Блог им. VirtuAll

Законопроекты 2018 о рынке ценных бумаг РФ: первоисточники и обзоры

Законопроекты 2018 о рынке ценных бумаг РФ: первоисточники и обзорыФедеральный закон от 27 декабря 2018 г. 514-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О рынке ценных бумаг“

и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг»

https://rg.ru/2018/12/29/fz-514-dok.html


Полный обзор изменений: http://www.lp.ru/alert_emission_new_rules

ключевые вопросы:

  • Передача части полномочий по регистрации выпусков определенных видов ценных бумаг и подготовке уведомлений об итогах выпуска специализированным участникам рынка ценных бумаг (регистраторам, депозитариям, бирже), что позволит разгрузить Банк России и сократить издержки эмитентов на соответствующие процедуры.
  • Более гибкий подход регулятора к процедуре эмиссии ценных бумаг в зависимости от вида ценных бумаг и структуры выпуска (исключение некоторых корпоративных процедур, устранение дублирования одной и той же информации в разных документах, расширение возможностей по регистрации программ облигаций, выпуску коммерческих и биржевых облигаций, появление права подписи эмиссионных документов по доверенности, подачи документов в электронной форме и иные).
  • Возможность размещения бессрочных облигаций не только для кредитных организаций, но и для всех прочих юридических лиц.
  • Применение к эмитентам принципа пропорционального регулирования в вопросах раскрытия информации, что позволит снизить трудозатраты небольших непубличных компаний и повысить прозрачность больших публичных корпораций.
  • Сокращение случаев необходимости регистрации проспекта.

Законопроекты 2018 о рынке ценных бумаг РФ: первоисточники и обзорыЗаконопроект № 618877-7 О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Документы внесенного законопроекта на рассмотрении: http://sozd.duma.gov.ru/bill/618877-7

Пояснительная записка
«Законопроектом предусматривается закрепление на законодательном уровне следующих категорий инвесторов: неквалифицированные инвесторы, которые подразделяются на особо защищаемых неквалифицированных инвесторов и простых неквалифицированных инвесторов, и квалифицированные инвесторы, которые подразделяются на простых квалифицированных инвесторов и профессиональных квалифицированных инвесторов. 

Законопроектом для каждой категории определяются критерии, которым должно соответствовать физическое лицо, а для профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, кредитных организаций и субъектов страхового дела устанавливаются требования к совершению сделок с инвесторами – физическими лицами в зависимости от их категории, что позволит обеспечить наиболее высокий уровень защиты для физических лиц, не обладающих достаточными знаниями и (или) навыками работы на финансовом рынке.

По общему правилу любое физическое лицо является особо защищаемым неквалифицированным инвестором. Средства таких инвесторов по умолчанию могут вкладываться только в наиболее простые и наименее рискованные финансовые инструменты в результате совершения следующих сделок:

  1. сделок с ценными бумагами, включенными в список ценных бумаг, допущенных к торгам первого и второго уровня, за исключением коммерческих облигаций;
  2. сделок с не ограниченными в обороте инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов;
  3. сделок с иностранной валютой, заключаемых на организованных торгах;
  4. сделок с драгоценными металлами, заключаемых на организованных торгах.

Простым неквалифицированным инвесторам по умолчанию доступны наряду с указанными финансовыми инструментами маржинальные сделки.

Дополнительно для неквалифицированных инвесторов предусмотрена возможность совершения сделок, направленных на приобретение любых ценных бумаг, а также заключения любых договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, за исключением предназначенных для квалифицированного инвестора, при соблюдении одного из следующих условий:

  • совершение таких сделок в пределах установленной суммы;
  • по итогам прохождения тестирования (порядок проведения определяется саморегулируемой организацией, членом которой является лицо, проводящее тестирование);
  • по итогам сдачи экзамена на сайте биржи либо саморегулируемой организации в сфере финансового рынка в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В отношении субъектов страхового дела устанавливаются требования к заключению договоров инвестиционного страхования жизни.

Простому квалифицированному инвестору по умолчанию доступны все финансовые инструменты, которые доступны неквалифицированному инвестору, без прохождения тестирования либо сдачи экзамена, а также при надлежащем информировании о характеристиках финансового инструмента и рисках, связанных с осуществлением операций с ними, – инструменты, предназначенные для квалифицированных инвесторов.

Профессиональному квалифицированному инвестору по умолчанию доступны любые финансовые инструменты.

Обязанность по проведению категоризации инвесторов (определению для клиента категории) и (или) проверке соответствия инструмента категории инвестора возлагается на брокера, форекс-дилера, управляющую компанию паевого инвестиционного фонда, доверительного управляющего, кредитные организации (при совершении «иных сделок»), субъектов страхового дела (при заключении договора инвестиционного страхования жизни). Данный перечень не является исчерпывающим.

В отношении доверительного управления в дополнение к существующей обязанности управляющего приобретать ценные бумаги и заключать договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, которые предназначены для квалифицированных инвесторов, только при условии, что клиент является квалифицированным инвестором, предусмотрена обязанность определять инвестиционный профиль клиента – физического лица».

Законопроекты 2018 о рынке ценных бумаг РФ: первоисточники и обзорыЗаконопроект № 607338-7 О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в части совершенствования регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Законопроект предусматривает внесение следующих изменений в действующее законодательство.

1. Статью 3 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг) предлагается актуализировать, исходя из того, что брокер должен совершать действия, направленные на исполнение поручений клиентов, в той последовательности, в которой были приняты указанные поручения. Закрепляется, что брокер обязан принять все разумные меры, направленные на исполнение поручения, обеспечивая при этом приоритет интересов клиента перед собственными интересами.

Также устанавливается, что принятое на себя поручение брокер обязан исполнить на наиболее выгодных для клиента условиях в соответствии с указаниями клиента (например, клиент может указать цену сделки, биржу, на которой должна быть совершена сделка и т.п.). При отсутствии таких указаний (например, если клиент поручил брокеру приобрести определенную ценную бумагу, не указав цену сделки), брокер должен действовать в интересах клиента с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для исполнения поручения, включая срок его исполнения, цену сделки, расходы на совершение сделки и исполнение обязательств по ней, риск неисполнения или ненадлежащего исполнения сделки третьим лицом. При этом, договором о брокерском обслуживании могут быть определены организаторы торговли, на которых брокер исполняет поручения клиента. В этом случае обязанность брокера учитывать указанные обстоятельства должна будет соблюдаться в соответствии с правилами торгов такого организатора торговли.

Законопроектом предлагается внести в указанную выше статью норму, устанавливающую обязанность брокера по предоставлению клиенту до оказания финансовых услуг информации, необходимой для принятия инвестиционного решения, в том числе о стоимости финансовых услуг и ее влиянии на общую доходность от операций. При этом, если брокер не исполнит указанную обязанность, он утратит право ссылаться на указание клиента о цене сделки как на основание для освобождения от ответственности за причиненные клиенту убытки (это, в том числе, связано с тем, что в отсутствие необходимой информации, либо основываясь на ложной информации, клиент может принять ошибочное инвестиционное решение и указать неверную, не актуальную цену при формировании поручения брокеру).

2. Законопроект включает в периметр регулирования такой способ исполнения брокером поручений клиентов, как «интернализация» — заключение сделок с финансовыми инструментами брокером от своего имени и за свой счет в интересах клиента с одновременным заключением зеркальных сделок с этим клиентом. Действующим регулированием такой способ исполнения поручений не предусмотрен (брокерская деятельность предполагает совершение сделок всегда за счет клиента), поэтому исполняя поручение клиента таким способом, брокер юридически выступает контрагентом своего клиента и на брокера не распространяются требования к брокерской деятельности, несмотря на то, что фактически речь идет о все той же посреднической деятельности. Законодательное закрепление данного способа исполнения поручений позволит применять существующие и проектируемые механизмы защиты прав клиентов брокеров при исполнении любых поручений клиентов вне зависимости от способа их подачи. Кроме того, будут снижены риски брокера, обусловленные следующим. В настоящее время не представляется возможным отличить сделки, совершенные брокером по поручению клиента в рамках «интернализации», и сделки, совершенные брокером в своих интересах. При этом, согласно статье 3 Закона о рынке ценных бумаг сделки, осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера. В отсутствие надлежащего регулирования, сделки в рамках «интернализации» всегда будут позиционироваться как дилерские операции брокера, а, следовательно, существует риск того, что брокер будет привлечен к ответственности за нарушение вышеуказанного требования Закона о рынке ценных бумаг.

Следует отметить, что «интернализация» регулируется в странах Европейского союза. При этом в отдельных юрисдикциях (например, в Германии) локальные законы требуют от инвестиционной фирмы для гарантии исполнения приказа по лучшей цене совершать зеркальную сделку, в том числе на бирже.

3. В настоящее время получили распространение брокерские услуги по совершению гражданско-правовых сделок с иностранной валютой и (или) товарами (в том числе, с драгоценными металлами). Деятельность по оказанию такого рода услуг не является брокерской и на нее не распространяются механизмы защиты, предусмотренные законодательством для клиента брокера. В целях обеспечения должного уровня защиты клиента брокера, которому оказываются услуги по совершению гражданско-правовых сделок с иностранной валютой и (или) товарами (в том числе, с драгоценными металлами), законопроект распространяет требования статьи 3 Закона о рынке ценных бумаг на случаи, когда договором с брокером предусмотрено исполнение поручений клиента на совершение гражданско-правовых сделок с иностранной валютой и (или) товарами (в том числе, с драгоценными металлами). Вместе с тем, такие услуги не будут отнесены к брокерской деятельности.

С учетом принятых изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации[1], предусматривающих возможность учета драгоценных металлов на банковских счетах, а также инвестиционной привлекательности данного актива, в целях развития института индивидуальных инвестиционных счетов и предоставления дополнительной возможности для розничных инвесторов по диверсификации их портфелей, законопроектом предлагается предусмотреть возможность учета драгоценных металлов на индивидуальных инвестиционных счетах.

4. Важно отметить, что сделки с иностранной валютой и (или) товарами (в том числе, с драгоценными металлами), как и сделки с ценными бумагами, также могут совершаться с финансовым рычагом, однако существующее маржинальные правила на них не распространяются. С учетом изложенных выше проектируемых норм, законопроект модернизирует требования к маржинальным сделкам, в том числе закрепляя право брокера требовать от клиента внесения имущества в обеспечение исполнения обязательств из сделок, совершенных в его интересах, и закрывать позиции клиента без поручения последнего в случае, если клиент не предоставит указанное обеспечение в необходимом объеме. Предполагается, что указанные изменения позволят снизить риски клиентов брокеров, применив правила маржирования открытых позиций клиентов не только на рынке ценных бумаг, но и на иных рынках.

5. В целях совершенствования регулирования конфликта интересов предлагается предусмотреть, что профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан принимать все разумные меры для выявления и предотвращения последствий конфликта интересов, который может возникнуть у этого профессионального участника, членов его органов управления, работников, трансфер-агентов, отдельных его клиентов, контролирующих и подконтрольных лиц с интересами его клиентов. При этом, в случае если меры, принятые профессиональным участником рынка ценных бумаг для предотвращения последствий конфликта интересов, являются недостаточными, чтобы избежать риска их возникновения, профессиональный участник рынка ценных бумаг должен уведомить клиента об общем характере и (или) источниках конфликта интересов до начала совершения юридических и (или) фактических действий в отношении имущества клиента. Также предусматривается право брокера отказаться от совершения соответствующихопераций. Одновременно, нормативным актом Банка России планируется установить случаи, при которых всегда присутствует конфликт интересов. Необходимость применения рассматриваемого подхода отдельно отмечалась в отчете миссии МВФ и Всемирного банка по результатам оценки российского финансового сектора.

6. Действующее регулирование устанавливает требования к организации и осуществлению профессиональными участниками внутреннего контроля, а именно, требование о наличии контролера (службы внутреннего контроля) во всех компаниях, в том числе в малых, концентрирующих в себе минимальные риски. То есть, соответствующая обязанность сформулирована универсально и не учитывает характер и масштаб осуществляемых операций, уровень и сочетание принимаемых профессиональным участником рынка ценных бумаг рисков.
...
Кроме того, в настоящее время Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» предусматривает возможность для банков с базовой лицензией не назначать руководителя службы внутреннего контроля. В этом случае функции руководителя службы внутреннего контроля осуществляются руководителем службы управления рисками. Закон о рынке ценных бумаг в действующей редакции не предусматривает такую возможность для профессиональных участников рынка ценных бумаг. Таким образом, при организации и осуществлении внутреннего контроля компаниями, совмещающими банковскую деятельность (с базовой лицензией) с деятельностью профессионального участника рынка ценных бумаг, возникает необходимость назначения отдельного контролера. В результате, такие кредитные организации несут необоснованные расходы.

Предлагаемые законопроектом изменения создают необходимые условия для оптимизации построения системы внутреннего контроля и предоставляют профессиональным участникам рынка ценных бумаг дополнительные инструменты сокращения сопутствующих расходов (в том числе, при совмещении лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг и кредитной организации), поскольку устанавливают, что системы внутреннего контроля и системы управления рисками, должны соответствовать характеру и масштабу осуществляемых операций, уровню и сочетанию принимаемых профессиональным участником рынка ценных бумаг рисков.

7. Законопроектом предлагается предусмотреть исключение из нормы пункта 13 статьи 51.2 Закона о рынке ценных бумаг, согласно которому права владельцев ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов (за исключением квалифицированных инвесторов в силу закона) могут учитываться только депозитариями. Указанный пункт противоречит требованиям статьи 8 Закона о рынке ценных бумаг, которые, в свою очередь, позволяют на уровне подзаконных нормативных правовых актов определять случаи, когда ценные бумаги, предназначенные для квалифицированных инвесторов, могут учитываться в реестре владельцев ценных бумаг, а не в депозитарии. Например, к таким случаям может быть отнесена ситуация, когда свою деятельность прекращает обслуживающий квалифицированного инвестора депозитарий.


[1] Федеральный закон от 26.07.2017 № 212-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».



(возможно, пост будет дополняться)

★5



Пользователь разрешил комментарии только друзьям.

теги блога Влад(и)Мир

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн