Кому был выгоден
провал BATS?
BATS была учреждена в 2005 году в Канзас-Сити, штат Миссури. Название переводится как «Улучшенная альтернативная трейдинговая система». Ее создали сами трейдеры для того, чтобы снизить комиссионные отчисления.
Как известно, сильные трейдеры не только обеспечивают рынок ликвидностью, но и оставляют биржевой площадке огромные доходы.
При создании BATS главными инвесторами былиLehman Brothers, Getco, Wedbush, Lime, Deutsche Bank. При выставлении акций компании на бирже к основным юридическим лицам примкнули Citibank, Credit Suisse, Morgan Stanley и JPMorgan, в не удел почему-то остался Goldman Sachs, одно имя которого значит куда больше, чем вместе взятые вышеуказанные. Пустяк? Вряд ли…
В января 2006 года BATS открылась и уже через несколько месяцев сумела оттащить на себя 10% одеяла биржевого объема США. Больше 270 брокерско-дилерских контор перенесли торги на BATS, и это не только представители Америки.
Через два года после открытия основатель компании Дэвид Каммингс передал бразды правления исполнительному директору Джо Раттерману. Отойдя от дел, он возглавил частную инвестиционную фирму, занимающуюся разработкой торговых комплексов и алгоритмов, которые затем передавались в лицензионное пользование BATS.
Успех компании был основанием для того, чтобы андеррайтеры решили вывести ее в свет. Оценку акций запланировали провести не через самые крупные торговые площадки NYSE и NASDAQ, а через свои же BZX Exchange и BYX Exchange.
Данное решение было принято не только потому, что площадки BATS были предельно надежными, но и по причине того, что в случае хорошего IPO компания сохраняла собственные бумаги под надежным контролем, сразу же отсекая какие-либо вмешательства со стороны все тех же NYSE и NASDAQ. Также немаловажным является и тот факт, что бумагам BATS предоставлялась максимальная ликвидность.
Перед выводом бумаг на биржу компания почти пол года проводила подготовительную работу, результаты которой оправдали все ожидания андеррайтеров.
Казалось бы, что теперь может помешать удачному развороту событий, однако бумаги выставили в 11 часов 14 минут 18 секунд, и уже через 9 секунд оценка акций завершилась полным провалом.
Свет на события помог пролить случайный свидетель Nanex, именно он реконструировал хронологию событий. Уже вслед за ним собственное расследование провели и аналитики компании, подтвердив, что никакого
сбоя программы не было.