Блог им. aggressive_investor

Как один инвестор вёл уроки финансовой грамотности в школе

… и вот стоишь ты около доски, а перед тобой 30 учеников, и каждый из них как сканер просвечивает тебя насквозь, в попытке найти уязвимое место...

Кажется, что звучит, как будто кадр из кошмарного сна.
Но для начала небольшая предыстория. 
Меня зовут Вячеслав. С 2017 года я веду свой сайт, посвященный инвестициям и с недавнего времени новый пока что небольшой телеграм-канал. Названия писать не буду, чтоб в рекламе не обвинили, но кто захочет — найдет. В инвестициях я, соответственно, тоже с 2017 года. Если вкратце, то я один из тех людей, которые заинтересовались новомодной штукой — «криптовалютой», чуть раньше других. Проще говоря, я купил парочку биткоинов в марте 2017 по 1000$ (при этом вообще не понимая, что и как работает чисто на «авось»), продал, когда он вырос, и больше в него, к слову, не заходил. Не сказать, что я заработал на этом много денег и стал богачом, но я приобрел нечто куда более важное - идею о том, что можно реально зарабатывать, инвестируя. С того момента я начал серьезно изучать классический фондовый рынок, прочёл кучу книг, освоил несколько курсов, стал официальным партнером одного крупного брокера в своём регионе, в общем, погрузился в тему.
Как один инвестор вёл уроки финансовой грамотности в школе
И тут мне из одной школы прилетело предложение в духе: «А не хочешь ли ты провести курс по финансовой грамотности у школьников в 6 и 8 классах?». Как я в школе оказался — это не суть, и тема, конечно, отдельного поста. Ну так вот, а я с детства был мазохистом мечтал попробовать себя в роли учителя, есть в этом что-то такое… Плюс опыт ведения курсов по фин грамотности у меня был, да и образование позволяет работать в детьми. В общем, согласился. И вот ряд моих выводов по поводу практически целого года в роли раба преподавателя по финансовой грамотности в школе. 

1. Дети в рамках одного класса полярно разные между собой. 

Я, конечно, учился в школе достаточно давно, но не настолько. И мне кажется, что у меня в классе не было такой пропасти между одноклассниками. Например, ко мне подходит школьник, показывает на телефоне реальный инвестиционный счёт (который кто-то из родителей ему, видимо, оформил на себя), на котором лежит около полумиллиона рублей (при этом большая доля из них именно заработана, а не просто закинута), и спрашивает о том, в какие инструменты ему лучше вкладываться сейчас исходя из конъюнктуры рынка. И в этом же классе ученик сдавал проверочную работу следующего вида: 
Как один инвестор вёл уроки финансовой грамотности в школе

Или, например, в классе одна девочка открыла собственный магазин брендовой одежды, когда некоторые из её одноклассниц приходят на уроки с куклами. 
Это, конечно, примеры вырванные из контекста. Но суть вы поняли.

2. 30 человек в классе — это реально дохрена. 
У меня, к слову, занятия были по группам по 15 человек, как на иностранном языке. Но бывали дни, когда класс ставили вместе. И это реально жесть. Во многом, по причине пункта 1. Очень сложно что-то придумать, что подошло бы одновременно всем настолько разным детям. Приходилось как-то делить задания, кому-то давать сложнее, кому-то проще. Но это, если честно, знатный вынос мозга. Условное полотенце можно было выжимать после каждого урока. 

3. Я ненавижу игру Brawl Stars.
Никогда не игра в неё, и даже геймплей ни разу не видел, но ненавижу её всем сердцем, честно. Потому что ни с чем меня так не доставали школьники, как с Бравл Старс.

— Зачем нужны деньги?
— Чтобы покупать гемы в Бравл Старс.
— Правильно, садись, два.
© диалог на каждом уроке.


Как один инвестор вёл уроки финансовой грамотности в школе

4. Дети постоянно обнулятся.
Уж не знаю, откуда пошла тенденция обнуляться, но школьники в этом деле превосходят всех и каждого. Уж не знаю почему: то ли от огромного количества информации вокруг детей, то ли ещё по какой-то причине, но каждый урок дети забывают всё, что было на всех предыдущих уроках. И когда начинаешь им напоминать, они это вытаскивают из памяти так тяжело, как будто это вытесненные воспоминания с вьетнамской войны, а им по 90 лет. 

5. Очень сложно объяснять примитивные вещи.
Хорошо, когда ты взрослый и знаешь базовые «правила игры». И очень быстро забывается то состояние, когда ты этих правил не знал. Ну вот не поняли некоторые дети, что такое «проценты» и особенно для чего они нужны. И вот попробуй объясни это на пальцах. Наверняка, тем, у кого есть дети, это не так сложно. Но вот лично я последние 10 лет имел дела только со взрослыми людьми, и мне было реально тяжко научиться объяснять примитивные вещи, при этом, чем примитивнее, тем сложнее.

6. Родители тебя протрахивают, кем бы ты ни был.
Им не важно, кто ты. Будь ты хоть нобелевский лауреат, родители школьников всё равно будут на тебя жаловаться. Жаловаться — это мода сейчас такая. Была у меня одна ситуация, когда на меня одновременно пожаловались разные родители, что я в рамках курса финансовой грамотности в их классе уделяю слишком много времени математике, и слишком мало времени математике.
Как один инвестор вёл уроки финансовой грамотности в школе

Обычно, все такие ситуации решались тем, что я встречался с родителями, говорил им нужные слова и они успокаивались. 

Как один инвестор вёл уроки финансовой грамотности в школе

Но понимаете, у меня-то в этой деятельности не было финансовой заинтересованности, и я мог говорить и делать, по сути всё, что пожелаю. Какое же нервное напряжение ложится на плечи учителей в связи с таким подходом, мне даже подумать жалко. 

Так что если вы родитель школьника, и вам хочется пожаловаться, то пожалуйста, напишите эту жалобу на листе, перечитайте её ещё раз и...
Как один инвестор вёл уроки финансовой грамотности в школе

… и подумайте ещё раз, стоит ли оно того. Потому что возможно, что вы просто доведёте учителя до какого-нибудь нервного срыва, и кому от этого станет лучше?

7. Материалы по финансовой грамотности очень оторваны от реальности.

К сожалению, это так. Я понимаю задумку авторов, она благая. Но и понимаю главную проблему. Информация, изложенная в книгах по фин грамотности — это максимально беззубая хрестоматийная информация о том, как оно «должно быть», при этом максимально оторванная от практики. Знаете, бывает такая ситуация, когда приходишь к какому-нибудь чиновнику на приём, он полчаса прогружает тебе какую-то телегу, а по делу ничего. И ты выходишь такой, вроде бы тебе всё объяснили, а что делать всё-равно не понятно. Вот тут такая же история.
Как один инвестор вёл уроки финансовой грамотности в школе

Проблема в том, что финансовая грамотность — это не совсем предмет. Это в меньшей степени знания, а в большей степени навыки и форма мышления. Так что и курс должен быть, по моему скромному мнению, направлен на это. А большинство госпрограмм по развитию финансовой грамотности – это просто трэш. Складывается впечатление, что никому ничего не нужно, всё делается «на отъ**ись».

Из нормальных материалов (если хотите своё уровень поднять или детей поучить) могу выделить проект «финансовые грабли» — fingrabli.inp.ru

Ну и классика о том, как работают деньги: 

 

8. Игровые формы и математическая экономика.
Я лично в своём курсе нацеливался именно на навыки и стратегическое мышление. Поэтому для развития навыком мы постоянно устраивали разные игры, много можно перечислять. А на развитие мышления я, каюсь, чуть подворовал информации из курса «теория игр» Алексея Савватеева (супер крутой чел, кстати).
Как один инвестор вёл уроки финансовой грамотности в школе

Почему именно теория игр? Да потому что всю мировую финансовую систему можно представить в качестве многоуровневой игры. И, на мой взгляд, это смежные темы, и разбор примеров из Теории игр помогает разобраться в финансах куда лучше, чем учебники.

9 . Финансовую грамотность можно преподавать интересно – было бы желание.
Я видел огонь в глазах учеников, когда они погружались в решение задач из теории игр или когда я рассказывал им случаи из практики. Мне даже, бывало говорили, что мой предмет единственный нужный из всех, на которые они ходят (хотя это, на самом деле, не так). Финансовую грамотность можно преподавать интересно. Только вот кто это будет делать? Практики, как я? Но им это не нужно, я просто исключение, которое случайно получилось в один момент. Может Савватеев? Да нет, область его знаний лежит в высшей математике.
А знаете, как оно обстоит на самом деле? Финансовую грамотность преподают учителя обществознания, которые, во-первых, сами о ней понятия не имеют (без обид), во-вторых, им это ставят в дополнительную нагрузку, которая им как телеге пятое колесо. Эффект от этого принимайте соответствующий.

10. Дети знают фин. грамотность лучше, чем большинство взрослых.
Поверьте, это так. Школьника не разведешь звонком «из банка». И не втюхаешь ему пылесос с суперфильтром за 300 000 рублей. Да и в принципе, дети умнее, чем вам кажется. Они родились в цифровую эпоху и понимают её базово. Так что многим перед тем, как поучать детей иногда стоит начать с себя. Лично от себя я могу сказать, что за время ведения курса, я от школьников научился не меньше, чем они от меня.

11. Дистанционное обучение- не является обучением в принципе.
Многие испытали на себе дистанционное обучение, и некоторым даже понравилось. Это, конечно, тема долгой дискуссии. Но я хочу вас уверить, на дистанционном обучении дети не научатся ничему. Подчёркиваю, абсолютно ничему.

12. Учительство – это своеобразная форма стокгольмского синдрома.
Я уже больше месяца не веду уроки. И что могу сказать по этому поводу: труд учителя очень эмоционально тяжелый. Каждый урок, который ты ведешь по-настоящему, с отдачей вычерпывает тебя до дна. И вроде бы ну его нафиг, нужно бежать, но каждый раз ты с воодушевлением приходишь на новый урок. Это странное ощущение, когда твои мысли в голове: «ученики достали, зачем вообще я этим занимаюсь, побыстрее бы следующий урок». Но лично я свои уроки уже отвёл. Это был интересный эксперимент, но я не учитель.

Как один инвестор вёл уроки финансовой грамотности в школе

Но печаль в том, что настоящие Учителя в школах реально выгорают. И это нельзя так оставлять, потому что с таким подходом, предприимчивые реальной уйдут в бизнес, как кое-кто им завещал, и останутся только роботы, которые просто выполняют свою роль, безо всякой реальной отдачи.

Вот такой вот пост, наверное, немного сумбурный. Но основные мысли, мне кажется, я донёс. В принципе, готов ответить на любые вопросы, пишите в комментариях.

P.S. А если вам понравился мой стиль письма и интересна тема инвестиций, можете поддержать меня, подписавшись на мой новый маленький телеграм-канал.

★11
58 комментариев
Настоящие инвесторы идут в такси, а не в школу плдрабатывать!
avatar
Slivu_net, Такси у меня будет следующим этапом, видимо) 
avatar
Slivu_net, курьерами ещё можно в Яндекс еду или деливери… Пока сидишь у Макдональдса и ждёшь заказ, совершаешь многомиллионные сделки. Оч. удобно.
avatar
Andrey Z., ах-ах-ах, ехал в автобусе в пробке, и сделки по нефти совершал через моб. приложение))) Ну а чё, новость вышла-уровни открытия позы достигли, что ждать то)))
avatar
Andrey Z., зато страховка и фитнесс бесплатно… и людей хоть видишь…
avatar
а местный true-инвестор Виктор Петров еще и бутылки сдает! да-да, он сам признался, и мы ему верим
avatar
Поднято много серьезных вопросов (и, в основном, правильно), но меня зацепил один несерьезный — какие дебилы так разрисовывают рабочие тетради для 8-9 класса?
Настолько непрофессионально, пестро, я бы сказал аляписто, что в некоторых вариантах даже название предмета теряется!
Кто-то видит в этом красоту? Пользу?
avatar
VladMih, Согласитесь, сразу настраивает на несерьёзный лад. И как преподавать серьезные вещи в таких тетрадях?
avatar
aggressive_investor, однозначно!
Даже тетради по рус. лит-ре я так аляписто не раскрашивал бы.
Дурновкусие чистейшей воды.
avatar

С 2017 года я веду свой сайт, посвященный инвестициям и с недавнего времени новый пока что небольшой телеграм-канал. Названия писать не буду, чтоб в рекламе не обвинили, но кто захочет — найдет.      

А если вам понравился мой стиль письма и интересна тема инвестиций, можете поддержать меня, подписавшись на мой новый маленький телеграм-канал.

очередная реклама своей телеги(((

avatar
Igor, Врать не буду, и да, и нет. Я честно не собирался пиарить телегу, но между началом написания поста и окончанием прошло 5 часов, и по завершению я как-то подумал, «а почему бы и не вставить?». Прошу простить, если это вас задело))
avatar
Igor, задолбали вы уже своими откровениями (не вы лично, а многие).
Ну воткнул ссылку — и что? Возьмите напишите такую огромную и выстраданную статью и вам тоже поставят плюсы.
И ссылку нормальные читатели «не заметят».

Тупая реклама столько букаф не требует, чтоб вы знали.
avatar
Igor, человек ГОД детям за грошИ важнейшие в нынешнее время знания в головы вкладывал.
А вы ему в мизерном упоминании своей телеги отказываете. Серьёзно?!!!
avatar
Детям в таком возрасте как мне кажется, это не нужно.
Зачем финансовая грамотность, если нет финансов…
avatar
Andrey Z., Чтоб не растрынькать их, когда они появятся. Как это делал лично я в своём студенчестве)) 
avatar
Andrey Z., «нет финансов»?
Я своё потомство начал приучать к баблу ещё до первого класса школы. Как бабло зарабатывается, чего оно стоит, как его можно потратить.
В моменте (в третьем классе), у ребенка бабла в личной копилке больше, чем я обычно держу на повседневные расходы (без учета «глубины» кредитки), и есть цель этого накопления с горизонтом в следующие два года.
И да, после реализации этой большой цели — буду потихоньку объяснять, что такое инвестиции и как ими управлять. Ориентиры — 1. Заработать к концу школы сумму, достаточную для платного обучения в ВУЗе первой линии; 2. Заработать к концу ВУЗа сумму на собственную квартиру.
avatar
Kolya Marketolog, вот это похвально
avatar
Kolya Marketolog, как там говорили — бабло побеждает зло!
avatar
Влад, Перед многими взрослыми уже поздно вести эти курсы, если честно. Но это уже отдельная история
avatar
«А если вам понравился мой стиль письма и интересна тема инвестиций, можете поддержать меня, подписавшись на мой новый маленький телеграм-канал.»
Я вот из-за стиля письма побежал подписываться. Как я раньше то жил…
avatar
Мастер спорта, Тут скорее обратный процесс. Некоторым принципиально НЕ нравится мой стиль письма из-за неформальности. Поэтому я так и указываю сразу
avatar
А зачем в принципе нужно образование? Тем более 11 лет + высшее? Разве это не вписывается в концепцию мультфильмов показанных вами? Хочешь больше зарабатывать — учись (становись покорным системе)? 
Ну и интересно какой выход, как вы считаете?
avatar
Sergej, именно образование расширяет горизонты мышления. А значит делает человека свободнее в каждом выборе.
Рабство в системах — именно от безграмотности.
avatar
Дмитрий, интересно, что я решил? Из каких вторых, безграмотных? А вы из каких, из грамотных? Стремление ранжировать людей это то чему вас учат? Я не знаю ответов интересно посмотреть на тех кто считает, что знает. Вы ролики смотрели или сразу меня раскусили? 
avatar
Sergej, ролики не смотрю — грешен. Я пост автора прочел целиком и в т.ч. и ваш коммент к нему. На это и ответил.
Если выразился незаслуженно резковато — прошу прощения.
Пост поправил, убрав любую персонализацию.
avatar
Дмитрий, спасибо)
Ну, а если по делу в качестве дискуссии, как считаете в чём смысл держать детей с 8 до 15-16 часов в школе и поощряя доп кружки +2-3 часа? 
Там в ролике примерная цитата хозяев планеты: при таком подходе богатые счастливы — бедным некогда..
Вот об этом вопрос. Спасибо)
avatar
Sergej, если так ставить вопрос, то ответ тогда неоднозначен, ПМСМ.
С одной стороны перегрузка налицо, но с др. стороны как иначе выявить склонность и/или успех в чем либо конкретном стремительно взрослеющего ребенка перед переходом в новую стадию — вуз/техникум/спорт и взрослую жизнь.
Напр. скажу по себе — я предпринимателем стал ещё в школе. Причем советской. И затем так и шёл по жизни будучи счастлив этому занятию(хотя так и оставался мелким его представителем). Лишь в последние года ушёл сугубо в инвестиции в чужой бизнес через фонду.
avatar
вместо просмотра роликов

в 95% мне Балаболка озвучивает субтитры
Логарифм Интегралыч, это всё равно дольше, чем чтение. Даже на х2.
Но главное — без таймкодов с описаниями — даже непонятно надо ли вообще это включать, даром даря словоблудам время своей жизни.
А печатная статья сразу дает возможность оценить её одним взглядом. И принять решение о подробном прочтении.
avatar
Если вдруг важны голоса диалогов 

тогда применяю в браузере SSyoutube
скачивая только аудио в среднем до 20 МБ

но в любом случае говорящие головы не смотрю

Очень хороший пост, читается легко и живо. Как я понимаю, курс по фин.рынкам от ВШЭ преподает Тамара Теплова? Я когда-то просмотрел ее курс, он неплохой, но довольно сумбурный, что вызывало большое количество жалоб у участников. Сама Теплова тоже со странностями, вот здесь, например, она всем рассказывает, что инвестирует в ВДО, и это очень перспективная тема.


При этом она, похоже, не придерживается какой-то хеджирующей стратегии — держит и не продает. У нее есть даже облигации банка «Пересвет» Инвесторы в «Дэни Колл» передают ей пламенный привет. Ее книгу по ВДО, написанную в соавторстве с Родиной, я пробовал читать, но быстро забросил — такой плотности орфографических ошибок в расчете на страницу я прежде не встречал, информация изложена сумбурно и больше напоминает затянувшийся литературный обзор студенческой дипломной работы.

В целом курсы от ВШЭ — это профанация, они их пекут как горячие пирожки, это такой дешевый фастфуд, рассчитанный на массового потребителя.  У слушателя курса должно остаться впечатление, что он разобрался в какой-то сложной теме и даже получил знания, и все это по сходной цене  (платный прокторинг с экзаменом) На деле, это, конечно, не так. Изложение любой темы дается совершенно поверхностное. Но есть и приятные исключения. Действительно полезные курсы от ВШЭ:

Дмитрий Дагаев «Теория игр»
Борис Демешев «Эконометрика»
Олег Замулин «Макроэкономика»
Елена Покатович «Микроэкономика» (этот вообще выше всяких похвал)

Изучать «Теорию Игр» по Савватееву я бы не стал рекомендовать начинающим. Преподаватель он весьма посредственный, просто такой вот  энергичный нарцисс и заполнил собой уже весь Ютуб, в каждой бочке затычка. Квалифицированные математики-преподаватели его усилия не принимают всерьез, нового Перельмана из него не выйдет. 
Зато у него много рассуждений о том, за какую ерунду дают Нобелевские премии по экономике и как легко там до всего додуматься. И как легко бы мог он, Савватеев, получать такие премии, если бы захотел. 

Хорошие курсы по ТИ — Дагаев (ВШЭ) а также группа преподавателей в Стэнфордском университете (откуда Савватеев  и позаимствовал задачу про пиратов и золотые слитки)

 
avatar
DR. LECTER, Очень хороший комментарий! 
 При этом она, похоже, не придерживается какой-то хеджирующей стратегии — держит и не продает. У нее есть даже облигации банка «Пересвет» Инвесторы в «Дэни Колл» передают ей пламенный привет. Ее книгу по ВДО, написанную в соавторстве с Родиной, я пробовал читать, но быстро забросил — такой плотности орфографических ошибок в расчете на страницу я прежде не встречал, информация изложена сумбурно и больше напоминает затянувшийся литературный обзор студенческой дипломной работы.
Это многое говорит об создателях этих стратегий «инвестирования» кстати. 
avatar
Интересный пост, спасибо
avatar
Лучший учитель по финансовой грамотности это история! смотришь на историю как кинул Сбербанк твоих родителей и понимаешь на сколько можно ему верить, читаешь как госстрах кинул граждан ссср со страховками и понимаешь насколько надежно накопительное страхование сейчас.только история и рациональное мышление а все эти новомодные сверху спущенные учебники и программы полная хрень! там только в теории все так, в жизни все чуть иначе;)
avatar
matroskin, не только сменился строй — страна прекратила существовать. Вы думаете её валюта, как и реальный размер вкладов на сберкнижках, д.б. устройчивее этих фатальных процессов?
avatar
Дмитрий, дело в том, что в ссср, да и в РФ тоже было всякое.
Например денежные реформы в ссср, когда просто деньги у людей сгорали. А в 98: «девальвации не будет-четко и ясно»))) А в 2008 летом: россия-тихая гавань. Ну и тд и тп
avatar
Дмитрий, вы же прочитали что я написал? Там же все понятно что я думаю?
Если нет, то могу добавить(если вас так возбудило то что я упомянул развал СССР) история не только в разрезе СССР. История в целом. Депрессии 1929 года, золотой лихорадки 19 века в США, истории компании «Южных морей» и пузыря доткомов и тд и тп. и не только история. Если на пальцах, то  реальную финансовую граммотность в массы никогда не направят;) Самим надо доходить до нее, изучать, анализировать;)
avatar
Дмитрий, Какая это страна перестала существовать.
РФ это переименованный указом РСФСР.
Никакое не новое государство.
И Сбер это юридически тот самый сбер из РСФСР.
И вклады это вклады в ЮРИДИЧЕСКИ тот самый банк.
И ФАКТИЧЕСКИ.

Новое государство это ложь.
РСФСР это старое название государства РФ.

avatar
Антон Б, прикол в том, что это событие может легко повторится в нашем государстве и последствия могут быть еще печальнее. Причем произойти все это может при жизни одного поколения.И реальная финансовая грамотность как раз таки пытается найти ответ, что делать в таком случае.А не учит чушьне что кредиты это плохо, а счет в банке типа резервы это хорошо.
avatar
Антон Б, РФ уже с 1922 не была государством. А оным был именно СССР.
Поэтому наша текущая РФ — это уже совершенно иная страна. Как бы вам там лично не казалось.
avatar
Дмитрий, СССР это Союз Советских Социалистических РЕСПУБЛИК.
А Республика (РСФСР последнее Р — Республика)  это государственное устройство.
Республика это государство.
Был свой отельный уголовный кодекс в каждой республике например.

Было гражданство одновременно РСФСР и СССР.
Это кстати позволило оставаться гражданами РФ всех граждан РСФСР без вступления в гражданство.
Потому что РФ это переименованная РСФСР со всеми гражданами и законами.

Пример как сейчас ЕС.
Есть ЕС и есть Франция внутри ЕС.
avatar
Антон Б, ни одна из республик СССР не была ни суверенна, ни независима. Как и конституция, и внеш.политика были едины на всех. Не были наши республики суверенными гос-вами ни формально, ни фактически.
В отличии от нынешнего нашего и их положения. Поэтому и празднуются ныне в каждой т.н. «Дни независимости».
Мне казалось что это всё очевидно…
avatar
Дмитрий, Очевидно что РФ переименованная РСФСР.
Общая внешняя политика — конечно.
Общая идеология — конечно.

Но я говорю о том факте что РФ ПЕРЕИМЕНОВАНА ИЗ РСФСР УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РСФСР.
Это та-же самая страна.
Рассказывать что РФ какое-то новое государство это прямая ложь.
avatar
учителем быть хорошо, а бизнесменом лучше!

вспоминаю, тоже учил ребятишек в частной закрытой школе финансовым мудростям, в начале 90-х, книжек накупил по экономике новых, чтобы не отставать от мирового капитализма, но думаю, что не в коня корм, ученики не оценили хайп того времени.
avatar
Преподавал курс ценных бумаг экономистам провинциального ВУЗа. 
В общем, те же дети, те же школьники, что и у Вас. Несмотря на высокий  конкурс на бюджетные места.
Для себя (повторно) уяснил, что преподавать — ненавижу. Что преподавать целому разнородному классу необычайно сложно. И скука на уроках — неизбежность, потому что хороших учителей мало и их труд безумно недооценен. А плохих учителей большинство и ничего с этим не поделаешь. Хоть вводи ЕГЭ, хоть отменяй. 
avatar
по мойму всякие там сертификаты чтобы в туалете вешать.
Владимир Гончаров, так у меня в туалете и висит как раз)))
avatar
«Лично от себя я могу сказать, что за время ведения курса, я от школьников научился не меньше, чем они от меня.»

И чему научились?
avatar
Igr, мне тоже интересно.
avatar
? могут ли успешные школьники

вести свои уроки финансовой грамотности?
Если вкратце, то я один из тех людей, которые заинтересовались новомодной штукой — «криптовалютой», чуть раньше других. Проще говоря, я купил парочку биткоинов в марте 2017 по 1000$ (при этом вообще не понимая, что и как работает чисто на «авось»), продал, когда он вырос, и больше в него, к слову, не заходил.

Это Вы да, прямо в первых рядах зашли :)
avatar
В финансах для домохозяйства, самое главное научиться соизмерять риски. Если этот фундамент понятен ребёнку, то на рискованные инструменты, он не захочет терять время и силы. Как объяснить ребёнку, что покупка акций американской корпорации, львиная доля прибыли которой идёт из военного бюджета — это хорошее и правильное решение. А вот покупка самого крупного мобильного оператора Китая — это очень плохое и не дальновидное решение. И не потому, что там прибыль ниже, а потому, что нет на планете человека, который подаст в суд на бывшего американского президента, за превышение полномочий. Если ребёнку чётко объяснить в каком мире мы живём, он никогда не станет тратить время на финансовую грамотность. А смысл?..
avatar
Прочитал с удовольствием. Спасибо за труд
avatar
4 года как попробовал торговлю, и уже учит и телеграм ведёт.

Хорошо на бычьем рынке жить.
avatar
Дмитрий, это опечатку т9 поправило.
avatar

теги блога aggressive_investor

....все тэги



UPDONW