Рецензии на книги
Основной посыл книги в том, что распопуляризированный в последние года призыв «follow your passion» рационально ошибочный, ведущий не туда, когда люди хотели бы прийти долгосрочно или, как минимум, направляющий на ложный след. След, который не ведёт к удовлетворению жизнью, достижению среднего или выше среднего уровня материального комфорта или больших мечт аля «стать Стивом Джобсом или Илоном Маском».
Certes, вы должны любить то, чем занимаетесь. Но жизнь так устроена, что для того, чтобы прийти к тому, чем ты будешь любить заниматься, нужно пройти период скучной, неинтересной работы «ниже моего достоинства». Иногда этот период может длиться несколько лет, но уж точно он всегда есть в начале деятельности, которая в перспективе может приносить удовлетворение и счастье, а в начале якобы боль и страдание.
Кроме того, человеческие интересы так устроены, что они меняются с течением времени. В силу приедания ли, в силу биохимических изменений мозга или в силу поступления новой информации. Раз, и то, что было интересно вчера или месяц назад уже никак не задевает струны сегодняшней души, мотивация пропала, интереса нет. Вчера была страсть (к делу, деятельности, занятию, женщине), сегодня — пусто. Человек влеком постоянно меняющимися интересами. И ждать постоянатсва интересов — это разделять иллюзии наивного юноши.
Итак, почему follow your passion — плохая стратегия? Три причины.
Причина 1. У молодых людей слаборазвитая картина мира, страсти примитивны и узки. Когда в голове мало знаний, то мало из чего можно выбирать. Что в голове у среднего юноши? Компьютерные игры, девочки, спорт, возможно шмотки. Из чего ему выбирать свою страсть? Становиться лучшим игроком в доту, идти работать тренером по соблазнению? Личность ещё очень мало видела, пробовала в жизни, знаний о мире мало. А желания, страсть, представление о том, что возможно — есть функция кругозора, прожитого опыта. Обидно, если мальчик выбрал карьеру пикап-тренера, а мог бы стать мировым учёным или руководителем оборонного холдинга. В 18 быть пикап-тренером модно и престижно (среди сверстников), а в 40 одоклассник, ставший руководителем предприятия с оборотом в 4 млрд. рублей, будет потешаться над такой тренерской судьбой.
Причина 2. Рынок спроса и предложения. Простая мысль в том, что крутых работ, интересных бизнес-ниш, престижных профессий меньше, чем скучных, монотонных и тупых работ. Предложение «крутых» мест в жизни много меньше спроса на эти места со стороны выскочек, креативных личностей и wanna-be. Спрос на хорошие, сочные места в жизни много превышает предложение таких мест. Будь это какая-то интересная, вызывающая страсть работа или предпринимательство.
Соответственно, чтобы занимать крутые места, нужно самому быть крутым. Иметь что-то, что можно предложить этому рынку. Что это? Набор качеств и знаний, которые сложно зарабатываются и сложно поддерживаются в форме. Качества характера, качества личности, знания. Последовательность, уравновешенность, социальные навыки, доведение дел до конца, фокус, смелость, мужество. Ну и набор профессиональных знаний для получения которых требуется много и монотонно учиться.
В этом и есть основной посыл книги. Перед тем как что-то требовать от мира, стань so good they can't ignore you. Да, это предполагает борьбу, конкуренцию с другими за место под солнцем, нужно быть выше среднего, а желательно лучшим.
Хорошие вопросы, вызывающие слёзы?
Причина 3. Что вызывает страсть согласно научной теории Self-Determination Theory — теории о человеческой мотивации. Современная наука говорит, что страсть (интерес) вызывает деятельность, в которой сочетаются три следующих фактора. Автономность — ты сам выбираешь задачи для решения и способ их решения. Компетенция — ты знаешь, как решать задачи, они находятся на доступном уровне сложности, соответствующим твоим компетенциям, или чуть выше. Связанность или на английском Relatedness (с людьми). Relatedness: people need to care about and be cared about by others. Feel connected without ulterior motives.
Далее закономерный вопрос. Как быть или стать so good they can't ignore you? Простой, но никому не нравящийся ответ существует 100 лет, но никому не нравится, ведь он такой банальный и … на его выполнении сложно держать фокус — становится скучно.
НАДО МНОГО, ДОЛГО, МЕТОДИЧНО-РЕГУЛЯРНО ПАХАТЬ!
И есть две конкретных рекомендации.
Рекомендация 1. Должно быть сложно, мозг должен напрягаться, это такое почти физическое чувство создания напряжения внутренней биохимии мозга, которую так «лень» вызывать.
Рекомендация 2. Deliberate practice. Такая осознная практика сложного и важного. Работать нужно над тем, что вызывает сложности, что может принисти максимум эффекта в сторону целей. Делать действия не привычные, а ведущие к результату, пусть и новые.
Хороший пример из школы. Когда прочитал параграф из учебника истории — перескажи его. Сразу заметно, что какие-то отрывки параграфа помнятся хорошо, а какие-то не помнятся или помнятся отрывочно. Вот, надо повторять именно те, что не помнятся. Напрягать мозг, проводить внутренний ментальный поиск забытой информации — это создаёт новые связи.
Или про математику. Решаешь задачу по физике. Бьёшься над ней, не можешь решить. 10, 15, 30 минут. Сдаёшься, читаешь решение в ответах. Происходит aha! Момент, решение становится понятным. Вроде бы можно идти дальше. Но нет, нельзя. Нужно открыть чистый листок и повторить решение ручкой, ещё раз, теперь по памяти. Будет сложно, опять неприятное чувство необходимости в буквальном смысле напрягать мозг. Но это то, что важно. То, что создаёт ценность.
When I am learning a new mathematical technique — a classic case of deliberate practice — the uncomfortable sensation in my head is best pproximated as a physical strain, as if my neuros are physically re-forming into new configurations. This stretching feels much different than applying a techniaue you've already mastered, which can be quite enjoyable.
Наконец, про работу. Моя работа заключается в отправке и получении писем и звонках. Это, если объяснять 10-летнему ребёнку. Но будет ли эта деятельность вести к существенному развитию бизнеса? Моей команды или меня как профессионала? Конечно, нет. Чтобы расти профессионально — нужно делать новые задачи, стратегические, убивать «больших слонов». Когда думаешь о таких задачах-слонах становится страшно, неприятно. Хочется спрятаться за привычными понятными задачами-текучками или открыть соцсети. Но рост не в отправке писем — рост в решение новых задач, требующих развития знаний и навыков, изменения поведения и присычных моделей действий и мышления. Это есть deliberate practice, осознанная практика сложного и важного.
больше всех в колхозе въё… ла лошадь, но председателем колхоза она так и не стала.