире: например, в ситуации с Index Coop метагавернанс осуществляют холдеры INDEX, в ситуации с Сonvex вся их инфраструктура построена на том, чтобы создать площадку для вовлечения в оборот голосов (voting power) токенов CRV.
В общем ответить на вопрос о том, является ли метагавернанс инновацией или нет, можно по-разному, но существенные отличия от TradF (а значит и пространство для экспериментов) очевидно имеются. Вопрос о том, нужен ли криптовалюте метагавернанс вот в таком виде в принципе (или все-таки холдеров долей в условном BlackRock более чем устраивает, что метагавернанс за них осуществляют специально обученные люди), никто не задает — так что не исключено, что мы в ближайшие пару лет протестируем все возможные идеи на практике.
Понци-игры в стиле Curve-Convex (самая простая форма метагавернанса, где гавернанс-токен создается для распределения другого гавернанс-токена) — явление временное, и после осознания токсичности конструкции ликвидити-майнинга уйдет в небытие. Но вот жизнеспособность и необходимость метагавернанса в том виде, в котором его предлагает Index Coop и маркетплейсы с voting power, нам еще предстоит проверить на практике. В то время как Bankless и крипто-твиттер в отчаянной попытке найти новую альфу называют метагавернанс чуть ли не next big thing, по-моему, делать такие громкие заявления пока рано. Хотя потенциал и возможные кейсы метагавернанса довольно широки, базовая необходимость в его существовании в описанном выше виде неочевидна. Но тем не менее следить за развитием сферы точно стоит (а при большой заинтересованности — участвовать в качестве контрибьютора или конструктора гавернанс-моделей в различные DAO.