Популярной темой в мировых СМИ является дискуссия о роли России в мире и о российском влиянии на другие страны. Одни, как глава российского МИД, говорят о возрастании российского влияния. Другие, как эксперты на Западе, пишут об уменьшении роли Москвы. Все эти полярные дискуссии объединяет лишь одно — они ведутся в области пропаганды. В основе их аргументов лежат, как правило, эмоциональные мнения спикеров, не подтвержденные строгими фактами.
Но как же измерить влияние России хотя бы в области экономики? На наш взгляд, имеется один хороший показатель — доля России в импорте той или иной страны. Приведем простое обоснование — если у некоторой страны с Россией есть сильные экономические и политические связи, то там должно быть заметно присутствие российских или совместных компаний. Кроме того, если российские товары имеют хорошую репутацию среди потребителей и не имеют барьеров для доступа, то, значит, и доля России в импорте будет существенной.
Это и понятно, в современном мире торговые войны давно заменили обычные. Все крупные игроки борются за продвижение своих товаров разными способами. Одни, как США, используют свое военно-политическое превосходство; другие, как Китай — низкую цену и доступность своих товаров; третьи, как Германия, — технологическое превосходство; четвертые, как Италия, — инструменты моды и мягкой силы для лидерства в сегменте товаров роскоши. Как видим, доля страны-лидера в импорте соседей и союзников — интегральный показатель силы, включающий в себя весь доступный набор инструментов влияния.
Концепция внешней политики Российской Федерации прямо говорит об этом.
«В целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации внешнеполитическая деятельность государства направлена на выполнение следующих основных задач: г) укрепление позиций России в системе мирохозяйственных связей, недопущение дискриминации российских товаров, услуг, инвестиций, использование возможностей международных и региональных экономических и финансовых организаций в этих целях».
Давайте посмотрим, как эти пожелания реализуются на практик
Мы взяли для анализа две даты — 2001 год и 2017 год. Они характеризуют становление новой России после «лихих 90-х» и современное положение дел. Использовались данные ВТО, поэтому в списки не попала КНДР — так как по ней нет открытых данных.
Какие страны мы взяли для анализа? Это страны — прямые соседи России, которые имеют с ней общую границу, и их ближайшее окружение. Получается всего 29 стран, которые можно разбить на следующие региональные группы:
Скандинавия — Норвегия, Швеция, Финляндия
Центральная и Восточная Европа — Латвия, Литва, Эстония, Польша, Германия, Чехия, Словакия, Белоруссия, Украина, Венгрия, Молдавия, Румыния
Закавказье и Ближний Восток — Грузия, Армения, Азербайджан, Турция, Иран
Туркестан — Казахстан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан
Центральная и Восточная Азия — Китай, Монголия, Южная Корея, Япония
Де-факто Россия является региональной державой (пусть даже очень большой и с амбициями на мировое лидерство!), поэтому должна иметь хорошие позиции среди своих прямых соседей и как минимум средние позиции среди ближайшего окружения.
Читать дальше —
regnum.ru/news/polit/2617025.html