Банк России утвердил базовый стандарт защиты прав и интересов клиентов инвестиционных советников, который вступит в силу с 9 июня 2023 года. Советники, в частности, должны до заключения договора предоставлять потенциальному клиенту важную информацию об условиях консультирования и предупреждать о рисках убытков, сообщается на сайте ЦБ.
«Человек должен заранее понимать, в каком формате будет оказана услуга, является ли она бесплатной или за нее надо платить, будет ли советник проводить мониторинг инвестиционного портфеля для его ребалансировки и с какой периодичностью», — объяснил регулятор.
Кроме этого, в документе сказано, что инвестиционный советник до заключения договора, в том числе должен сделать следующее:
• уведомить клиента, что предоставляемый перечень информации о договоре об инвестиционном консультировании является минимальным, а также указывать на необходимость ознакомиться с полным текстом договора
• в случае, если услуги оказывается на возмездной основе, указать на внутренние документы инвестиционного советника или на условия договора об инвестиционном консультировании, в которых содержится порядок определения и уплаты вознаграждения
• представить перечень используемых программ (если договор предусматривает их использование), а также указать ссылку на сайт, на котором размещены эти программы
• в случае, если поручение брокеру может подавать автоматически через программу, дать полное или сокращенное название этого брокера
• уведомлять клиента о необходимости самостоятельно осуществлять мониторинг своего портфеля в случае, если этим не занимается советник
• сообщать о возможном конфликте интересов
• указывать на срок действия договора
Инвестиционный советник также должен информировать клиента как об операционных рисках из-за действий самого советника или сбоев из-за внешних событий, так и о потенциальных убытках из-за действий клиента при отступлении от инвестиционных рекомендаций при сделке. Кроме того, инвестиционный советник должен сообщить о правовых и иных рисках.
Стандарт также устанавливает основные правила взаимодействия сторон, включая порядок рассмотрения обращений.