Блог им. capitalmoing

Возможен кризис 1998 сегодня?

За последние десять лет банковские вкладчики убедились, что накопление на депозитах позволяет сохранять покупательную способность инвестиций. Однако, многие забыли о пятилетке 1998-2002 годов, когда покупательная способность вкладов обесценилась на 60%. 
Многие связывают надежность депозитов с тем, что экономика эволюционирует и страхи девальвации и гиперинфляции уже позади. Не хочу быть пророком апокалипсиса и только лишь приведу аргументы за то, что периоды турбулентности могут повториться.
1) Экономика не эволюционирует и как 20 лет назад и зависит от нефтяных котировок. Куда Брент, туда и тренд. RTSI vs Brent.
Возможен кризис 1998 сегодня?
2) Многие забыли уровни Брент в период кризиса 1998 года и и кризиса 2014-2015. Напомню, что новое в нашей экономике — это забытое старое.
Возможен кризис 1998 сегодня?
3) Третий аргумент. При снижении нефти в 2014-2015 на 74% девальвация рубля составила 56%. Полагая, что все три фактора могут совпасть воедино и тогда привычные 63 рубля за доллар могут превратиться при снижении нефти с сегодняшних уровней на 74% в 143 рубля за доллар.
Возможен кризис 1998 сегодня?
Я лишь представил свои аргументы, а выводы делать только вам.

★4
71 комментарий
1987
avatar
Люфт, тогда хороший портфель — доллар, тушенка и автомат.
Антон Панкратов, тушенка, вода, крипта.
avatar
Люфт, плюс доширак.
Люфт, без автомата отберут и тушенку и воду
Антон Панкратов, и с автоматом отберут, видел примеры в Донбассе. В кризисные времена выживают философы, а не бандиты.
avatar
Люфт, если мыслить философски, то почему философы не могут совмещать. просто у философов в девяностые взять было нечего — вот и приспособились.
Антон Панкратов, верно, поэтому философы сами брали, так появился «путинизм».
avatar
Люфт, марксизм, ленинизм, коммунизм — все суть философские теории. Просто в 90-х концепция изменилась. Страна изменилась, а люди все те же.
Люфт, Криптой  молоко с хлебушком  у бабушки  не купишь. Да и интернет  врядли  будет  функционировать.
avatar
Лабиринтов Сергей, молоко быстро скисает, особенно в кризис, а при необходимости можно обменять на тушенку.
avatar
Антон Панкратов, Кризис 1998 года в России был кризис долга ГКО.
Девальвация рубля была следствием дефолта ГКО.

По какому виду долга современной России вы ожидаете дефолта?
avatar
sergik99, кризис 1998 года был следствием затяжной коррекции по нефти как мне видится, а государственный долг потом, но уже как следствие.
Думаю, что низкая цена на нефть может и в 2019 привести к долговому кризису. В 98 долбануло еще и по причине, что курс рубля сдерживался искусственно, чтобы избежать гиперинфляции. Приходилось выбирать между двух зол. Впрочем для ГРЭ — это обычная история.
Необходимо учесть, эффект неожиданности. На данный момент, все о кризисе только и говорят, рынки растут. В 2008г оптимизма было больше, чем сейчас. Пока информационное поле не готово для полномасштабного кризиса. 
avatar
Игорь, вы правы, как показывает история кризисы в РФ приходят неожиданно и не зависят от оптимизма. Как говорится, на дедушку надейся, да и сам не плошай.
Антон Панкратов, это Путин виноват что в сраной Рашке кризисы приходят неожиданно. В нормальных странах то они как положено за две недели предупреждают.
avatar
Андрей Косыгин, если предупредить всех, то как на этом заработать? Шутка.
Думаю такое семечко как цены на нефть в правительстве РФ не регулируют. А вот золотовалютные резервы поддерживают и правильно делают.
Антон Панкратов, я извиняюсь если ошибся — у меня уже рефлекс просто, тошнит. Слишком принято стало мешать в одну кучу понятия «РФ» и «гавно». У вас тоже не все кризисы приходят неожиданно, а только эрэфные.
avatar
Андрей Косыгин, я далек от политики, но РФ кризисы действительно приходят по независящим от РФ обстоятельствам. Я понимаю, Америкосы, намутили в экономике, а весь мир огребает. В РФ все наоборот, что хочешь делай хорошего на благо страны, а цены на нефть блин, всю мазу портят. Так же и наоборот. Я стараюсь не путать понятие отчизна и экономика РФ. Надеюсь вы меня правильно поняли.
Антон Панкратов, с телефона пишете?:)
Рад что я ошибся.
Но несогласен- для меня политика следствие экономики. Или наоборот, сложная тема на многабукв.
В штатах и других странах тож кризисы приходят по независящим от них обстоятельствам.
«что хочешь делай хорошего на благо страны, а цены на нефть блин, всю мазу портят»- тоже нет. И опять тема длинная, можно войну и мир написать. Тут и голландская болезнь, и 90е, и методики подсчёта, и ещё куча факторов.
avatar
Андрей Косыгин, как говорил еще Карл Маркс, если не ошибаюсь, есть базис — экономика, а все остальное надстройка, в т.ч. и политика. Я пытаюсь разобраться с базисом, чтобы не ругать надстройку.
Боюсь, что войну мир в сегодняшнем блоге не осилю, да и надо ли вообще — вот в чем вопрос?
Антон Панкратов, Маркс себе на уме был. Вернее, не себе, как злые языки говорят. Если мне маразм не изменяет, он поделил экономику гоев на производство товаров и услуг?
Войну и мир я и сам после триста коня не очень воспринимаю, да и нЕзачем краткость сестра таланта жеж:)
avatar
Андрей Косыгин, спасибо за интересную беседу.
Антон Панкратов, да, пожалуй, пойду:)
avatar
Дефолт типа 1998 года сейчас представляется невозможным. А просто кризис — отчего нет? 
avatar
SergeyJu, дефолт возможно нет, так как ЦБ не сдерживает инфляцию валютным коридором, как в 95-98. А вот кризис которого давно не видели, по-моему да. 
пока печатный станок не врубят, никаких 143 не будет!!! хоть куда жижу укатай!
avatar
RUH666, а почему его не врубят? Пенсии чем платить и зарплаты бюджетникам?
Антон Панкратов, так и пиши тада все факторы, жижа, печатный станок… а то враньё получаецца

и чо до сих пор не врубили? с 16-го года м2 к звр стабильно
avatar
RUH666, обычно остальные факторы возникают при наличие первых трех. сравнивайте с 2013.
Антон Панкратов, да? тока бабло печатали с 09 по 13, жижа грохнулась и девал — в 14м. короче, понятно, очередной армагеддонщик.
avatar
RUH666, почему она не грохнулась до 2014? По-моему дело в нефтяных котировках, может быть так понятнее будет. Выводы делать вам.
RUH666, С 2008 года был установлен бивалютный коридор – по отношению к доллару и евро. Фактически валютный коридор – это заявление регулятора о том, что он готов проводить валютные интервенции, покупая национальную валюту, в случае если ее котировка коснется нижний границы, и продавая, если будет достигнута верхняя.
Я торговал в 2008-2009  и своими глазами видел оффер, который остановил панику на валютном рынке.
В 2014 ЦБ вместо оффера на валютном рынке сделал предложение от которого не смогли могли отказаться — повысил % ставку. А затем и цены на нефть утряслись.
RUH666, Через ОФЗ получают, вот и не врубили
RUH666, 

продажи размещение ОФЗ  — разве это не печатный станок?

рубли напечатаны, но «спрятаны» внутри ЦБ. По первому требованию заёмщика, в обмен на облигацию ЦБ обязан отдать «спрятанные» до этого момента в подвалах рубли. Т.е. «станок рублей» работает на полную мощность и сейчас, однако, напечатанные рубли не выкладываются на рынок, а прячутся в «подвал», в обмен на облигации.
Богдан, нет
avatar
RUH666, Покупка и продажа ОФЗ это часть ДКП государства, наряду с изменением % ставки и нормой резервирования — экономическая теория.
Антон Панкратов, это часть ДКП государства, но я отвечал на 1-й абзац. второй, потом дописанный — полная ересь, ибо заёмщик по офз — минфин, а не цб… и в м2 все эти рубли отражены.
avatar
RUH666, да и пост не о минфине с цб, а о влиянии нефтяных котировок на экономику и курс рубля.
RUH666, 
почему нет? 
укрепление курса национальной валюты (при этом неважно какой — доллар, йена, рубль и т.д.) — это изъятие ЦБ «бумажек» с рынка, при помощи векселей(обязательства, облигации, трежерис  и т.д.).
Если национальному банку предъявляют к к погашению векселя — происходит выброс ликвидности (национальныех бумажек) на рынок, ослабление национальной валюты относительно других активов (другими активами может быть как другие нац валюты, так и товары, так и акции — в общем всё что можно купить за эту национальную валюту).

Что может служить триггером для предъявление в ЦБ векселей для погашения — да всё что угодно, для рубля — стоиомость нефти, геополитические риски, опасность ослабления ваюты и т.д… В общем настроения тех кто давал в долг ЦБ
Богдан, не путайте ОФЗ и векселя с оплатой по предъявлению.
avatar
SergeyJu, 
а в чём принципиальная разница?
место, где требовать исполнения обязательства — для векселя это заёмщик, для облигации это рынок. Но суть от этого не меняется. 
Богдан, Вы не знакомы с вексельным правом? Зачем тогда про векселя пишете.
avatar
SergeyJu, 
да я не знаком с вексельным правом и ещё многих вещей не знаю. Однако имею здравый смысл и не пытаюсь спрятать непонимание экономики за заумными словами. .
Кто ясно мыслит — ясно излагает.

Богдан, если бы ясно мыслили, не совали бы слово вексель туда, куда не надо. Кроме того, ОФЗ выпускает Минфин, а не ЦБ. И сроки погашения облигаций установлены твердо, а не по предъявлению, как Вам мнится. 
Короче, в Вашем лице наблюдается эффект Даннинга-Крюгера. 
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0_%E2%80%94_%D0%9A%D1%80%D1%8E%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B0

avatar
щас тренд это девальвация доллара, а рубль это лучшая валюта)… чтоб тренд сменился нужно время и прям серьезные сдвиги в экономике
Игорь Егоров, серьезные сдвиги в нашей экономике происходят за несерьезное по продолжительности время — практика.
Антон Панкратов, да, причем тут наша экономика, есть ли она ваще? мы сырьевой придаток мировой и так и будем болтаться за ней
Игорь Егоров, это первый аргумент, который я запечатлел графически.
 суть в том, что копятся факторы к переизбытку нефти на рынке и снижению себестоимости добычи, но для серьезного падения цен нужна рецессия и видимо инфляция, иначе центробанки опять все зальют деньгами, а это не видать вовсе
Игорь Егоров, один мой знакомый «тоже экономист», говорит, что дело не в экономике — геополитика рулит.
Игорь Егоров, 
но для серьезного падения цен нужна рецессия

не обязательно необходима рецессия. Выход на рынок нефти венесуэлы и Ирана  позводит ценам снизиться возможно даже больше, чем снижение спроса в результате рецессии
Мне вот близко мнение RUH666. Какова роль ЦБ в 1998 и 2014? 
Гусев Иван, дефолт 98 спровоцировал ЦБ валютным коридором 95-98, а в кризис 2014 просто не мешал валютным регулированием. Боюсь, если бы ЦБ в 2014 году впрягся за рубль, то последствия оказались бы катастрофическими.
Антон Панкратов, вот у меня похожие ощущения. С 2014 года ЦБ как мне представляется находится на верной безопасной дистанции от курса, а потому рубль в каждый момент времени должен отражать свою реальную ценность. И резкие отклонения от этой ценности сейчас гораздо более затруднены чем в 98, 2008 или 2014.
Гусев Иван, вы правы, только еще в 2014 году ЦБ отказался поддерживать ценность рубля валютными интервенциями. 
вполне согласен вопрос когда, ждем кризис с 2014 года уже 5 лет ) 
Кризис в РФ боюсь могут предсказать только нефтяные ГУРУ, и думаю все они, если вообще имеются, не проживают на нашей территории.

если нефть будет стоить 10, то конечно будет жопа — кризис

 

если цена в 10 продержится несколько лет, то дефолт гарантирован

если только к власти не придут действительно разумные люди и не ради себя, а ради свобод и равенств народа российского… но какова вероятность?

avatar
Igr, вероятность что таковые есть в природе стремится к нулю, вероятность, что именно они победят в борьбе за власть еще ниже, а вероятность того, что их приоритеты не поменяются с приходом к власти исторически равны нулю.
Правда в новейшей истории именно кризисы нефтяных цен совпадал со сменой власти в стране. 

Антон Панкратов, есть в природе, хоть вероятность и мала но всё же не нулевая

 

avatar
Igr, не хотелось бы жить еще раз пережить эпоху великих потрясений. Если бы вы видели депутатов первого созыва первой демократической думы в период перестройки. Это были ЛЮДИ с большой буквы. И что? И где мы сейчас? А может быть лучше каждый сам за себя, чем медвежья услуга? Я консервативен, может быть в силу возраста, а может быть в силу опыта. Свежая кровь во власти, как правило приводит к свежей крови на площадях. Да и не поймешь их на самом деле. Пусть живут своей жизнью, а мы своей.
Антон Панкратов, )) так не получится, жизнь общая, их решения влияют на вас, не получится жить каждому своей жизнью 
avatar
Igr, общая — коллективная жизнь не получилась уже. Сильнее всех ненавидят те, кто раньше любил, а сомневаются, кто раньше верил. Может быть вы не застали комсомол, но те кто громче кричал тогда, сегодня размахивают совершенно другими знаменами. Раньше была идея коллективизма, но даже она не выдержала напора индивидуализма. И у вас все пройдет, вместе с молодостью. Так всегда бывает. Поверьте.
Жить в обществе и быть свободным от него не получиться — это факт, в этом есть и плюсы и минусы одновременно. И с этим я абсолютно согласен.
Согласен. Наше благосостояние, как страны так и граждан в ней живущих, в руках цены на энергоносители и объемов их продажи
avatar
М2/ЗВР около 90, так что 140 за гранью
smart-lab.ru/blog/547322.php
avatar
Vanger, спасибо — очень занимательная зависимость и хорошо дополняет пост. Однако из графика видно, что курс доллар/рубль более волатилен, чем отношение М2/ЗВР и всегда был прологом для роста данного соотношения. Не исключено, что резкое изменение цен на нефть может и вновь как в 2008 привести к превышению курса над М2/ЗВР.
Антон Панкратов, да, согласен, я выводы делаю такие. Если вдруг случится полномасштабный кризис (маловероятно на сегодня, но возможно), то при курсе 90 продавать доллары ещё не стоит, а вот при каких-нибудь 110 уже буду точно их продавать.
avatar
Vanger, Согласен с вами — это логично, особенно если куплены они были по 60.
Согласен с вами — это логично, особенно если куплены они были по 60.

теги блога Антон Панкратов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн