Блог им. fedorof

"Детский мир" - эпоха АФК Системы прошла. Что ждет компанию в будущем.

«Детский Мир»

Группа «Детский мир» – мультиформатный цифровой оператор розничной торговли, лидер на рынке детских товаров в России и Казахстане, а также значимый игрок в Беларуси. Аналогов бизнеса в этом сегменте и такого масштаба в России пока нет.

«Детский Мир» — это узнаваемый бренд с лояльной и постоянно увеличивающейся аудиторией.

Акции компании торгуются на бирже с 2017 года под тикером #DSKY

 

Группа объединяет розничные сети магазинов «Детский мир» и «ПВЗ (пункты выдачи заказов) Детмир», интернет-магазин и маркетплейс detmir.ru, а также сеть товаров для животных «Зоозавр». 

Общее количество магазинов Группы составило 929 магазинов (+9,3% год к году) в 378 городах и населенных пунктах России, Казахстана и Беларуси.

 

Рассмотрим результаты работы «ДМ» за 1-е полугодие 2021 года:

  • Выручка выросла на 22,07% составив 73,06 млрд. руб.

Россия: 69,5 млрд. (рост на 20,9%)

Казахстан: 2,5 млрд. (рост на 61,2%)

Беларусь: 703 млн. (рост 92,1%)

«Зоозавр» (зоомагазины Компании): 268 млн. (рост на 83,6%)

  • Операционная прибыль выросла на 84,3% до 8,05 млрд. руб.
  • Чистая прибыль выросла на 1232,2% до 5,1 млрд.руб. против 384 млн. за 1 полугодие 2020 г.

Такой невероятный рост стал возможен кроме общего роста и ряду следующих факторов: 1,2 млрд. условно-безвозвратный займа, сокращение финансовых расходов на 0,5 млрд, прибыль 58 млн., против убытка в 2020 году в 1,47 млрд. руб от курсовых разниц.

  • Общий объем продаж Группы (GMV) увеличился на 23,6% до 81,5 млрд руб. (с НДС).

Увеличилось количество чеков на 16,5% при этом средний чек снизился на 8,3% (компания не публикует размер среднего чека).

  • EBITDA составила 8,3 млрд руб. (+52,4% год к году).
  • Рентабельность EBITDA составила 10,3% (+0,6 п.п. год к году)
  • Объем продаж собственных торговых марок и прямого импорта в России вырос на 25,3%, составив 44,3% от общих продаж (+1,5 п.п. год к году).
  • Чистый долг сократился на 5,0% год к году до 23,7 млрд руб.

Сокращение долга произошло благодаря улучшению денежной ликвидности Компании. Долговые обязательства Компании полностью номинированы в рублях.

При этом компания имеет невыбранный объем лимитов по кредитным линиям, открытым Компании крупнейшими российскими и международными банками, составил 33,9 млрд руб.

  • Чистый долг/скорректированная EBITDA снизился до 1,3 раза против 1,6 раз на конец июня 2020 г.

Отличные показатели роста показывает Онлайн сегмент Компании:

  • Доля онлайн-продаж в 1 полугодии 2021 года выросла на 4,1 п.п. до 28,9% от общего числа продаж и составила 22,8 млрд. руб. (рост на 43%).

Т.е треть общей выручки компании генерируют онлайн-продажи. При этом рост сегмента показал небольшой спад во 2-м квартале 2021 года (на 2,4%), думаю в силу сезонного спада. Поэтому дождемся отчета за 3-й квартал, где мы скорее всего увидим рост сегмента.

Компания планирует довести объем онлайн продаж до 48% от общей выручки.

Отдельно стоит отметить, что 87% онлайн продаж приходится на самовывоз и лишь 17% на доставку, что существенно сокращает издержки компании и позволяет сохранить конкурентно низкие цены на сами товары.

  • Количество онлайн посещений выросло на 50,9% до 277,6 млн.
  • Количество онлайн заказов выросло на 60,4% до 15,4 млн.

На сегодняшний день, мобильное приложение «Детского мира» является основной точкой контакта с клиентом.

Если в 1 полугодии 2020 г. структура онлайн-сегмента делилась следующим образом: приложение — 39,8%, веб-сайт — 60,2%,

то в 1 полугодии 2021 г. онлайн-сегмент изменился следующим образом: приложение – 78%, веб-сайт – 22%.

  • Количество скачиваний приложения выросло на +122,7% до 9,8 млн.
  • Показатель MAU (количество активных пользователей в течение месяца) увеличилось на 172,7% до 3,0 млн. (т.е. каждый третий человек скачавший приложение его активно использует)

 

Основные расходы компании:

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы (20,6 % от выручки) за 1 полугодние выросли на 23,8% до 15,06 млрд. руб.

Расходы на персонал (8,2% от выручки) выросли на 23,8% до 5,9 млрд. руб.

Расходы на аренду (8,3% от выручки) выросли на 24,1% до 6,06 млрд. руб.

Прочие расходы (3,6% от выручки) выросли на 30% до 2,6 млрд. руб.

На маркетинг компания тратит лишь 0,5% от выручки – 393 млн. руб. (сократив расходы на 0,2 %)

 

Стратегический приоритет компании — дальнейшая консолидация рынка детских товаров за счет цифровизации продаж, расширения ассортимента собственных брендов и маркетплейса, улучшения клиентского опыта, запуска новых сервисов, а также усиления логистической и розничной инфраструктуры. Продолженте трансформации Компании в ведущего мультивертикального цифрового ритейлера, увеличивая присутствие в общих расходах россиян.

 

В рамках реализации стратегии:

Компания запустила второй региональный распределительный центр площадью 8 000 кв. метров в Казани на базе фулфилмент-центра Почты России. Производительность распределительного центра – до 250 000 заказов в месяц.

Продолжает расширять ассортимент собственных торговых марок и переходить на прямые контракты с производителями для обеспечения первой цены на рынке, что будет способствовать повышению конкурентного преимущества на рынке.

Объем продаж собственных торговых марок и прямого импорта в России вырос на 31,2%, составив 48,0% от общих продаж Компании (+1,2 п.п. год к году). Наибольший рост был зафиксирован в категориях «Игрушки» и «Крупногабаритные товары».

 
Еще больше полезной информации в моем телеграмм канале «Инвестируй с умом».

Что имеем в итоге:

Выручка компании стабильно растет последние 5 лет, показывая прирост в среднем 15% (2017 г. + 21,9%, 2018 +14,3%, 2019 г. +16,1%, 2020 г. +10,9% (замедление из-за Короновируса).

Прибыль растет в среднем аналогичными темпами.

Дивиденды: Дивидендная политика предусматривает выплату не менее 50% чистой прибыли по МСФО, но не более 100% прибыли по РСБУ (обычно платят больше — до 100% прибыли по РСБУ, когда она больше МСФО). Платят дважды в год — за 9 месяцев и за IV квартал.

Ближайшие дивиденды: 6.1 руб. (4.51%28.12.2021 (прогноз)

Дивидендная доходность от 7 до 10% ( с 2017 по 2020 г.г.)

 

Негатив:

У компании дефицит капитала (отрицательный капитал) составляет 1,9 млрд. руб. и непокрытый убыток в 7,5 млрд. руб.

Почему так произошло. До сентября 2020 года блокирующим пакетом акций «Детского мира» владела АФК Система вместе с РКИФ. Фактически — это дойная корова Системы. Родительская компания активно выводила из подконтрольной компании доступные деньги, а именно — почти всю нераспределенную прибыль.

Если вы посмотрите годовые финансовые отчеты компании за последние несколько лет, то увидите, что непокрытый убыток из-за которого сформировался отрицательный капитал стал следствием выплаты дивидендов.

С 2027 года АФК планировала продать акции Детского мира, поэтому такая ситуация ее не особо волновала. Ведь операционная деятельность позволяла Детскому Миру стабильно функционировать. 

В начале сентября 2020 года АФК «Система» продала весь имеющийся у нее пакет акций Детского Мира.

Отрицательный капитал, является сдерживающим фактором для роста котировок акций. Потому что потенциально компания может отказаться от выплаты дивидендов для покрытия убытка. 

 

Мультипликаторы:

В силу отрицательного значения капитал часть мультипликаторов для Компании не работает. Поэтому рассмотрим не все мультипликаторы.

  • P\E = 8,75 (самый низкий с 2016 года). Оценить средний по отрасли мы не можем, потому что нет аналогов. Если брать средний показатель по отрасли оптовой и розничной торговли (продовольственных и непродовольственных товаров), то он буде равен 11,36.

Таким образом P\E«Детского мира» ниже среднего показателя.

  • Чистый долг/EBITDA» меньше 2 (1,82) –говорит нам о том, что у компании комфортный уровень долговой нагрузки.
  • EV/EBITDA – 4,79  (показывает срок окупаемости инвестиций, несколько освобождая получаемый результат от волатильной составляющей). Показатель находится на хорошем уровне.
  • Коэффициент левериджа (соотношение задолженности к сумме активов) – 101,82%.

Высокое отношение долга может привести к неустойчивой прибыли в результате дополнительных процентных расходов. У ДМ треть задолежнности составляют арендные платежи, остальное это почти кредиторская задолежнность.

Если процентные расходы компании вырастут или повысятся арендные платежи, это может увеличить финансовую нагрузку и сократить прибыль.

К сожалению, расходы компании также растут вместе с ростом выручки. За отчетный период прирост в  среднем был на уровне 25%. Сравнив показатели компании за последние 5 лет мы увидим, что руководству пока не получается снизить издержки и повысить рентабельность бизнеса.

  • Показатель ROA (рентабельность активов) с 2017 года с 10,95% снизился до 7,12%.

Возможно ситуация немного исправляется потому что за последние 12 месяцев этот показатель вырос до 11,52%. Но думаю, что следует дождаться годового отчета компании.

  • ROS(рентабельность продаж) – 4,72% (по итогам 2020 г.), 7,36% — по итогам последних 12 месяцев. Невысокий показатель.

 

Подводя итоги, можно сделать следующий вывод:

В лице группы «Детский мир» мы видим устойчивое, стабильное и органическое развитие компании с понятной стратегией, реализацию которой компанию старается выполнять.

Группа расширяет линейку товаров, активно развивая собственные бренды, заключает прямые товары с производителями для формирования низкой отпускной цены, открываются новые распределительные центры, новые магазины в России, Казахстане и Беларуси. Быстрыми темпами развивается онлайн-сегмент, показывающий двукратные цифры прироста.

Преимуществом группы «Детский мир» является отсутствие прямых конкурентов. Компания развивает свой бизнес, являясь сформировавшимся и узнаваемым брендом с лояльность аудиторией, которая постоянно увеличивается.

По мнению некоторых экспертов, конкуренцию «ДМ» могут составить маркетплейсы (OZON, Wildberris), расширяющие линейку детских товаров. Как говорится, поживем увидим.

Учитывая хорошие темпы роста компании, она  по ряду мультипликаторов остается недооценённой. Т.е. участники рынка осторожно относятся к будущему компании.

На мой взгляд этому есть ряд причин:

— непокрытый убыток в 7,5 млрд. руб.

— отрицательные значения капитала.

И единственный на сегодняшний день решением этой проблемы может стать отказ от выплаты дивидендов.

-высокий показатель соотношения задолженности к сумме активов – 101,82%.

— низкая рентабельность бизнеса, позволяющая успешно функционировать бизнесу, но не способная сокращать уже сформированные убытки.

За прошедшие 5 лет руководству компании не удалось эффективно сократить расходную часть, которая продолжает увеличится двузначными темпами, влияя на размер прибыли.

Эпоха АФК «Системы» для «Детского Мира» прошла, как будет складываться его бизнес при новом крупном акционере в лице Gulf Investments Limitedaltus нам еще предстоит увидеть.

По заверениям представителей акционера они, полностью поддерживают текущий менеджмент компании, высокий уровень корпоративного управления, стратегию, долгосрочные цели и актуальную дивидендную политику, а значит непокрытый убыток и отрицательный капитал с компанией на долго.

С пиковых значений в апреле-июне 2021 года в 156 руб. за акцию, к октябрю они растеряли 23,2% своей стоимости, опустившись до 126,72 руб.

Однако потом развернулись и на сегодняшний день находятся в области 134-137 руб.

Думаю, что на сегодняшний день потенциал роста у ценных бумаг «ДМ» точно есть. Драйверами роста может послужить хороший отчет за 3 квартал и 9 месяцев 2021 года, где показатели онлайн сегмента и продаж в целом должны вырасти за счет увеличения сезонного спроса (сборы в школу и детские сады), а также на ожидании выплаты дивидендов за 4 квартал с доходность 4,51%.

 

 Еще больше полезной информации в моем телеграмм канале «Инвестируй с умом».

 

★3
3 комментария
Что интересно-Детскиймир сам может создать конкуренцию Озону и Вайлдберриз
Сергей Нагель, в сегменте детских товаров — вполне возможно.
Пономарев Евгений, дм ничто не мешает выйти в другие сегменты. Имхо.

теги блога Пономарев Евгений

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн