Блог им. Vestnikov
«Как говорит Герчик на семинарах: «Только 2–5 % из вас будут зарабатывать деньги», – это факт. И именно этот факт как раз является свидетельством случайности результатов любого обучения (закономерность – это когда >75 %). Представьте себе, если бы в учебном заведении у учителя результативность обучения была 2–5 %. Уверен, что он был бы немедленно уволен». https://smart‑lab.ru/blog/290890.php
А если под результатом обучения понимать сокращение времени осознания того, является ли трейдинг подходящим делом для учеников?
Если самостоятельно они будут биться над трейдерским ремеслом несколько лет, заплатив рынку в разы больше? А после обучения уже через полгода поймут, что трейдинг – это не их дело и им здесь нечего «ловить»?
Можно ли это считать положительным результатом обучения? Стоит ли за эту «экономию» времени, сил и денег заплатить даже при итоговом (вроде бы отрицательном) голом денежном сальдо?
А тем более если все же удастся проскочить в эти самые 2–5 % успешных трейдеров?.. Да еще и с экономией времени… Стоит ли делать ставку на такое обучение?
Даже курс для начинающих (вроде введения в профессию и ознакомления с базовыми принципами) от реального живого трейдера может быть полезным. В частности, во избежание совсем уж очевидных ошибок для опытных, но фатальных – для «желторотиков». Хотя экономия времени – это тоже не так уж мало, и потому, может быть, стоит отдать немного денег учителю, чтобы быстрее убедиться в верности слов Александра Элдера: «Трейдинг – самый тяжелый способ заработать легкие деньги».
* * *
Пока не обучишься – не поймешь, хорош ли этот курс и принесет ли действительно пользу…
Вот «замутил» бы кто‑нибудь такой сайт, где есть все гуру… с их предложениями по обучению и, самое главное, отзывами, которые нельзя стереть)… но такое, думаю, невозможно…) TATARIN30 https://smart‑lab.ru/blog/330821.php
TATARIN30, пока не сможешь доверить ключи и пароли от всех своих торговых счетов (причем – прибыльных) тому, кто был твоим учеником, не поймешь – хорош ли ты как учитель. Я, кстати, смог доверить. Хотя он уже давно мастер, а не подмастерье. И я очень ему благодарен. И ник его трейдерскому рунету хорошо известен. И я даже его аватарку использовал многократно в этой книге.
Сегодня, в условиях огромного множества всяких видео, вебинаров, обзоров, аналитики разных специалистов‑трейдеров и «семинарщиков», даже опытному трейдеру не всегда понятно: «пургу гонит» очередной сэнсэй или есть в информации хоть толика пользы. А уж новичку и вовсе не разобраться! Поэтому обучение, даже основам, желательно получать от реально зарабатывающего трейдера.
При таком раскладе «хороший трейдер‑семинарист если и не избавит вас от убытков, то хотя бы избавит от плохого трейдера‑семинариста» © Вестников
Ну и ускорит время понимания того, дело ли этой всей вашей жизни. А вот учиться этому делу – это уж персональное решение ученика. Ведь трейдингу нельзя научить, но трейдингу можно научиться.
Но, разумеется, надо, чтобы учитель был честным. И честно показал свой путь. Или хотя бы часть его, которую счел нужным и возможным показать. Ибо компетентный, но не честный, это, возможно, хуже, чем некомпетентный, но искренний.
И вот поэтому я и признался, что в этой книге («Трейдинг для начинающих», В.Витковский, М., Эксмо, 2019 г. https://eksmo.ru/book/kak-my-teryaem-i-zarabatyvaem-na-birzhe-ITD964048/ ) я не рассказываю, как сам зарабатываю, зато рассказываю, как теряю сам и теряют другие. Да, этого знать недостаточно, чтобы зарабатывать, но достаточно, чтобы меньше терять.
Не исключаю, что кто‑то из читателей при этом подумает: «Не надо мне ездить по ушам, рассказывая, как и почему я теряю! Я и сам прекрасно знаю, как и почему: потому что совершаю ошибки, нарушаю дисциплину и не учитываю некоторые моменты, которые надо было учесть; я с этим и сам разберусь, если вы мне подскажете, как выработать для меня верную стратегию – находить инструменты и точки для покупки и для продажи».
Но ведь мы, трейдеры, работаем с вероятностями. И итоговый результат обучения не в том, чтобы стопроцентно зарабатывать на любых таймфреймах и инструментах, а в том, чтобы вероятность и степень успешности стали выше. Другой вопрос – соотношение затрат и результата. Эффективными ли окажутся расходы на обучение? Точно это можно узнать только, как говорим мы, трейдеры, после закрытия сделки. В данном случае – завершения трейдинга учеником. То есть итоги подводит не завершение учебы и не начало трейдинга, и даже не сальдо счета за месяц, полгода или год; итоги подводит общий финиш «гонки». После окончательного сальдирования плюсов и минусов. Долго? А мы, трейдеры, и не должны спешить. Это – второй урок трейдинга.
И да, на фото — продажник брокера или гуру. Левая сторона графика рука выдала. Ибо трейдеру некуда и незачем звонить. А ему могут звонить лишь по поводу маржин-колла. А тогда эмоции будут другими. Говорят.
А предварительного отбора учеников по психотипу, как правило, нет.
В результате % воспринявших любой курс всегда значительно меньше половины.
То бишь важна доходность, умноженная на число прибыльных учеников, за вычетом убыточности, умноженной на число убыточных учеников.
«Был на семинаре Горчакова. Как то не пошло, за два дня Горчаков дал 150 формул и две картинки, лучше б было наоборот.»
PS. Я, прочтя этот отзыв, специально посчитал: у меня в презентации было 89 формул и 23 картинки.
на фото — пацан