Блог им. Kot_Begemot
Волатильность, как хороший продавец — всегда улыбается своему покупателю. Шутка с долей шутки.
Предположим, что в качестве фундаментального сигнала (событийный ряд) у нас выступает некоторая случайная величина, обладающая следующими «катастрофическими» свойствами:
1. Существует некоторая средняя мощность событий во времени.
2. Если не произошло малого события, то, вероятно, произойдет большое, если не произошло большого, то, вероятно, произойдёт катастрофическое, если не произошло катастрофического — произойдёт ещё более катастрофическое. Как при землетрясениях и лавинах.
3. Сила события не зависит от уже произошедшей силы события (невозможность скальпинга), то есть отсутствуют ограничения и эффекты памяти для последующего роста мощности события, а функция плотности распределения моментальной мощности в каждой своей точке имеет самоподобную природу.
Рис1. Распределение землятресений с магнитудой более 5 США, 1973-2010 год.
Надо отметить, что в математике существует достаточное разнообразие моделей для описания подобного рода статистик — это и мерцательные эффекты, и фрактальные множества и прочее, прочее, прочее ( в зависимости от приложения) Мы обычно пользуемся иерархическими моделями, предполагающими взаимосвязанную структуру множества субъектов/факторов по единому правилу или, применительно к финансовым временным рядам,- модели финансовых пирамид, кризисов или самоорганизующихся паник финансовых рынков.
Соответственно этой вводной эффективный рынок должен один в один повторять событийный ряд, не растягивая эти события во времени из-за задержек распространения и обработки информации и не давая возможности совершения временного арбитража (торговля трендов). Распределение волатильности на таком рынке будет иметь весьма и весьма «тяжёлые хвосты» точку разрыва производной в медиане (острый пик).
Абсолютно неэффективный рынок будет, напротив, иметь распределение Гаусса, поддерживающего постоянную волатильность во времени независимо от катастрофического событийного фона, а полу-эффективный рынок — будет обладать некоторыми промежуточными свойствами, то реагируя на события относительно эффективно, то и вовсе не замечая их (при долгосрочном схождении равновесной фундаментальной и спот цены).
Промоделируем 50-летний тренд на трёх рынках (с математическим ожиданием цены актива 300 логарифмических единиц):
Рис.2. Симуляция логарифмической динамики цены актива с одинаковой долгосрочной волатильностью и одинаковым математическим ожиданием. Красная кривая — эффективная динамика актива, зелёная и синяя — полу-эффективная динамика и неэффективная динамика.
По общему виду графиков можно обратить внимание на неустойчивость волатильности трендов, обладающих «тяжёлыми хвостами».
Рассмотрим отдельно полученное полу-эффективное распределение, случайным образом принимающее форму эффективного «катастрофического» и неэффективного Гауссового:
Рис 3. Полу-катастрофическое распределение волатильности, характерное для полу-эффективного рынка, выраженное в логарифмических ценах.
Теперь предположим, что та же динамика катастроф свойственна не только внутридневной волатильности, но и долгосрочной волатильности. Это предположение позволяет нам перенести экспоненциальную составляющую распределения приращений стоимости на вероятностное распределение абсолютной стоимости актива:
Рис 4. Плотность распределения логарифмической цены актива в будущем. Синяя кривая соответствует модели Блэка-Шоулза неэффективного рынка, зелёная кривая — модели случайного блуждания с полу-катастрофической волатильностью. Разница амплитуд обусловлена разницей числа статистических интервалов.
Теперь рассчитаем численно цену колл опционов для обоих типов распределений:
Рис 5. Логарифмические цены опционов для процессов с постоянной и полу-катастрофической волатильностью.
И пересчитаем полученную цену call опционов в «Implied Volatility», то есть в аналогичную стационарную волатильность:
Рис 6. Улыбка волатильности для процесса с постоянной волатильностью (синяя кривая) и процесса с катастрофической волатильностью. Хвосты синей улыбки обусловлены ошибками численного интегрирования в пределах страйков 3-5 сигма)
Можно поподробнее как именно строились модели динамики цены на Рис.2 ?
Синий — обычное лог-нормальное броуновское движение? Кстати, очень непривычно слышать в этом случае термин "неэффективный рынок". Как раз броуновское движение обычно считается апофеозом невозможности заработать на нем.
А как построены красный и зеленый ценовой ряд?
Распеределение волатильности с мож=1 :
v(i)=log(1-rand(1,1))/(-L);
Где log — натуральный логарифм.
rand(1,1) — равномерное распределение [0,1], одно значение
v(i) — волатильность, равная обратной функции распределения экспоненциального распределения с показателем лямбда = L.
Итого вы получаете случайную величину распределённую экспоненциально с МОЖ 1/L и сигма 1/L^2.
Теперь домножаете монетку ( +1 и -1 соответствуют линейному отражению силы сигнала) со сдвигом вероятности и получаете красную кривую, домножаете Гаусс с трендом — зелёную.
Здесь, в случае смешанного распределения, могут возникнуть разнообразные модели, мы взяли произведение как некоторое приближение случайной «эффективности».
ch5oh, в широком смысле любой интегральный ряд 1 порядка будет броуновским движением, вне зависимости от функции распределения отдельного приращения — равномерное, нормальное, синусоидальное, параболическое и т.д.
В рассуждениях об эффективности можно идти от обратного — какой рынок эффективен? Который отражает некоторое скрытое состояние (фундаментальную равновесную цену, например) без задержек. Какой рынок неэффективен? Который идёт к этому скрытому состоянию опредёленное время, предоставив возможность инвесторам купить недооценённый или переоценённый актив (в зависимости от спреда между скрытым состоянием и спот ценой) у других, неэффективных инвесторов. Таким образом, весь вопрос не в случайности скрытого состояния, а в разнице волатильности одного состояния и второго — тот сигнал, который обладает низкой волатильностью неизбежно будет отставать за вторым, как MA отстаёт от цены.
А далее идёт простая модель — скрытое состояние меняется быстро и редко (новости, решения руководства, падение продаж в результате единичных катастроф), а неэффективный сигнал, если таковой имеется — не поспевает за скрытым состоянием своей волатильностью. Впрочем, если уж мы наблюдаем «тяжёлые хвосты», то связаны они, вероятно, как раз с такого рода явлениями.
Иными словами, предполагая возможную неэффективность рынка, мы строим более «прерывистую» модель неравномерного роста как приближение эффективного рынка.
Kot_Begemot, под броуновским движением (стандартным) все же обычно понимается интегрированный ряд с лог-нормальным распределением приращений. Если приращения не лог-нормальные — это уже не броуновское движение, а какой-то другой зверь. Для которого надо заново доказывать большинство используемых теорем. К примеру, отдельно выделяют фрактальное броуновское движение (причем его еще режут на несколько классов по показателю Херста и каждый из классов приходится анализировать отдельно).
И возвращаясь в термину «эффективность». Эффективным (опять же обычно) называют рынок на котором отсутствуют арбитражные возможности и на котором никто не может заработать (добиться положительного матожидания) никакими ухищрениями. В этом смысле винеровский процесс — максимально эффективен.
Но спасибо за развернутое разъяснение. Постараюсь в будущем при чтении Ваших постов учитывать эти терминологические особенности.
С уважением.
Для демонстрации разницы между этими рядами, мы провели небольшой численный эксперимент — промоделировали броуновское движение с сигма = 0.1, МОЖ = 0 на 10 000 испытаний, после чего привели результаты эксперимента к мультипликативному масштабу модели Блэка-Шоулза и аппроксимировали полученное распределение лог-нормальным распределением при помощи внутренних средств Матлаб.
Выборочные статистики коричневого шума и его экспоненциального преобразования выписаны в виде таблицы.
Kot_Begemot, не вполне понял, что Вы имели в виду под фразой "привели результаты эксперимента к мультипликативному масштабу модели Блэка-Шоулза".
Также неясно, что должна продемонстрировать Ваша картинка. На глазок сказал бы, что Вы как должны были получить колокол, так Вы его и получили.
Попробуйте взять сигму побольше? Скажем, 1 и увеличить количество траекторий хотя бы раз в 10-100. Может быть, тогда наличие (или отсутствие) различия распределений станет более очевидно?..
Но мне очевидно, что броуновское движение в модели Блека-Шолза и лог-нормальное распределение на экспирацию — суть одно и тоже. И если Вы получаете разницу, значит что-то делаете неправильно. Возможно, путаетесь в терминах?
С уважением.
ch5oh, вся разница в вычислении моментов этих распределений, а не в формах самих распределений. Броуновское лог-движение описывается лог-нормальным законом, вы правы, только подобрать «правильные» параметры этого распределения без преобразования к броуновскому-лог движению очень сложно или почти не возможно.
Обсчитаный Сашко и волатильность.))
Отрицательность персонажа в подсознании не даёт воспринимать тебя положительно…