Блог им. ascod86

Европа и новый послевоенный международный экономический порядок


 Европа и новый послевоенный международный экономический порядок 

Вторая мировая война ознаменовала возникновение нового международного экономического порядка, который изменил отношения США и Европы. По инициативе США страны Западной Европы договорились создать новую международную валютную систему и либерализовать торговлю, необходимые условия для послевоенного экономического восстановления.

В послевоенный период Соединенные Штаты пытались перестроить международную экономическую систему на основе нового либерального экономического порядка после периода, когда в либеральном капитализме наблюдался спад, который, по крайней мере, в один момент казался окончательным. С этой точки зрения, Вторая мировая война может быть истолкована как последнее потрясение старой системы после смещения международного валютного порядка, основанного на конвертируемости в золото или валюты, после обобщения протекционизма, после обострения социальной напряженности и после явно непреодолимого роста государственного деятеля. Однако, несмотря на массовые разрушения, которые он вызвал, вместо того, чтобы благодарить капиталистическую систему, Вторая мировая война создала условия для нового начала и нового этапа беспрецедентного роста.

Пессимистические тезисы «застойных» посткейнсианских экономистов (в основном А. Хансена, П. Суизи, Б. Биггинса) были отвергнуты: таким образом, возможности для инвестиций стали относительно безграничными, а не В результате стагнации роста населения произошел демографический взрыв, технический прогресс знал период прогресса на фоне новой промышленной революции, основанной, в частности, на открытии атомной энергетики, развитии электроники и нефтехимии, завоевании космоса и гонке вооружений, которая была переведено в настоящий «взрыв» мирового производства.

Кроме того, технический прогресс в значительной степени повлиял на расширение третичного сектора в западных экономиках: после 1970 года этот сектор превысил 65% трудоспособного населения, 60% в Канаде, 55% в Великобритании, Австралии, странах Бенилюкса и Скандинавии, а также в около 50% во Франции, Японии и Федеративной Республике Германии.

Научные исследования (более 3% ВНП в США, более 2% в Великобритании, более 1,5% в Японии, РФГ и Франции), реклама (2-3% национальных расходов в этих странах методы финансового управления и управления привели к новой форме концентрации, конгломераты, расширение медиа, телекоммуникации, вычислительная техника становятся движущими силами экономического роста.

Однако, даже если в послевоенный период капитализм обрел новую душу, его структура сильно изменилась: индивидуальная инициатива, включенная в сложную сеть автоматов рыночной экономики, уступила место решениям влиятельных групп и усилиям по регулированию системы, предпринимаемым государственными органами., Доверие к саморегулирующимся механизмам экономического либерализма в его самой строгой форме и кейнсианской революции создало оправдание для глобального интервенционизма, который должен был предотвратить повторение депрессии и безработицы.

Однако послевоенный капитализм продолжал полагаться на частную собственность на средства производства и свободу инициативы, несмотря на расширение национализации и смешанную экономику. Это был все еще либеральный капитализм, в котором государственная экономическая политика не ставила целью заменить рыночные механизмы, а лишь «регулировать» их.

Геополитические данные войны благоприятствовали США, чье процветание в 1945 году было поразительным по сравнению со старой европейской экономикой.

Восстановление Европы означало восстановление разрушенной экономики, восстановление баланса внешних рынков, восстановление устойчивости валют, разрушенных инфляцией, и поиск нового социального консенсуса. Европа, разрушенная и разрушенная, лишенная международных платежных средств (так называемый разрыв доллара)), был вынужден начать его реконструкцию с просьбой о внешней помощи, которая могла прийти только из США. Эта ситуация ознаменовала значительное изменение международного влияния Западной Европы, которая перестала быть доминирующим полюсом мировой торговли (в 1948 году она по-прежнему сохраняет только 37% экспорта по сравнению с 46% в 1937 году). Великая европейская валюта, британский фунт, потеряла весь кредит доллару, о чем свидетельствует неспособность вернуться к внешней конвертируемости с июля по август 1947 года. Кроме того, необратимое продвижение движения за деколонизацию привело к снижению. сохранение престижа и силы Европы.

В отличие от упадка Европы, Соединенные Штаты, которые в течение нескольких лет удерживали ядерную монополию и, как правило, самые передовые методы и наиболее эффективные методы управления, сконцентрировали колоссальную производительную силу, которая достигает половины мирового потенциала. США обеспечивали почти четверть мировой торговли, оказывая решающее влияние на международную торговлю, контролируя рынки, определяя направления и обеспечивая финансирование. Доллар выполняющее царствуют безраздельно гарантировано почти две трети мирового денежного запаса (эквивалент 20 млрд долларов), оцененной в 1946 году до 32 млрд долларов, а в силе американской экономики. Удерживая мировое господство,

С 1941 года через Атлантическую хартиюСоюзники стремились подтвердить широкие принципы свободы судоходства, международных сделок и доступа к сырьевым источникам. В феврале 1942 года Соединенные Штаты и Соединенное Королевство обязались устранить дискриминационные препятствия на пути торговли в конце войны и заложить основы новой международной валютной системы. Таким образом, западные союзники присоединились, по крайней мере формально, к либеральным тезисам, распространенным особенно в Соединенных Штатах, согласно которым протекционистское руководство 30-х годов породило напряженность, которая неизбежно привела к войне. В 1944-1945 гг. Эти либеральные принципы извлекали выгоду из доминирующего влияния Соединенных Штатов и совпадали с интересами американской экономики — огромного американского национального производства, требующего, чтобы как можно более открытые крупные иностранные рынки были покрыты без потрясений.

С другой стороны, США, осознавая свою позицию кредиторов для остального мира, логично хотели, чтобы их кредиты были погашены в валютах, которые тем временем не потеряли своей стоимости.

Основными целями было устранить увековечивание «нечистой гибкости» 1930-х годов, обесценить цепь и вернуться к золотому стандарту.

В 1943 году почти одновременно были представлены два плана: первый принадлежал Соединенному Королевству, разработанный Кейнсом, и второй — США, разработанный Белым. Два плана продемонстрировали сходство во многих аспектах, при этом существенным отличием было амбициозное и реалистичное видение Кейнса, в котором учитывались существующие в то время политические проблемы, касающиеся международного валютного сотрудничества. Несмотря на противоречивые различия и интересы, после первой англо-американской встречи в сентябре 1943 года на Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (Нью-Хэмпшир) 1-2 июля 1944 года была заложена новая международная валютная система.

Во-первых, предложения о создании международной валюты были отклонены в Бреттон-Вудсе, и, таким образом, национальные валюты продолжали поддерживать, в дополнение к национальным, международным.

Во-вторых, денежные паритеты будут паритетами золота, прямо или косвенно, то есть через доллар США.

Система, определенная в результате Белого плана на основе либеральных принципов, предусматривала, возобновляя практику Gold Exchange Standard, возврат в кратчайшие возможные сроки к свободной конвертируемости всех валют между ними и по отношению к доллару, что является ключевым девизом новой системы, по которой США обязались конвертировать его в золото по 35 долларов за унцию. Таким образом, свободная конвертируемость эффективно обусловила возобновление мировой торговли, в то время как золотой стандарт предоставлял привилегию единственной валюте, гарантированной наличием значительных золотых резервов.

Система золотого стандарта, задуманная в Бреттон-Вудсе, считается своего рода метом, рожденным от либерально-рожденных матери и отца — если не социалистом, то в любом случае проводником. Золотой стандарт с конвертируемостью и движением золота неопределенен, это не золотой стандарт, подобный тому, который предусматривается либеральной экономической системой. Но золотая монета — это не бумажная валюта, как того требует последовательный социализм. Бреттон-вудское решение, несомненно, является компромиссным решением, но компромиссом, который больше относится к золотому стандарту, чем к бумажному стандарту » 1. В Бреттон-Вудсе золотой стандарт обмена стал настоящим стандартом золотого доллара .

Чтобы способствовать бесперебойному функционированию валютной системы, основанной на стандарте золотых валют, участники Бреттон-вудской конференции приняли с некоторыми поправками американские предложения о создании двух организаций: Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития. Развитие (МБРР, также известный как Всемирный банк). Если обменный курс национальной валюты был поставлен под угрозу платежным балансом, средством защиты был МВФ, созданный для запуска новой системы и обеспечения соблюдения установленных правил.

Каждая страна-член МВФ должна была заплатить долю — 25% в золоте и 75% в национальной валюте — в соответствии с ее экономической значимостью, в обмен на которую она могла бы получить валютную помощь в будущем, чтобы сбалансировать свой платежный баланс. Важность уплаченных взносов определяла влияние каждого члена в голосах МВФ, которые принесли наибольшую пользу. С самого начала США занимали доминирующее положение, они выплатили долю в 2750 миллионов долларов из общей суммы в 7 700 миллионов МВФ 2 .

МВФ мог бы санкционировать девальвации, уровень которых превысил 10%, он примет решение об увеличении квот и может помочь странам, испытывающим трудности, при условии, что они быстро восстановят свои структурные балансы с помощью разумного управления. Предоставленные кредиты были безусловными до предела, соответствующего 25% доли каждой страны, и обусловлены превышением этого предела, который ни в коем случае не может превышать 125% доли этой страны. В принципе, кредиты МВФ предназначены для преодоления пассажирских трудностей на рынке, а не для финансирования инвестиций. Эта миссия была возложена на МБРР, который предоставил своим членам — которые должны быть членами МВФ — кредиты для финансирования производительных инвестиций с той же целью, что и МВФ: баланс платежного баланса как предварительное условие финансовой стабильности.

Первоначально каждая страна, казалось, имела преимущества в новой системе. США получили выгоду от валюты «как золото», что дало им реальное право выпускать международную ликвидность и иметь «суверенное равнодушие» к платежному балансу.

Страны с периферийными валютами, которые были истощены в финансовом отношении после войны, рассматривали Золотой Долларовый стандарт как средство быстрого возврата к фиксированным паритетам и снова участвовать в международных обменах, учитывая, что система работала на основе огромных займов в долларах США. В целом, новый международный порядок институционализировал доминирование США и доллара и позволил быстро вернуться к либерализации торговли, что позволило добиться беспрецедентного роста мировой торговли со среднегодовым темпом 8-10% за квартал. века.

По инициативе Экономического и Социального Совета ООН по инициативе Соединенных Штатов конференции в Лондоне (1946 г.), Женеве (август 1947 г.) и Гаване (ноябрь 1947 г.) были направлены на разработку учредительного устава предполагаемой международной торговой организации. После Гаванской конференции в марте 1948 года была принята Гаванская хартия, которая предусматривала создание OCI со статусом специализированного учреждения ООН, которое должно было вступить в действие после его ратификации большинством (27) подписавших его государств. Однако из-за оппозиции, возникшей в Конгрессе США, и, как следствие, из-за ее не ратификации США (пример, которому следуют другие страны с весом международной торговли), Гаванская хартия не вступила в силу, и проект был заброшен., Тем не менее, Гаванская хартия,

ГАТТ ( Генеральное соглашение по тарифам и торговле ) возникло именно в результате этого провала Гаванской хартии .

В контексте препятствий, возникших в ходе переговоров по разработке Гаванской хартии и в перспективе неизбежного срыва усилий по созданию ОИК, 23 государства (Австралия, Бельгия, Бирма, Бразилия, Канада, Цейлон, Чехословакия, Чили, Китай (до 1949), Куба, Франция, Индия, Ливан, Люксембург, Великобритания, Норвегия, Новая Зеландия, Голландия, Пакистан, Южная Африка, Родезия (Зимбабве), Швеция и США), разработанные в ходе Женевской конференции в октябре 1947 г. Генеральное соглашение о тарифах и торговле, подписанное 30 октября 1947 г. и вступившее в силу 1 января 1948 г. Хотя оно было реализовано под эгидой ООН, ГАТТ не входило в систему специализированных учреждений ООН, а сотрудничало с ними.

ГАТТ, который был объявлен « исторической аварией 3 », появился ниже

форма многостороннего коммерческого соглашения договорного характера, действующего на основе протокола предварительной заявки. На практике ГАТТ соответствовала качествам «непрочитанной» международной организации 4 и знаменовала постепенный переход от двустороннего подхода к многосторонности в международных торговых отношениях, процесс, который завершился созданием Всемирной торговой организации в 1995 году. ГАТТ характеризовался большая степень прагматизма, которая, несомненно, была основой его успеха.

Принципы, на которых основывался ГАТТ: принцип недискриминации, который заключался в автоматическом предоставлении оговорки о «наиболее благоприятствуемой нации», в качестве основного правила, которое знало некоторые реалистичные отступления и сосуществовало с созданием таможенных союзов и зон свободная торговля; принцип отмены количественных ограничений (импортных квот), за некоторыми исключениями для сельскохозяйственной продукции и слаборазвитых стран; снижение таможенных тарифов было еще одной важной целью соглашения с защитной оговоркой для отраслей, находящихся под угрозой внешней конкуренции; суровое осуждение демпинга, но не всех форм экспортных субсидий; запрет частных международных картелей, не исключая межправительственных соглашений по товарам.

Новая институционализированная система в Бреттон-Вудсе казалась гармоничной в той мере, в которой она справедливо распределяла обязательства между участниками. Тем не менее, это была все еще асимметричная система: для Соединенных Штатов это было прежде всего сохранение золотого паритета путем поддержания разумной взаимосвязи между резервами в Форт-Ноксе и массой банкнот в обращении, задача, которая не казалась очень сложной, немного изначально.

Для стран с периферийными валютами, которые не могли получить доступ к золоту только через доллар, все было сложнее, они должны были восстановить экономические условия возврата к внешней конвертируемости своих валют, цель, которая будет достигнута в конце десятилетия усилий, и впоследствии обеспечить постоянную защиту заявленного паритета, чаще всего ценой жесткой финансовой экономии.

Однако в последующие десятилетия США, которые обеспечили доллары развитых государств покупательной способностью на международном рынке, неконтролируемым образом сделали это, утопив систему и уничтожив стоимость доллара по отношению к золоту, заплатив доллары в не только на импортные товары и материалы, но и для покрытия расходов на военные операции и другие действия из-за рубежа, причем не только с коммерческой точки зрения, но и по политическим причинам.

Этот последний момент создал проблемы, потому что, хотя торговля США была профицитной, общий платежный баланс оказался в дефиците из-за нехватки средств для последующего финансирования военной и внешней политики. В конце 1960-х годов начавшемуся кризису удалось предотвратить рост процентных ставок в США, в результате чего были привлечены европейские и японские деньги, но доллар — некогда столь ценный и в небольшом количестве — потерял свою ценность, потому что в руках его оказались иностранцы. они накапливали доллары, они не хотели так много. Таким образом, был избыток долларов

— избыток евродолларов или избыток долларов на европейских счетах. Стоимость доллара снизилась, и США, которые действовали как мировой банк, таким образом, действовали на валюту, обменная стоимость которой больше не вызывала доверия. Более того, как и в 1928-1929 годах, европейские экономики потерпели крах, когда средства США перестали быть доступными, в 1980-х и 1990-х годах экономика США могла бы рухнуть, если бы средства Японии и других стран прекратились. путешествовать в США.

В 1971 году в ответ на растущие спекуляции с долларом президент Ричард Никсон был вынужден приостановить конвертируемость доллара в золото по заранее установленной цене, признав, что доллар был переоценен. До того времени запасы золота в США сократились вдвое по сравнению с 1949 годом. Обменный курс доллара сразу упал на 10%, а в конечном итоге на 30%, а несколько месяцев спустя основные индустриальные государства прекратили свое существование.

Смитсоновское соглашение, которое устанавливает новые обменные курсы. Таким образом, доллар также обесценивался по отношению к золоту и иностранным валютам, но в 1973 году этот пересмотренный вариант Бреттон-Вудского соглашения распался, так как все мировые базовые валюты были нестабильны по отношению к доллару и приняли его. разрешено колебаться.

Возникшая в результате нестабильность сразу же усилилась четырехкратным повышением цен на нефть в течение трехмесячного периода из-за войны на Ближнем Востоке 1973 года и аналогичного роста цен на другие товары. Эти нарушения были ударом по идее, что у США есть навыки и ресурсы для управления упорядоченной мировой экономикой.

Бреттон-вудская система была попыткой международного сотрудничества, но в то время, когда разногласия между США и Европой были чрезвычайно значительными: США выиграли от войны экономически, но европейские экономики потерпели колоссальные убытки.

Из-за своего по сути либерального характера, бреттон-вудская система имеет тенденцию увеличивать разрыв между США и Европой. Более того, у основного института новой системы, МВФ, не было достаточных ресурсов для оказания необходимой помощи Европе, о чем свидетельствует импровизация плана Маршалла по предоставлению денег в Европу (что было исключительным и кратковременным отступлением от модели). разработано в Бреттон-Вудсе), задача, которая должна была быть выполнена, согласно концепции того времени, органами, созданными в Бреттон-Вудсе.

   

теги блога Георгий Харитонов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн