Уже скоро месяц, как случилась история с экспирацией Лайт Свита по отрицательным ценам. Не хочу умничать и обсуждать причины происшедшего – лента была забита мнениями кого ни попадя. В момент отступила Ковидла и все стали спецами по физической поставке в Кушинге.
Также, не хочу строить догадки как пройдет следующая экспирация. Кто-то ждет нового корнера, потому что у USO регламент тот же, нефти хоть и меньше на рынке предлагают, но спрос упал еще сильнее, а Кушинга забита. Кто-то говорит, что нет, второй раз такого не будет, потому что уже захеджился крупняк, а спекули наоборот поставили вниз и сейчас будет шортокрыл, а вниз пойдут уже после экспиры. Гипотез не строю – рынок покажет.
Кроме того, я не особо хочу обсуждать какие события эта ситуация вызвала на русском рынке. Собственно написать данный пост меня сподвиг вчерашний ролик на ютюбе Владимира Твардовского (
https://www.youtube.com/watch?v=o-0AEW2JWFo), где он подробно рассказывает что и как происходило на нашем рынке и в котором я услышал очень много сходства с моим мнением .
Так что хочу я вернуться к вопросу, почему именно такое стало возможным. К сожалению, русский рынок довольно вторичен и провинциален. И конечному клиенту хочется выйти на гораздо более интересные и ликвидные западные рынки. Сделать это не очень просто, но не невозможно. А, соответственно, для наших торговых площадок это означает потерю ликвидности, уход клиентов на Запад, прежде всего в Штаты и как итог — потерю доходов. Именно на этой идее фактически и возникла Питерская биржа из обломков РТС – мы дадим вам американские акции через русскую площадку и русского брокера. Она же лежит в основе запуска зеркальных контрактов на жижу на Мамбе – «э, кюда пошёл таргават?! Тюда не хади, суда хади, сдес таргуй дарагой, да!»
Но, к сожалению, мы играем в суверенный рынок. Мы устанавливаем свои правила, выходные, праздники, правила приостановок и планок. Учитывая вторичность нашего рынка это плохо даже когда мы это делаем для наших собственных инструментов. Многодневные праздники в январе и мае не раз порождали рост залогов перед ними и как следствие необходимость резать позу или брать неадекватные риски и «непредвиденные последствия» по завершению праздников.
Но то, что является просто плохой практикой на национальных инструментах, становится просто катастрофическим и недопустимым при отзеркаливании чужих инструментов, на которых больших дядей с большими деньгами на два порядка больше, чем игроков здесь. Если нефть торгуется в Чикаго, то ей глубоко плевать на желание русских мужиков нажраться 23-го февраля и тем более ребята на Уолл-Стрит не будут поздравлять своих коллег женского полу с днем Клары Цеткин и Розы Люксембург (да их захаразмят сразу, хоть это к делу и не относится)! Нельзя останавливать торги! И наоборот – если как 24 декабря 2018-го года, джентельмены жарят гуся нефиг умничать и торговать, когда основного рынка нет. Если у них есть свои правила приостановок – они должны быть ровно такими же и срабатываться точно также и в то же время у нас. Если у них есть планки – должны быть и в России на зеркальных инструментах. Если у них нет планок – не должно быть и у нас. Правила должны быть разные — для своих и для «зеркалок»!
Т.е. зеркалить нужно полностью, до последней запятой. И если биржа вдруг понимает, что вдруг стала неспособна повторять какой-либо инструмент, например по техническим причинам, как это случилось за пять дней до экспирации, когда NYMEX уведомил о допустимости отрицательных цен, то он должна как минимум если не прекращать торговлю, то немедленно уведомить своих участников и их клиентов, что инструмент больше не является полностью зеркальным по таким-то причинам в таких-то ситуациях и это ваши риски случись чего.
Хотя справедливости ради нужно признаться, что как в том анекдоте про двух преферанситстов на похоронах коллеги, умершего за столом:
— а ведь если бы покойничек зашел бы с пички, еще хуже было бы.
вплоть до клирингов
На той же ICE минимум расчетного фьючерса Т в ходе реальных торгов был 0,01$ (ПО ICE тоже не давало 20.04 торговать по отрицательным ценам, потом видимо включили внутриброкерские сделки и поправили на -7,02$), а экспирация тоже прошла по -37.63$. И там ОИ на экспирацию составил больше 17 тыс. контрактов, а их контракт — это 100 наших.
В Индии вообще торги закрываются в 16:30МСК (отрицательная цена экспирации определилась в 21:30МСК) и тем не менее экспирация прошла по -37.63$ (правда в Индии долга клиента перед брокером быть не может и потому «попали» и брокеры и клиенты, если у последних на счетах были средства для полных расчетов).
Так что в этот раз проблемы «зеркалирования» совсем не уникальное «достояние» Мосбиржи.
Вот IB, ПО которого тоже не давало возможности торговать по отрицательным ценам, поступил честно: с -37.63$ до 0,01$ — берем на себя, а все остальное — проблемы клиента.
В России же брокеры «завязаны» на ПО биржи.
в 14-30 мск
утром по Rs. -1, вечером исправили на Rs. -2884
order-driven market улыбается в усы
Три абзаца, карл! Что тут непонятного?
И еще раз повторяю: ДЕЛО ВАШЕ. Но ответ заслужил ЧС.
Полагаю, проблемы с понималкой...
потом получите право обсуждать чьи-то прививки ОТ биржи.
Влетели ребята, до которых вам ср*ть и ср*ть мелким депозитом.
Вы б хоть матчасть подучили. USO давно «уехала» вперед по нефтяному чейну, и регулярно меняет методологию, чтобы все больше съезжать с ближайших фьючерсов, даже во время корнера 21-го апреля никакой USO там уже близко не было.
Ну, видимо, нужно. Только в чем смысл всего этого, если по спецификациям конрактов, все риски, связанные с кривостью зеркалирования перекладываются на брокеров/клиентов?
Гляньте спецификацию контракта на Cl, а именно пункты 5.1 и 5.2.https://fs.moex.com/files/16825.
По сути, в этих пунктах написано, что в случае форс-мажора биржа делает что угодно на безапеляционной основе.До этой ситуации толком было непонятно, как это все будет работать. А теперь понятно.
Выходит, что с одной стороны Биржа везде пишет, что обеспечит «прозрачность ценообразования, ликвидность и надежность инфраструктуры.» И в то же время запускает торговлю контрактами вот с такой спецификацией, где в случае форс-мажора все риски на клиентах(Н — надежность), а все решения, в том числе и по ценам, принимаются биржей в одностороннем порядке(П — прозрачность).
С такими спецификациями, по которым Биржа не несет ответственности, нет смысла что либо-менять: нашли интересный инструмент, написали в спецификацию, что «все проблемы — это не наши проблемы», и гребем комиссию.