ОФФТОП
Про «Демутову биржу»… выдержка.
Как только в конце 1868 г. биржевая игра с ценными бумагами приняла значительные размеры, в Петербурге образовалась неофициальная фондовая биржа в ресторане гостиницы «Демут» на Мойке, недалеко от Невского проспекта. Эта «негласная» или «малая биржа» возникла по инициативе 104 солидных петербургских биржевиков и банкиров, преследовавших первоначально цель установить правильный курс ценных бумаг в частных совещаниях до открытия официальной биржи. Однако постепенно гостиница «Демут» стала местом самой азартной спекуляции. «Здесь среди присяжных и неприсяжных маклеров или „зайцев“ толпились военные, члены судебного ведомства, адвокаты; здесь… были владыками агенты разных высокопоставленных лиц, и в числе их какой-то изумительной смелости и ловкости повар, один из корифеев Демутовской биржи», — писал директор Московского Купеческого банка профессор И. К. Бабст.
[3]
---------------
Бывший в то время еще простым репортером А. С. Суворин с присущей ему живостью так описал собрания в «Демутовом трактире»: «Подобно тому, как во времена Д. Ло… на Вандомской площади (в Париже. —
Авт.) собирались самые низкие негодяи и самые высокие господа — в Демутовом отеле собирались представители разных общественных слоев и положений: маклеры, банкиры, генералы, чиновники. Они собирались утром от 1
1/
2 до 2
1/
2 часов и за бокалами шампанского гнали вверх бумаги без всякого разбора. Сделки совершали между собой члены отеля большей частью на срок и притом безденежно, без всякого залога. Покупатель не платил деньги за покупаемую бумагу, а продавец не продавал покупателю бумаги… Установив цены, члены отеля отправлялись на биржу и поднимали или опускали там бумаги, как хотели».
[4]
Полная статья здесь —
http://www.hist.msu.ru/Banks/papers/lizunov3.htm
Фото (
http://www.citywalls.ru/photo15798.html)
4 сентября 1869 г. на бирже разразилась паника. На все ценности вдруг исчезли покупатели.
Публика, потеряв голову, бросилась продавать все свои бумаги, отдавая их за бесценок. Если в марте биржевики и публика отделались легким испугом, то теперь многие из них понесли более серьезные убытки. Некоторые потеряли все свое состояние.
В начале сентября под председательством управляющего Министерством финансов С. А. Грейга состоялось заседание комиссии, на котором речь шла о последствиях биржевого кризиса. Комиссия пришла к выводу, что дальнейшее ограничение выдачи ссуд под проценты может привести к еще более серьезным последствиям, которыми в результате «воспользуются заграничные банкиры, купив упавшие в цене наши процентные бумаги по дешевым ценам, продадут их нам же через год или два, когда цены вновь поднимутся, как это уже и бывало…». Комиссия Грейга рекомендовала продолжить выдачу ссуд из Государственного банка…
блестяще!
Красочно, однако...)