Блог им. jokerv4
Экспорт российской стали в Европу может достичь рекордных значений за последние 13 лет на фоне роста цен и проблем местных производителей. Еще активнее наращивают экспорт индийские и украинские металлурги. По мнению экспертов, рост поставок металла в ЕС может обернуться новыми мерами европейцев по защите своего рынка, пишет КоммерсантЪ.
Российские металлурги в 2021 г. могут поставить рекорд по продаже стального проката в Европу, следует из расчетов “Ъ” на основе данных европейского сталелитейного лобби Eurofer. По данным ассоциации, российские поставки могут составить 3,9 млн т, что на 26,2% больше объемов 2020 года. Предыдущий рекорд был достигнут в 2018 г., когда Россия экспортировала в ЕС 3,1 млн т.
Как поясняет источник “Ъ” среди металлургов, на 2018 г. также пришелся пик введения заградительных мер для защиты национальных рынков в мире, из-за чего экспорт из РФ резко снизился в последующие годы. В этом году поставки в Европу восстановились на фоне роста цен, при этом внутренний спрос в России был полностью обеспечен.
Россия — не единственная страна, наращивающая поставки в Европу. По данным Eurofer, по итогам первых семи месяцев года рекордный рост поставок наблюдался из Индии (на 112%, по итогам года ожидается 3,3 млн т) и Украины (на 79%, 2,7 млн т). Затем идут Россия и Турция (на 15%, 4,3 млн т).
Стальной отрасли ЕС трудно конкурировать с другими крупными производителями из-за высоких затрат на энергию.
Кроме того, европейские металлурги в этом году на фоне роста цен на выбросы СО2 в Европе более чем в два раза начали применять в ценообразовании специальные надбавки. В ноябрьском обзоре рынка ММК говорится, что в октябре это начали делать австрийская металлургическая компания Voestalpine и немецкая Thyssenkrupp. Обе компании не называют точную сумму доплаты. Впервые же надбавку за выбросы применила в апреле Tata Steel Europe. Размер надбавки составил €12 за тонну, но с тех пор она выросла до €16. Затраты на электроэнергию для производства горячекатаного рулона в Германии только за сентябрь выросли на €30 на тонну, в Великобритании — на €100. В отчете со ссылкой на аналитиков говорится, что теоретически для отдельных предприятий может быть более выгодно продавать выработанную на отходящем газе электроэнергию в национальную сеть в периоды пиковой нагрузки, чем использовать ее на прокатных станах.
Еще одна проблема европейских металлургов — нехватка полупроводников в автомобильной промышленности, из-за чего конвейеры часто останавливаются и автопроизводители отказываются закупать лист. В этой ситуации заводы и трейдеры в Европе были вынуждены продавать освободившиеся объемы клиентам из других отраслей на спотовом рынке со скидкой. Все эти проблемы могут привести к тому, что европейские металлурги будут просить регуляторов ввести новые защитные меры.