Блог им. Andy20

Палладий, платина ГМК Норильский никель двадцать лет прошло и вот опять.

    • 25 февраля 2020, 14:27
    • |
    • Andy20
  • Еще

В последнее время цены на палладий бьют рекорды. Такое уже было двадцать лет назад:

Конкуренция между платиной и палладием 1997 – 2003 годов.

Массовое производство платиновых автокатализаторов, снижающих токсичность автомобильного выхлопа, началось в 1970-х годах, и в настоящее время ими оснащены около 90 % автомобилей. Хотя появление автокатализаторов стало важнейшим технологическим прорывом, оно не оказало заметного влияния на цены – доминирующим фактором была привязка цен на платину к ценам на золото. Высокая стоимость платины стимулировала исследования возможных заменителей, в первую очередь, палладия – металла со схожими свойствами, но гораздо более дешевого. Однако долгое время применение палладия в автокатализаторах было незначительным. Ситуация изменилась к началу 1990-х годов, когда были преодолены технологические трудности с применением палладия в автокатализаторах. Первый бесплатиновый автокатализатор представлен компанией Ford в 1988 году. Это позволило палладию стать полноценным конкурентом платины в основной сфере применения платиновых металлов. В 1990-х годах палладий быстро вытеснял платину из данной отрасли. Если в 1990 году при производстве автокатализаторов было использовано платины почти в шесть раз больше, чем палладия, то с 1995 года палладий стал преобладать, а в 1999 году соотношение стало 4 к 1 в пользу палладия. «Десятилетие палладия» (1990 – 1999 гг.) совпало с периодом широкого распространения автокатализаторов во всем мире. Соответствующее увеличение спроса на платиновые металлы со стороны автомобильной промышленности почти целиком покрывалось за счет палладия, при относительно стабильных объемах применения платины. В физическом измерении использование МПГ в автокатализаторах за 10 лет увеличилось почти в 4 раза, а палладия – в 25 раз!

В первой половине 1990-х годов увеличение спроса на палладий покрывалось за счет существующих производственных мощностей, и цены держались на уровне 100 – 150 долл./унц., т.е. в 3 – 4 раза ниже, чем на платину. Но дальнейшее увеличение спроса привело к дефициту палладия на рынке, начиная с 1997 года, что повлекло значительный рост цен. В 1999 году стоимость палладия сравнялась со стоимостью платины, а в 2000 году он стал дороже платины – явный признак «перегрева» рынка. Производители автокатализаторов были вынуждены вновь переориентироваться на платину, сокращая закупки палладия.

Замена палладия более дешевыми материалами велась во всех отраслях, где он применялся. Была найдена возможность исключить использование палладия в многослойных конденсаторах, используя для этого никель. Электронная промышленность, в которой ранее использовалось около 30 % палладия, уже в 2001 году сократила закупки в три раза. В 2002 году спрос на МПГ со стороны производителей автокатализаторов достиг низшей точки, главным образом, за счет сокращения спроса на палладий почти вдвое по сравнению с 2000 годом. Несмотря на сокращение поставок из казначейских запасов России, рынок оказался затоварен палладием, среднегодовые цены упали с 680 долл./унц. в 2000 году до 340 долл./унц. в 2002 году и до 200 долл./унц. в 2003 году. Уже в 2002 году палладий стал в полтора раза дешевле платины, в 2003 – в 3,5 раза, но увеличение доли платины в автокатализаторах продолжалось, ее закупки для их производства в 2000 – 2002 годах увеличились в 1.5 раза, создав дефицит на рынке. Дефицит стал одной из основных причин роста цен на платину, достигших в апреле-мае 2006 года абсолютного исторического максимума.

По материалам статьи С. Шумовского «Эволюция ценообразования металлов платиновой группы»

В новом цикле мы прошли только половину пути, но как показывает опыт люди не хотят учиться не только на чужих, но и на своих ошибках

★5
6 комментариев
не понял выводов по текущему моменту… как-то вся аналитика обрывается 2006м годом
avatar
Статья Шумского 2007 года. А выводы простые:

1. Палладий и платина полностью взаимозаменяемы.

2. На срок 2-3 года при переходе автопроизводителей на платину — рост цен на платину и снижение цен на палладий.

3. По ГМК можно прикинуть влияние по долям продаж.


avatar
Разговорам о замене уже как минимум года полтора. Недавно платину вверх дёрнули на этой же идее, но всего лишь на пару дней.
Вот только подвижек как не было так и нет.
Я бы с удовольствием вверх на платине прокатился.
avatar
Сертификация катализаторов занимает где-то полтора года. Процесс не быстрый.
avatar
Какая идея лучше? Платина лонг или палладий шорт?
avatar
asfa, одно другому не мешает )

теги блога Andy20

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн