Mathsignal
Mathsignal личный блог
03 декабря 2020, 12:38

Мифы рынка

Давно хотел написать про мифы рынка, особенно про укрепление рубля к выплате налогов нефтяными компаниями. Слышу этот бред уже несколько лет от разного рода аналитиков. Особенно смешно это звучит, когда я своими глазами вижу как работает Казначейство нефтяной компании. Ну вот просто подумайте, руководитель Казны знает, что курс спускается к концу месяца, на 1-2 рубля. ему нужно продать 100 млн долл (например, это не так много, 3 танкера по 100 000 в Новороссийске). Ждать конца месяца или продавать при высоком курсе? Недобор денег будет 100-200 млн рублей, это много с одной сделки. Рубка на рынке идет за 1-2 копейки к курсу. Вряд ли адекватный Казначей будет так делать, просто потому что очень скоро он не будет там сидеть. Чистейшая теория игр, задача о 2х заключенных.
Продают частями, небольшими, усредняясь, постоянно запрашивая котировки у банков. А то и вообще держат, а налоги закрывают выручкой из внутреннего рынка. А при хорошем росте беря рублевые оборотные кредиты.  Кстати, Вы знали что нефтяные компании на кофе зарабатывают больше, чем на бензине на АЗС? 1 чашка кофе по марже примерно равна 20-30 литрам бензина.

--------------------------------------------
Мысли о рынке:  t.me/mathsignal
41 Комментарий
  • Йонатан Берсон
    03 декабря 2020, 12:48
    Хочешь разорить нефтяную компанию — не покупай кофе на АЗС.
    Кстати, на Лукойле самое отвратительное кофе
      • Kolya Marketolog
        03 декабря 2020, 19:33
        Mathsignal, про высокомаржинальные баррели — спасибо, поржал.
        Но есть такая поговорка — дьявол прячется в деталях.
        Вы знаете, как считают себестоимость «высокомаржинальных баррелей» и куда ее списывают? И я не знаю.
        Зато я знаю как сдох российский автопром в конце 90х — до конца нулевых. Все эти АЗЛК, ИжМаши, ГАЗы, УАЗы… Там пришли грамотные бухгалтеры вместо промышленников, и сделали ставку на «высокомаржинальное ...».
        По всем расписывать не буду, дам лишь на примере ГАЗа.
        Новая Волга-31029 летом 1995 года стоила в диапазоне 12-15 миллионов рублей. Ценам не удивляйтесь, тогда слесарь на заводе зарабатывал по 300-400 тысяч в месяц, не то что сейчас, при крававом теране. И тогда же в продажу начала выходить Газель. Например маршрутка 3221 стоила от 18 до 20 миллионов. По внутреннему управленческому учёту 31029 при цене в 15 миллионов имела себестоимость примерно 14,5 миллионов, а 3221 при цене в 20 миллионов — себестоимость в 15 миллионов. Чтобы понять, себестоимость в автопроме очень простая — покупной ДВС, покупная КПП, покупной мелкий шмурдяк от колес до лампочек, и себестоимость полного цикла изготовления кузова и сборки машины, с расходом материалов на это дело — суть, производная от трудоемкости. То есть две машины, с одинаковым инжекторным двигателем 406, одинаковой арзамасской КПП, но с двумя разными кузовами, на второй из которых требовалось в два раза больше материалов и в полтора раза больше трудоемкости, в учётных ценах отличались менее чем на 4%. Как так? Просто в Волгу списывались все общезаводские расходы как в общий котёл, аив Газель — только «проектные». И следующие 15 лет Газель для завода была любимой дочкой, а Волга — падчерицей, на которой из всех сил резали косты. Но тут начали вылезать законы экономики. В 1995 году 31029 и 3221 по покупным были унифицированы на ~90%, а с Соболем была унификация даже по трансмиссии. И чем сильнее шла экономия на Волге (сначала 31029, потом 3110) — тем сильнее из общего котла выдавливало Газель. К 2008 году себестоимость Волги была ~250 тысяч, а Газели ~350 тысяч, и это было уже близко к актуальным затратам. Только вот отпускная цена с завода на Волгу была 250 тысяч, а на Газель 400 тысяч, и Волга всё равно оставалась «гадким утёнком». Мудрое руководство решило полностью снять с производства «убыточный продукт». Сняли. Но тут подкрался ещё один рыночный закон и огрел рессорой. Помните про унификацию? Даже у 31105 унификация с Газелью по покупным (в деньгах) составляла ~70%. А объем производства навскидку ~160 тысяч Газелей и ~80 тысяч Волг году так в 2006. И когда убрали «убыточную» Волгу, тут не только все заводские расходы размазались на Газель, но и по ряду покупных (тот же двигатель) закупки упали на треть, тут же отразившись в цене. В итоге с 2008 по 2011 год себестоимость Газели скакнула с 350 тысяч до 700, при росте цены с 400 тысяч до 750 тысяч, а объем продаж упал с 160 тысяч до 140 тысяч. Да, в тот момент завод как никогда был близок к продаже иностранцам, там уже даже Фольксваген сделал аудит и пробно начал собирать Йети… но, не купили.
        Аналогично склеивали ласты и АЗЛК, и ИжМаш, и немного недоклеил УАЗ.
        Так вот, возвращаясь к кофе. Если расходы на девочку кассира честно размазать по временным затратам, то окажется, что на одну чашку кофе уходит пять баков бензина по 20 литров. А если ещё стоимость аппарата (тысяч от 50) списать не на общие расходы по заправке, а размазать на сотню стаканчиков в день, внезапно окажется, что высокомаржинальные баррели — это совсем не кофе…
  • Teremok
    03 декабря 2020, 12:48
    Да, все так и есть, тоже немного в курсе))
    Про кофе: да, поэтому и это направление активно и ГПН, и Лукойл, и Газпром развивают. Чтобы маржа от неосновного бизнеса покрывала опексы на заправке. Работает же эта фишка!
      • Йонатан Берсон
        03 декабря 2020, 13:12
        Mathsignal, апстрим рулит)))
          • Йонатан Берсон
            03 декабря 2020, 13:19
            Mathsignal,  НДД хитрая штука))) я тоже думал по началу, всё пропало. Потом сделал большую серию расчетов и понял, что на мой пирог НДД повлияло положительно))) 
              • Йонатан Берсон
                03 декабря 2020, 13:28
                Mathsignal, это из-за того, что изначально доходность была высокая))) IRR сильно конский у вас, сударь :)
      • Teremok
        03 декабря 2020, 13:13
        Mathsignal, тогда ждем пластиковые пакеты на заправках))
          • Teremok
            03 декабря 2020, 13:43
            Mathsignal, про пакеты шутка была))
            Насколько я помню, тоже в свое время, лет 5 назад, делали расчеты по мини-гостиницам. Выходило не очень рентабельно. Кофе с сопуткой гораздо более прибыльные были, поэтому и развивали это направление. Все же закрытие границ — это временный фактор, а окупаемость мини-гостиниц исчисляется годами, поэтому не думаю, что это будет интересно. Ну а там посмотрим, как говорится.
              • Teremok
                03 декабря 2020, 14:48
                Mathsignal, уже и не помню, но не высокая, может около 10, да. Сейчас 6-7 — это, наверное, максимум.
  • Pringles
    03 декабря 2020, 12:50
    зачем строить АЗС если проще открыть кофейню 
  • Albert Rudolfovich
    03 декабря 2020, 12:57
    Я вообще планирую открыть бесплатный автосервис, а вы о прибылях каких-то, нехорошо.
      • Albert Rudolfovich
        03 декабря 2020, 14:35
        Mathsignal, хорошая идея, там где кофе бесплатный, обычно и клиентов мало.
  • КРЫС
    03 декабря 2020, 14:22
    То что миф — согласен… А вот как работает казначейство крупной нефтяной компании — тупо продает баксы в начале месяца? -)
      • КРЫС
        03 декабря 2020, 15:14
        Mathsignal, это учебник. Как это происходит на практике видел сам..) Ну и в какой-то мере участвовал -)
  • Stuart
    03 декабря 2020, 14:25
    Это инсайд — нефтяники не продают валюту для выплаты налогов. Спс.
    И дайте ссылку по «одному кирпичику в одном из лучших финасовых журналах мира». Хочется понять о чем это.
  • Владимир
    03 декабря 2020, 15:18
    Зачем запрашивать котировки у банка? На бирже слить валюту нельзя?
      • Владимир
        03 декабря 2020, 15:38
        Mathsignal, есть же брокерские счета ЮЛ? Правда интересно разобраться как это работает:)
          • Владимир
            03 декабря 2020, 15:51
            Mathsignal, ну то есть например банк дает доступ нефтяной компании к дешевому кредиту, скажем, кредитную линию на много ярдов открывает под минимальный процент, взамен включает в договор условия конверсии и до кучи физиков на зп проект?
              • Владимир
                03 декабря 2020, 15:56
                Mathsignal, спасибо, интересно! Я сам из фин сферы, но с контрактами с крупнейшим бизнесом не работал. Есть товарищ, бывший зампред одного из госбанков. Когда с ним советуюсь по рабочим вопросам, всегда повторяет мне «Володя, бизнесу всегда надо предлагать доступный кредит, а уже к нему навешиваешь свои условия» :))
              • Антон Шаронов
                03 декабря 2020, 15:59
                Mathsignal, Это верно про любую крупную компанию)

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн