Блог им. Mathsignal

Мифы рынка

Давно хотел написать про мифы рынка, особенно про укрепление рубля к выплате налогов нефтяными компаниями. Слышу этот бред уже несколько лет от разного рода аналитиков. Особенно смешно это звучит, когда я своими глазами вижу как работает Казначейство нефтяной компании. Ну вот просто подумайте, руководитель Казны знает, что курс спускается к концу месяца, на 1-2 рубля. ему нужно продать 100 млн долл (например, это не так много, 3 танкера по 100 000 в Новороссийске). Ждать конца месяца или продавать при высоком курсе? Недобор денег будет 100-200 млн рублей, это много с одной сделки. Рубка на рынке идет за 1-2 копейки к курсу. Вряд ли адекватный Казначей будет так делать, просто потому что очень скоро он не будет там сидеть. Чистейшая теория игр, задача о 2х заключенных.
Продают частями, небольшими, усредняясь, постоянно запрашивая котировки у банков. А то и вообще держат, а налоги закрывают выручкой из внутреннего рынка. А при хорошем росте беря рублевые оборотные кредиты.  Кстати, Вы знали что нефтяные компании на кофе зарабатывают больше, чем на бензине на АЗС? 1 чашка кофе по марже примерно равна 20-30 литрам бензина.

--------------------------------------------
Мысли о рынке:  t.me/mathsignal
★3
41 комментарий
Хочешь разорить нефтяную компанию — не покупай кофе на АЗС.
Кстати, на Лукойле самое отвратительное кофе
avatar
Йонатан Берсон,  зато маржа хорошая. Знаете как лучок называет кофе? высокомаржинальные баррели )
avatar
Mathsignal, про высокомаржинальные баррели — спасибо, поржал.
Но есть такая поговорка — дьявол прячется в деталях.
Вы знаете, как считают себестоимость «высокомаржинальных баррелей» и куда ее списывают? И я не знаю.
Зато я знаю как сдох российский автопром в конце 90х — до конца нулевых. Все эти АЗЛК, ИжМаши, ГАЗы, УАЗы… Там пришли грамотные бухгалтеры вместо промышленников, и сделали ставку на «высокомаржинальное ...».
По всем расписывать не буду, дам лишь на примере ГАЗа.
Новая Волга-31029 летом 1995 года стоила в диапазоне 12-15 миллионов рублей. Ценам не удивляйтесь, тогда слесарь на заводе зарабатывал по 300-400 тысяч в месяц, не то что сейчас, при крававом теране. И тогда же в продажу начала выходить Газель. Например маршрутка 3221 стоила от 18 до 20 миллионов. По внутреннему управленческому учёту 31029 при цене в 15 миллионов имела себестоимость примерно 14,5 миллионов, а 3221 при цене в 20 миллионов — себестоимость в 15 миллионов. Чтобы понять, себестоимость в автопроме очень простая — покупной ДВС, покупная КПП, покупной мелкий шмурдяк от колес до лампочек, и себестоимость полного цикла изготовления кузова и сборки машины, с расходом материалов на это дело — суть, производная от трудоемкости. То есть две машины, с одинаковым инжекторным двигателем 406, одинаковой арзамасской КПП, но с двумя разными кузовами, на второй из которых требовалось в два раза больше материалов и в полтора раза больше трудоемкости, в учётных ценах отличались менее чем на 4%. Как так? Просто в Волгу списывались все общезаводские расходы как в общий котёл, аив Газель — только «проектные». И следующие 15 лет Газель для завода была любимой дочкой, а Волга — падчерицей, на которой из всех сил резали косты. Но тут начали вылезать законы экономики. В 1995 году 31029 и 3221 по покупным были унифицированы на ~90%, а с Соболем была унификация даже по трансмиссии. И чем сильнее шла экономия на Волге (сначала 31029, потом 3110) — тем сильнее из общего котла выдавливало Газель. К 2008 году себестоимость Волги была ~250 тысяч, а Газели ~350 тысяч, и это было уже близко к актуальным затратам. Только вот отпускная цена с завода на Волгу была 250 тысяч, а на Газель 400 тысяч, и Волга всё равно оставалась «гадким утёнком». Мудрое руководство решило полностью снять с производства «убыточный продукт». Сняли. Но тут подкрался ещё один рыночный закон и огрел рессорой. Помните про унификацию? Даже у 31105 унификация с Газелью по покупным (в деньгах) составляла ~70%. А объем производства навскидку ~160 тысяч Газелей и ~80 тысяч Волг году так в 2006. И когда убрали «убыточную» Волгу, тут не только все заводские расходы размазались на Газель, но и по ряду покупных (тот же двигатель) закупки упали на треть, тут же отразившись в цене. В итоге с 2008 по 2011 год себестоимость Газели скакнула с 350 тысяч до 700, при росте цены с 400 тысяч до 750 тысяч, а объем продаж упал с 160 тысяч до 140 тысяч. Да, в тот момент завод как никогда был близок к продаже иностранцам, там уже даже Фольксваген сделал аудит и пробно начал собирать Йети… но, не купили.
Аналогично склеивали ласты и АЗЛК, и ИжМаш, и немного недоклеил УАЗ.
Так вот, возвращаясь к кофе. Если расходы на девочку кассира честно размазать по временным затратам, то окажется, что на одну чашку кофе уходит пять баков бензина по 20 литров. А если ещё стоимость аппарата (тысяч от 50) списать не на общие расходы по заправке, а размазать на сотню стаканчиков в день, внезапно окажется, что высокомаржинальные баррели — это совсем не кофе…
avatar
Да, все так и есть, тоже немного в курсе))
Про кофе: да, поэтому и это направление активно и ГПН, и Лукойл, и Газпром развивают. Чтобы маржа от неосновного бизнеса покрывала опексы на заправке. Работает же эта фишка!
avatar
Teremok, это давно прочухали, в начале 2010 хорошие АЗС давали до 50% нетопливных доходов.
сейчас не знаю, я в апстриме
avatar
Mathsignal, апстрим рулит)))
avatar
Йонатан Берсон,  НДД жестко слишком ударило… уже похоже нет. хотя лично я думаю, что нас ждет новый цикл, по ощущениям очень похоже на зиму 08-09.
avatar
Mathsignal,  НДД хитрая штука))) я тоже думал по началу, всё пропало. Потом сделал большую серию расчетов и понял, что на мой пирог НДД повлияло положительно))) 
avatar
Йонатан Берсон, у нас провал. 20% ебиды. 
avatar
Mathsignal, это из-за того, что изначально доходность была высокая))) IRR сильно конский у вас, сударь :)
avatar
Йонатан Берсон, я знаю кого  Вы имеете в виду на букву Т, но увы и ах. ) Нет )
Маржинальность у них конская была, согласен. 
avatar
Teremok, я тут посмотрел отчетность Магнита. Похоже самая маржинальная часть — это продажа одноразовых пластиковых пакетов ) 
avatar
Mathsignal, тогда ждем пластиковые пакеты на заправках))
avatar
Teremok, скорее нет. Один из вариантов развития — это недорогие гостиницы при АЗС, в начале 10х эту идею похоронили на СД Лукойла, но в связи с закрытием границ  и развитием внутреннего туризма — будут делать, это хороший бизнес под хорошим брендом.
А там все, и кофе и еда и безопасность для всех
avatar
Mathsignal, про пакеты шутка была))
Насколько я помню, тоже в свое время, лет 5 назад, делали расчеты по мини-гостиницам. Выходило не очень рентабельно. Кофе с сопуткой гораздо более прибыльные были, поэтому и развивали это направление. Все же закрытие границ — это временный фактор, а окупаемость мини-гостиниц исчисляется годами, поэтому не думаю, что это будет интересно. Ну а там посмотрим, как говорится.
avatar
Teremok, тогда доходности другие было. Внутренний IRR наверное не меньше 11 был?
сейчас думаю 6-7
avatar
Mathsignal, уже и не помню, но не высокая, может около 10, да. Сейчас 6-7 — это, наверное, максимум.
avatar
зачем строить АЗС если проще открыть кофейню 
avatar
Pringles, это не работает. BP так делало, wilb bean. Сеть не пошла. Кофе покупают только на АЗС
avatar
Я вообще планирую открыть бесплатный автосервис, а вы о прибылях каких-то, нехорошо.
avatar
aea_neon, главное чтобы кофе дорогое было, все окупите
avatar
Mathsignal, хорошая идея, там где кофе бесплатный, обычно и клиентов мало.
avatar
То что миф — согласен… А вот как работает казначейство крупной нефтяной компании — тупо продает баксы в начале месяца? -)
avatar
КРЫС, по необходимости. Это же планирование, там нет месту импульсивности. Платежный календарь, валютный контроль…
avatar
Mathsignal, это учебник. Как это происходит на практике видел сам..) Ну и в какой-то мере участвовал -)
avatar
Это инсайд — нефтяники не продают валюту для выплаты налогов. Спс.
И дайте ссылку по «одному кирпичику в одном из лучших финасовых журналах мира». Хочется понять о чем это.
avatar
Stuart, продают.
avatar
Stuart, 
статьи в журналах ниже, это чистый Q1, кроме последнего, это Q2.
www.journals.elsevier.com/research-in-international-business-and-finance
www.journals.elsevier.com/omega
www.springer.com/journal/10614
avatar
Mathsignal, ссылки битые. Нужно повторить.

avatar
Stuart, конечно продают. но не на низах рынка, даже локальных
avatar
Зачем запрашивать котировки у банка? На бирже слить валюту нельзя?
avatar
Владимир, потому что работают через Банки.
avatar
Mathsignal, есть же брокерские счета ЮЛ? Правда интересно разобраться как это работает:)
avatar
Владимир, обычно в договорах с банками есть пункты, которые обязывают торговать с ними. Это для них доп доход, на комисии и на спреде.
Особо лакомо — делать сделки, когда рынок закрыт. Там спред по 20-30 копеек бывает. поэтому задача банка — затянуть все максимально, и делать после закрытия рынка. часов  в 12 вечера. )))
avatar
Mathsignal, ну то есть например банк дает доступ нефтяной компании к дешевому кредиту, скажем, кредитную линию на много ярдов открывает под минимальный процент, взамен включает в договор условия конверсии и до кучи физиков на зп проект?
avatar
Владимир, да, все операции через них, поступление выручки через них, фин инструменты тоже. зарплатник как правильно отметили.
Ключевой момент: как входите в нефтяную компанию — смотрите на банкоматы что стоят в холле. Это и есть основной кредитор компании )
avatar
Mathsignal, спасибо, интересно! Я сам из фин сферы, но с контрактами с крупнейшим бизнесом не работал. Есть товарищ, бывший зампред одного из госбанков. Когда с ним советуюсь по рабочим вопросам, всегда повторяет мне «Володя, бизнесу всегда надо предлагать доступный кредит, а уже к нему навешиваешь свои условия» :))
avatar
Mathsignal, Это верно про любую крупную компанию)
avatar
Антон Шаронов, да. )))
avatar
Oblitus,  на трассе с хорошим проливом.
avatar

теги блога Mathsignal

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн