Сами «Воспоминания о Сократе» не особо впечатлили меня, да было пару интересных моментов, но в остальном книга довольно нудная. Я даже пропустил 30% текста. Интерес она может предоставить разве что для тех людей, которым интересен исторический быт Древней Греции. Философские разговоры, представленные в этом опусе, находятся на уровне средне-бытовых разговоров современных людей. Поистине, философия начинающаяся с Сократа, это самое начало всей философской мысли вообще, это хорошо чувствуется во время прочтения. И всё же, нашлось несколько интересных мыслей, которые дают хоть немного почвы для размышлений.
Так как «Воспоминания» составляют основную часть книги и они мне показались не особо интересными для современного читателя, то объяснение моей оценки не нуждается в дальнейших разъяснениях. Лишь одна часть этого опуса мне более менее доставила наслаждение — диалоги под названием «Пир». «Домострой» же, вообще считается сугубо личным произведением Ксенофонта, которое к Сократу никак не относится.
Личность Сократа довольно интересная и она отчасти раскрывается в этом произведении. Он как Иисус до Иисуса. Сократ славился своим умением убеждать всех, однако сам пал на суде не сумев убедить ни присяжных, ни судей.
Интересные тезисы:
Обвинения Сократа:
«Сократ виновен в том, что не признает богов, признаваемых государством, а вводит другие, новые божества; виновен также в том, что развращает молодежь».
Демоний Сократа:
«У меня это началось с детства, — говорит Сократ в Платоновой “Апологии” (31d), — является какой-то голос и, когда явится, всегда отвращает меня от того, что я намереваюсь делать, и никогда не побуждает».
Он удивлялся, как это человек, объявляющий себя учителем добродетели, берет деньги и не видит громадной пользы для себя в приобретении доброго друга, а боится, что тот, кто достигнет нравственного совершенства, не воздаст величайшей благодарности своему величайшему благодетелю.
В те времена, члены Совета демократического государства (Афины) выбирались по жребию.
Интересное рассуждение по поводу существования бога.
Сократ утверждает, что человек — существо сотворённое с целью приносить пользу, поэтому он не мог возникнуть случайно. Тем временем человеческая польза усматривается лишь для самого человека, а не для бога.
Суждение о том, что ребенок должен быть благодарным своему родителю за сам факт своего рождения, т.е. предоставлению бытия. Тем временем сам же Сократ порою утверждал, что можно не только не повиноваться отцу, но и подать иск на него, в случае сумасшествия (особо невежественных Сократ мог также приравнять к сумасшедшим).
Красоту древние усматривали в пользе, а мудрость в справедливости...
О жене:
Но всего приятнее тебе будет, если ты окажешься деловитее меня, сделаешь меня своим слугой, и тебе нечего будет бояться, что с годами тебе будет в доме меньше почета, если, напротив, ты будешь уверена, что старея, чем лучшим товарищем для меня и лучшим стражем дома для детей ты будешь, тем большим и почетом будешь пользоваться в доме.
Из «Домостроя»: Основные окна должны смотреть на южную сторону, дабы летом, когда солнце высоко падала тень, а зимой, когда солнце обыкновенно ниже, лучи солнца попадали внутрь дома.
Вот так… (там как бы показывают тебя верховенству на духовном уровне, словами не объясняется, местонахождение и состояние сна или бодрствования не важно)
Топикстартер, скажи, пож-ста, честно, сам книгу прочел? С одной стороны, рецензия — не пара строчек. И Гуглем не пробивается с пары попыток. С другой, и выбор книги странный и общий слог («поистине», «опус») больше похож на копипасту какого-нибудь предисловия начала 20-го века, чем на личное мнение.
Я не осуждаю, я и «плюс» кинул (книги — это хорошо!) Просто прошу ответить честно: «книгу читал, написал, что думал» или «из книги выдернул пару цитат, рецензию накопипастил кусками».
Е.анатик! Что ещё можно сказать в этот день, в этот час?