Блог им. Albus
Когда в гости к царю Израиля Соломону приехала царица Савская, она испытывала его загадками. Одна была такой:
«Из земли исходит, землёю питается, льётся как вода, а разливает свет. Что это?»
Царь Соломон жил на земле, где этого вещества нет, но всё же дал верный ответ. Потому что горючие свойства этой тёмной жидкости были известны уже тогда. Испокон веков её применяли на войне. Зажигательные стрелы эффективно уничтожали деревянные укрепления неприятеля. С помощью произведённого ею огня разгоняли боевых слонов врага и направляли против него самого.
Моя программа Экономика на телеканале Крым-24
В мирной жизни это вещество тоже активно применяли. Оно горело в светильниках и факелах. Его перемешивали со щебёнкой и обмазывали корабли и крыши домов. Получалась хорошая защита от влаги. Многие врачи включали его в мази и другие лекарства. Да, я говорю про нефть. В древности недра ещё не были истощены, и она выходила на поверхность. Её добывали открытым способом, не требовалось ничего бурить.
В наши дни случаи истечения нефти прямо из земли наружу стали редкостью, но кое-где встречаются. Одно из таких мест – Восточный Крым. Наладить добычу в больших объёмах в этом регионе так и не удалось из-за того, что изобильных залежей там нет. Есть много мелких месторождений, не представляющих экономической ценности. Поэтому полуостров остаётся зависим от поставок топлива с материка. Это накладывает существенный отпечаток на местные цены. Об этом и поговорим далее.
Начну с мирового рынка. Там сейчас наблюдается дефицит горючего. Спрос восстанавливается – это раз. Крупные производители нефти – Венесуэла и Иран – под санкциями и не могут нормально работать, это два. И в-третьих, год назад широкий круг добывающих стран наложил на себя добровольные ограничения по выкачиванию нефти из недр.
Вот и живёт глобальная экономика в условиях, когда спрос превышает предложение. Приведу расчёты ОПЕК. В 1 квартале текущего года потребность в нефти составляла 93,43 млн баррелей в сутки, а производство 93,04. Ежедневная нехватка в 390 тысяч баррелей покрывалась старыми запасами из нефтехранилищ и танкеров. Это сопровождалось ростом нефтяных котировок.
Штаты, кстати, тоже снизили нефтедобычу, хоть и не участвовали в сделке ОПЕК+. Там это получилось само собой из-за убытков компаний отрасли. На этом фоне Россия стала вторым по значимости поставщиком нефти и нефтепродуктов в США. Первое место у Канады, третье у Мексики. Шторка.
Сейчас цены на нефть на подъёме. Приближаются к 70 долларам за баррель. Неплохо для нашей экономики. Но это толкает вверх и цены на заправках. Сейчас уже нет прямой зависимости между мировыми ценами и внутренними. Правительство предприняло меры для устранения скачков и стабилизации предложения, но всё же связь никуда не делась.
Какие же дальнейшие перспективы у российского рынка топлива? Угомонится ли рост цен? Как ни странно, многое зависит от ситуации вокруг Белоруссии. По средствам массовой информации недавно прошла новость, что наша соседка приостанавливает отправку на Украину бензина марки А-95. На внутреннем рынке Украины по этой разновидности поставки из Белоруссии обеспечивают 50% всего потребления. Удар по экономике мог бы стать очень серьёзным.
Затем представители белорусской компании вышли с иным заявлением. Мол, поставки продолжатся, но могут сократиться, так как на Мозырском НПЗ (он крупнейший в стране) начнётся ремонт. А значит временно он будет производить меньшие объёмы топлива. Чтобы сама Белоруссия не осталась без бензина, НПЗ и правда может заморозить продажи на Украину.
Это не единственная проблема. В Белоруссии есть ещё один крупный завод. Он называется НАФТАН. Он снова попал под американские санкции, которые ранее уже вводились, но затем были приостановлены. И вот, рестрикции возобновляются. Более того, контрагентам НАФТАНа самим пригрозили санкциями, если они не прекратят с ним любые взаимоотношения до 3 июня. Это проблема посерьёзнее, потому что завод мощный. Половину продукции продаёт за рубеж, главным образом, в страны Евросоюза.
Нефть на него поставляют российские компании, которые теперь сами сталкиваются с угрозой попасть под гнев гегемона. Какое решение они примут (продавать или нет), пока не известно, но ситуация для белорусской нефтеперерабатывающей отрасли складывается крайне неприятная. В этих условиях сокращение производства топлива, а значит и падение продаж на Украину видится вполне возможным сценарием.
Дела плохи ещё и потому, что под санкции попал не только этот завод, но и другие системообразующие предприятия. Среди них «Белорусский нефтяной торговый дом», который отвечает за оптовые сделки с нефтепродуктами. А также материнская компания «Белнефтехим», которая объединяет многие активы в топливной сфере.
Попутно отмечу, что Белоруссия – довольно крупный игрок на европейском рынке горюче-смазочных материалов. Она покупает нефть в России дёшево. На двух НПЗ, которые я уже упомянул, перерабатывает сырьё в готовое топливо. Часть продаёт на внутреннем рынке, насыщает спрос от местных потребителей, часть вывозит за рубеж. В 2019 году энергетические товары в структуре экспорта занимали внушительную и крупнейшую долю 20%.
Штаты прекрасно понимают, что нефтепереработка – центр прибыли для государства и нанесли удар в самую чувствительную точку. Рикошетом это неизбежно бьёт по Украине, но про неё в Вашингтоне даже не вспоминали, когда принимали это решение.
В Нэзалэжной уже хватаются за голову. Собираются завозить сырую нефть и готовое горючее танкерами через черноморские порты, а это дороже, чем закупать по суше у соседей. Волнуются не зря, потому что вероятность дефицита из-за сокращения поставок из Белоруссии довольно высокая.
Чем всё это обернётся, пока не понятно. Выскажу предположение, что нефтяная отрасль Белоруссии в ближайшее время замкнётся на Россию. Наша страна будет поставлять туда нефть в качестве сырья, она же и будет выкупать производимое топливо и уже дальше самостоятельно распределять его либо на экспорт, либо на российские заправки. В бизнесе это называется «давальческая схема». Что-то Белоруссия, естественно, оставит для себя, для внутренних АЗС, но избыточные объёмы, ранее предназначенные на экспорт, будут уходить к тому покупателю, который в беде не бросит: к России.
Напомню, ранее Белоруссия уже перенаправила поток нефтепродуктов, идущих на экспорт, из литовской Клайпеды в российскую Усть-Лугу. Железная дорога и порты Прибалтики лишились огромных барышей. Дальше сотрудничество нефтянок двух стран – России и Белоруссии — скорее всего, будет только укрепляться.
Белорусское топливо и раньше широко продавалось на западе России. Потом поставки резко снизились, так как Белоруссия предпочла поставлять его в Европу и на Украину. Там цены выше. Если это горючее опять попадёт к нам, естественно это будет хорошо для рынка. Дополнительные объёмы помогут обуздать рост цен. Так что будем наблюдать за развитием ситуации.
По последним замерам средние цены в трёх государствах были такими. Цифры даны в рублях. В России, естественно дешевле всего: 48 р. 69 коп. В Белоруссии подороже: 56,62. Всё-таки нефть у неё не своя. И на Украине среди трёх стран цена самая высокая 76,81. Это, кстати, существенно выше, чем на Чукотке. Там (напомню) 63 рубля за литр АИ-95.