Блог им. aprant

ИИС, ВТБ, Открытие: третий лишний

Вторая часть Мерлезонского балета по переводу ИИС из Открытия в ВТБ. Первую (менее абсурдную и драматичную) изложил здесь. Если коротко: 21 мая подписал заявление на перевод ИИС из Открытия в ВТБ, 23 мая деньги были в ВТБ, но заблокированы для любых операций до получения справки о закрытии счета из Открытия. Справка запаздывала, обездвиженный капитал усыхал в лучах инфляции. Написал на Smart-Lab – помогло. В пост пришел представитель Открытия (спасибо ему!) и сказал, что справка будет у меня раньше, чем обещали в региональном офисе. Не обманул. Справку действительно доставили 3 июня в понедельник (хотя до этого меня уверяли в региональном офисе, что почта из Москвы у них ходит исключительно по четвергам). Забрал я ее лишь в среду (потому что о доставке меня не уведомили), но это уже мелочи.

А теперь акт второй, в котором абсурд предпринимает новое наступление на здравый смысл, а ВТБ и Открытие играют моим ИИС в пинг-понг. В среду же, 5 июня, отнес справку в региональный офис ВТБ (что с ней делать там, разумеется, без моих подсказок не знали, но благодаря им и звонкам в Москву – справились). Уже через день мне перезванивают из ВТБ и сообщают, что в справке из Открытия ошибка и они ее принять не могут, заказывайте новую, ждите еще неделю, а там посмотрим. Справка эта, к слову, размером с налоговую декларацию. ВТБ не понравился пункт 16 «Сумма изъятых физическим лицом денежных средств с ИИС», в котором Открытие проставил «0», а они хотели видеть переведенную к себе сумму.

Тут же написал в Открытие, ответили быстро в стиле: передайте сотрудникам ВТБ, что они сами не понимают в справках. В пункте 16 должен быть «0», потому что физлицо ничего не изымало, а перевело другому профучастнику рынка. Мол, такие же справки даем другим брокерам, и они не жалуются, переделывать не будем. Хм, кажется, мы доигрались до патовой ситуации. Деньги заморожены, сделать какой-либо ход по правилам я не могу, лежу мертвым грузом со своим ИИС промеж навязанного мне финансового-нелюбовного треугольника, подпираемый Открытием, ВТБ и непомерно раздутым чувством величия их бухгалтерий, радостно ухвативших меня за 16 пункт.

Но делать нечего, стряхиваю морок, несу весть в ВТБ. Письменно. При этом потерял еще один день, потому что письма с буржуйского Gmail в ВТБ никак не доходили, помог патриотический Яндекс. Предварительно в ВТБ на словах настаивают, что они правы и даже грозят вернуть средства ИИС в Открытие, если не получат удовлетворяющую их справку. Здесь, надо сказать, я совсем поплыл и заплетающимся языком пролепетал в трубку: не надо, вы же меня лишите тогда налоговой льготы, так как ИИС там уже закрыт, а я попаду на пени и штрафы перед государством с возвратом ранее полученных вычетов. Честно говоря, в такой сценарий мне пока слабо верится, что два крупнейших банка и брокера РФ подставят клиента под налоговый монастырь, просто потому что не умеют делать свою работу. Но кто знает, окно Овертона открыто.

Раз заговорили о государстве, вот пару штрихов о том, как перевод ИИС должен был пройти с точки зрения закона и идеального мира (благо за время вальсирования с Открытием и ВТБ я эти нормы изучил порядком). Согласно ФЗ «О рынке ценных бумаг», сведения при закрытии ИИС должны быть переданы между профучастниками рынка без привлечения клиента в качестве посыльного или курьера. Размещенные на сайте же ВТБ Методические рекомендации НАУФОР по порядку передачи и приема активов ИИС рекомендуют проводить такую операцию в срок до 15 дней. Приложение №19 к Регламенту оказания услуг на финансовых рынках Банка ВТБ фиксирует право, но не обязанность брокера блокировать счет ИИС до поступления сведений от другого профучастника рынка. На последнее я и указал в письме к ВТБ, призвав их проявить добрую волю в этой абсурдной ситуации, продемонстрировать достойный клиентский сервис и разблокировать мой ИИС без танцев с бухгалтерским бубном.

Выводы и впечатления:

1) Процедура перевода ИИС не отработана от слова совсем. Идешь как по минному полю (может пронесет, а может вляпаешься). Самое главное, что брокеры категорически не хотят взаимодействовать напрямую, а всякие свои «хотелки» и претензии друг другу передают через клиента, который выполняет роль бесплатного гонца, должен вести перекрестные переговоры по телефону и сигать за справками по первому свистку.   

2) Бухгалтерии, которые толкуют пункты справок и вершат судьбы ИИС, сокрыты в самых недрах башен из слоновой кости. Пожелания этих оракулов передаются вам устами клиентских менеджеров после долгих консультаций с бухгалтерией. В случае с регионами сигнал глухого телефона обратно пропорционален квадрату расстояния до Москвы.

3) Механизмы процесса смазываются исключительно вашей активностью. Если не звонить, не спрашивать, не напоминать о себе – про вас забудут, а ваш ИИС отправят на запасные пути. По ощущениям (и здесь хоть я и расстался с Открытием, но буду справедлив), менеджеры Открытия на ГЛ в Москве работают быстрее и дружественнее к клиенту, а в ВТБ – на кого попадешь. Могут и приласкать, могут напугать, но в целом ты понимаешь, что стоишь перед огромным Левиафаном, который может придавить тебя, не заметив. Хотя посмотрим, дождусь следующего хода ВТБ, ведь мяч теперь на их стороне.

★5
35 комментариев
В принципе с этим переводом сразу было понятно что будут проблемы.
Тут либо переводить бумаги, либо оставить как есть.
Экономическая выгода с учетом комиссий не очевидна. Я лично оставил как есть.
avatar
все это было задумано из-за 100 рублей экономии в месяц?
avatar
алексей, зная наперед чем оберется, естественно бы не запускал этот необратимый процесс. Но не знал. Со стороны казалась простая и урегулированная процедура, все цивильно, подпись здесь, подпись там. Здесь же вопрос даже не 100 рублей, а свободы распоряжения своим капиталом и соблюдения права на перевод ИИС, закрепленного в законе. 
avatar
Антон, Антон, если что-то как-то пока работает не стоит это трогать, потому что в процессе троганья что-то поломается, особенно если что-то пытаются проапгрейдить, десять лет на втб-у них всегда так
avatar
У вас есть возможность оценить работу менеджера Открытия в личном кабинете.
Феликс Осколков, спасибо, буду знать. В принципе, менеджеры с которыми я контачил по горячей линии были вежливыми и действительно старались помочь. Другое дело, что их руки тоже связаны внутренними корпоративными практиками, например, правилом, что они не вступают в контакт с другими брокерами, что, конечно, очень странно. 
avatar
Тоже проходил через перевод ИИСа, так себе занятие( только в ITI
Максим Файн, а с вас тоже справку требовали о закрытии счета у предыдущего брокера и на это время замораживали средства или это чисто самодеятельность ВТБ (потому что в законе норм о «заморзке» вообще нет)? И сколько у вас по времени весь процесс занял?
avatar
Антон, та же лабуда. У меня брокеры тоже какое-то время не могли договориться о правильности бумажек. Я продавал заранее все активы, переводил только кеш. Так некоторое время не мог им распоряжаться (в ITI говорили, что деньги им пришли, но на мой счёт они их не переведут), т.к. у меня «докУментов нету». Весь процесс занял почти впритык месяц, я уже начал переживать, что не успею. Хотя лично я не тянул ни дня.
Максим Файн, грустно, значит это не просто «косячность» ВТБ или Открытия, а родовая травма всех ИИС. Жалко, что никто из брокеров заранее людей не предупреждает о специфичности данной процедуры и что на практике она происходит не так, как следует из закона или ожиданий клиента. А у вас брокеры между собой по бумажкам спорили или вас в качестве посыльного друг к другу гоняли? 
avatar
Антон, всё через меня делали, я просто пересылал сообщение то в одну, то в другую сторону. В Открытии ещё менеджер была понимающая, ускоряла процедуру как могла. А вот к ITI были вопросы, а ещё хуже стало, когда к ним полностью перешёл. Хочу снова уходить, но уже силы моральные кончились, проще дождаться окончания срока ИИС.
Брокерское рабство ИИС?
avatar
Kuh, точно, хоть Юрьев день вводи как в крепостной России, когда крестьянин мог перейти от одного помещика к другому. 
avatar
Kuh, точно подмечено.
И всё это из-за жалких 175 руб в месяц
avatar
Григорий, ну бери акцульки по 5 и продавай по 3, ваще жалкие 2 р будут,
словоблуды бэ
avatar
Григорий, у ВТБ перед открытием главное преимущество — вывод купонов и дивидендов на банковский счет. А значит нужно меньше средств для получения максимального вычета по иис. А комиссии есть и у ВТБ.
avatar
Андрей, согласен, ради этого стоит.
avatar
У людей много лишнего жизненного времени.
avatar
В ВТБ клиенто-неориентированные (мутные) программы, тарифы и операционисты. Поэтому я из него ушел в Сбер. Пока доволен (есть замечания, но менее критичные)
avatar
Игорь ПМ, тоже рассматривал Сбер, но отсутствие СПБ заставило сделать выбор в пользу ВТБ. Хотя многие вещи на первый взгляд в Сбере действительно более удобные. 
avatar
Анекдот. Жаль времени вашего на беготню. 
avatar
Vadim79, жаль, равно как и денег, потерянных от заморозки средств. Предупреждаю всех, чтобы не наступали на мои грабли. 
avatar
Добрый день! Вы в прошлом посте писали про
105 рублей за депозитарий в месяц при наличии сделок и хотя бы одного лота акций ВТБ.

Это только на ИИС? Я у себя попробовал на обычном счете, депозитарка обычная, 150р. Может уже отменили?
avatar
Glago, нет, на брокерском тоже. С небольшой хитростью. Надо, чтобы на счете был хотя бы один лот акций ВТБ (около 350 рублей стоит и вряд ли сильно упадет, а скорее даже вырастет в цене), тогда начиная со следующего месяца после покупки депозитарка составит 105 рублей. Проверил на открытом брокерском счете. В мае купил лот ВТБ и взяли депозитарку 150 рублей, в июне уже 105 рублей стала.
avatar
Деньги надо держат в сбере, акции лучше покупать сбер, и дивы получать от сбера, чем ВТБ во всех трех случаях. Разве это не понятно?
avatar
Technotrade, емко и по делу. Насчет динамики акций — проверить легко. Но вот, что касается клиентского сервиса, это же надо на себе экспериментировать. С улицы и ВТБ вполне респектабельно выглядел
avatar
Я тоже перевёл иис в втб. Также бегаю и ношу справки от брокера брокер у. Давайте напишем коллективную жалобу на заморозку средств в втб? 
avatar
Мурен(а), ответил в личку. А у вас эпопея сколько уже длится?
avatar
Антон, с 21 мая. Мне старый брокер бкс указал срок закрытия счета через 30 дней после заявления, т.е. 21 июня. И справку иис со всеми зачислениями бкс выдаст только после 21июня. В втб  не хотят разблокировать счет, пока не получат эту справку.
avatar
Мурен(а), Открытие на этом фоне еще душки. Считай, справку через 2 недели после заявления о закрытии выдали, могли и раньше, если бы региональные менеджеры не затупили. Здесь на самом деле еще большие вопросы к БКС возникают, почему у них закрытие счета аж в течение месяца. Нигде таких норм не встречал. Напротив, месяц это предельный срок, в который клиент должен уложиться с переводом, а здесь его к этому пределу насильно подводят.
avatar
Я завтра напишу жалобу на банки. Ру
Жалобу в цб
Жалобу в втб
avatar
Мурен(а), и Путину позвони на прямую линию 20 июня )))
avatar
 Читаю и задаюсь вопросом: Что же у нас всё через ж… пу делается-то?
Чем закончилась история? Есть третья часть?
avatar

теги блога Антон

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн