Блог им. KotelovDF

Что под капотом у Тинькофф Инвестиций? Говорим с руководителем API направления

Какие особенности использования API в современной биржевой торговле? С какими трудностями в разработке сталкивается крупный брокер? Александр Волков, который возглавляет направление API ответил на все эти вопросы в нашем подкасте — &t


КОМУ НУЖНА API Тинькофф Инвестиций?

Если делить аудиторию на сегменты, то это:

1. Внешние сервисы, которые позволяют клиентам создавать роботов, вести аналитику и рассчитывать доходность

2. Алготрейдеры, которые хотят автоматизировать свою работу intraday. Если клиент торгует на днях, неделях, то ему проще заявку выставить через мобильное приложение или веб-терминал

3. Люди, которые используют неэффективности рынка в моменте. Например, образовался большой spread между покупкой и продажей — у робота есть эта ценная бумага. Он может одновременно покупать и продавать + выполнять функции маркетмейкера.

Алгоритмические трейдеры — это физические и юридические лица, использующие программы для покупки и продажи активов автоматически.


ЧТО ВНУТРИ ВТОРОЙ ВЕРСИИ API?

Первая версия API у Тинькофф Инвестиций была веткой от существующей версии мобильного приложения и веб-терминала. Вторая версия хоть и была основана на gRPC, но все равно продолжала поддерживать запросы по REST-API.

Rest
Изначально, его использовали в первой версии. Вторую версию можно также использовать через Rest.

gRPC-веб
Позволяет осуществлять стриминг рыночных котировок для браузерных веб-приложений

gRPC
1. По контрактам можно на любом языке программирования сгенерировать необходимый программный код и подключить поддержку API
2. Хорошо поддерживает версионность:
— все поля пронумерованы
— старые поля будут поддерживаться при добавлении любого количества новых
3. Поддержка дедлайнов запроса

💡 Ситуация
Запрос исполняется очень долго, например, какой-то инцидент на бирже. У клиента стоит тайм-аут в 5 секунд. Запрос уходит на сервер и исполняется 10 секунд, а у клиента все те же 5 секунд.

Получается, клиент уже дропает соединение, а мы продолжаем его исполнять. Важно учитывать, что внутри Тинькофф Инвестиций много сервисов, поэтому путь запроса нетривиальный. В итоге, один сервис может сделать запрос в другой сервис, в третий и так далее, а клиенту ответ уже не нужен.

В случае с gRPC мы задаем время, в течение которого запрос должен исполнится — дедлайн. Если дедлайн нарушен, то мы прерываем дальнейшую обработку, как и клиент.


ПОЧЕМУ ИСПОЛЬЗОВАЛИ gRPC, А НЕ ВЕБ-СОКЕТЫ?

Использование gRPC имеет несколько плюсов:
— современность
— производительность
— бинарность


💡 Основная причина использования gRPC — объединить сервисы, которые обеспечивают трансляцию веб-сокетов и сервисы, которые обеспечивают персональную обработку единичных запросов. И упаковать все в один канал.


ЧТО С БАЗОЙ ДАННЫХ? ПРОСЛОЙКА ИЛИЛ ЛОКАЛЬНАЯ БАЗА?

Направление API в Тинькофф Инвестициях ближе к прослойке.

Однако, есть задачи по рейтлимитированию — ограничению потока запросов, которое идет от каждого конкретного пользователя. Или логированию. Для них мы используем Postgres внутри нашей команды.

Все остальные запросы проксируются дальше во внутренние сервисы инвеста.


ПРОЕКТ В ЦИФРАХ

Обычно у нас около 1 млн. ордеров в день. Если говорить про пиковые значения, то доходит до 20 000 запросов в секунду.


ПЛАТНЫЙ ИЛИ БЕСЛПАТНЫЙ СЕРВИС?

В основном API бесплатная, но мы придерживаемся тактики динамичного лимитирования, исходя из торговой активности клиента.

Мы столкнулись с проблемой, что клиенты сильно грузили бэкэнд. Если клиент исполняет много ордеров и приносит много комиссий, то и лимиты будут очень большие. А если клиент торугет мало или вообще не торгует, то у него будут стандартные лимиты по ордерам.

Чем больше клиент торгует, тем больше ему позволяется делать запросов


КАК ПОСТРОЕНО КЕШИРОВАНИЕ?

У нас есть два типа кэша:
1. Redis
2. Кэш по торговым статусам — используется для сервисов, которым критически важна скорость уведомления пользователей о любых рыночных событиях.


БАЛАНСИРОВЩИК: NGINXИ САМОПИСНЫЙ СЕРВИС?

Мы используем первичный балансировщик invoya. На них же прикручены рейтлимитеры.

В 2022 было много DDoS-атак. Причем, не конкретно по API — по нему доставляют проблемы только отдельно взбесившиеся роботы. Обычно DDoS подвергается вся структура банка и мы получаем за компанию.


ЧТО ТАКОЕ ВЗБЕСИВШИЙСЯ РОБОТ? ТЕРЯЮТ ЛИ ЛЮДИ ДЕНЬГИ ИЗ-ЗА НИХ?

Здесь важно понять сам процесс. Бывают такие ситуации:

💡 Заявка приходит на API — проходит проверку у брокера на достаточность средств — указанная сумма резервируется и блокируется на счете — после этого отправляется на биржу.

Если лимиты пересчитываются долго, то происходит такая ситуация:

💡 Ордер исполняется, а позиция до сих не обновилась. Робот думает, что позицию нужно докупить или продать, хотя по факту она уже исполнена. Таким образом, “ломается” стратегия клиента использующего робота: он может случайно закупить или продать лишних позиций, что особенно опасно при торговле с плечем. В конечном счете череда таких ошибок может привести к потере портвеля (Margin Call).


СТЕК

Мы используем много языков, но в основном Java. Раньше использовали GO, но решили отказаться от него. Не было какой-то принципиально технической причины или проблемы — получилось, что спецов, работающих на этом языке, проще найти на рынке.


КАК БОРЕТЕСЬ С ФРОДОМ?

С фродом боремся не столько мы, сколько биржа. Они сами настраивают антифродовские механики и сами потом блокируют клиентов. Мы, к сожалению, не можем влиять на этот процесс.


КАК ВЫ ИЗМЕРЯЕТЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЮЗЕРОВ?
— Смотрим на количество сбоев
— Смотрим на время исполнения ордеров
— И проводим обычный кастдев: нравится или не нравится подукт? И так далее
Как правило, всем довольны 20-25% пользователей.


ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА API В ТИНЬКОФФ ИНВЕСТИЦИЯХ

В подкасте мы говорили об этом, поэтому ответ можно посмотреть здесь — &t

Но опытным читателям предлагаем пофантазировать: с какими сложностями архитектуры столкнулся Александр и его команда? Пишите в комментариях

теги блога KotelovDF

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн