Это мой первый пост, который я пишу, чтобы получить рейтинг. Поэтому простите за оффтопик. Но тему обещаю изложить добросовестно.
Здесь иногда мелькают посты про счастье, решил начать пробу пера с этой темы.
Аксиома 1. Все ищут счастье. Постоянно и каждый день. Правильнее сказать, что этот процесс двусторонний — одновременный поиск счастья и избегание несчастья, то есть страданий. Об этом же говорит буддизм и есть все основания считать это правдой. Люди ходят на работу, занимаются сексом, едят, напиваются, заводят семьи и разводятся, копят деньги, стремятся к карьерному росту, идут в религию и пр. — все это именно для локальной максимизации своей функции счастья.
Следствие 1. Глобально, в длительной перспективе все несчастны. Это базовое состояние фактически всех людей. Понятно, что вся суета, описанная пунктом выше, есть следствие внутреннего несчастья. Если человек что-то ищет, то значит этого у него нет. То есть от рождения, от природы, обычный человек пуст, чего-то лишен и всю свою жизнь он пытается заполнить эту пустоту и тревогу. Несмотря на то, что временно люди часто оказываются в обстоятельствах, когда чувствуют себя условно «счастливыми», это состояние имеет только временный, локальный характер. То есть функция счастья имеет множество локальных максимумов в течение жизни, но в пределе со временем стремится к нулю.
Следствие 2. Из следствия 1 следует, что нет смысла обсуждать, спорить и вообще уделять внимание причинам так называемого «счастья», поскольку те состояния не решают проблему, а только временно изменяют равновесие системы. То есть неверно заявлять, что у каждого человека свое счастье и, дескать, поэтому проблема нерешаема, поскольку субъективна. Это ложный уход от сути проблемы.
Постановка гипотезы. Является ли описанное состояние человека единственно возможным, то есть действительно ли человеческая природа такова, что мы никак не можем изменить свою глобальную неудовлетворенность и мы можем только испытывать временные удовольствия? Это нулевая гипотеза. Альтернативная, противоположная ей гипотеза состоит в том, что, возможно, существует некий путь, способ, место или состояние, через которые человек обретает безоговорочное, безусловное, постоянное счастье. Когда будущее больше не тревожит, а прошлое не печалит, когда неважно сколько тебе лет, какое у тебя здоровье, как ты выглядишь, как к тебе относится противоположный пол, сколько у тебя денег, насколько престижная у тебя работа и когда тебе умирать.
Вообще, задавая вопрос о наличии безусловного счастья, мы, конечно, пытаемся выйти за пределы привычного человеческого мира, как мы его знаем. Поэтому человеческое большинство, опросы мнений, голосования, наблюдения за людьми нам не могут помочь в поиске ответа на этот вопрос. Вопрос стоит у самой грани человеческой природы, на краю человеческого бытия. Может, даже есть основание предположить, что обретение этого безусловного счастья само по себе служит рубежом, отделяющим обычных людей от тех, кто нашел такое счастье, и потому уже не может считаться человеком в обычном смысле. То есть, есть смысл считать, что если кто-то и достиг такого безусловного счастья, то это единицы. Тогда вопрос надо поставить так: есть ли среди наших современников такие люди? Из того, что мне известно, такие люди есть.
Первый из них — Экхарт Толле. Переход к состоянию постоянного счастья у него случился однажды ночью. Затем он так описывает свои ощущения: «Я проснулся от пения птицы за окном. Никогда раньше я не слышал такого звука. Мои глаза оставались закрытыми, но воображение рисовало образ драгоценного бриллианта. Да, конечно, если бриллиант может издавать звук, значит, он и должен быть таким. Я открыл глаза. Сквозь занавеси просачивался первый свет утренней зари. У меня по-прежнему не было никаких мыслей, и я чувствовал, я точно знал, что существует нечто такое, что мне еще надлежит познать, нечто бесконечно большее, чем мы себе представляем. Этим мягким свечением, струившимся сквозь занавеси, была сама любовь. На глаза навернулись слезы. Я встал и походил по комнате. Я узнавал ее, однако теперь я понимал, что никогда прежде не видел эту комнату в истинном свете. Все было свежим и нетронутым, как если бы только появилось на свет. Я брал в руки вещи, карандаш, пустую бутылку, удивляясь их красоте и наполненности жизнью. В тот день я бродил по городу совершенно пораженный чудом земной жизни, будто я сам только что народился на свет. Следующие пять месяцев я прожил в состоянии глубокого покоя и непрерывного блаженства. Потом интенсивность этого состояния немного ослабла, или, может быть, просто мне так казалось, ибо это состояние стало для меня естественным. Я по-прежнему сохранял способность действовать в этом мире, хотя и понимал — что бы я ни сделал, это скорее всего ничего не прибавит к тому, что у меня уже есть.»
Второй из мне известных случаев — Раджниш Бхагаван Шри «Ошо». Он тоже перешел в это состояние ночью. Вот его слова: "
Около полуночи мои глаза открылись вдруг сами собой… во всяком случае, я не прилагал к этому никаких усилий. Что-то нарушило мой сон. Я ощутил рядом с собой, в своей комнате, чье-то присутствие. Моя комнатка была совсем крошечной, но я чувствовал повсюду вокруг биение жизни, мощные вибрации. Я словно попал в глаз тайфуна и захлебывался в величественной буре света, радости и блаженства. Это было так реально, что нереальным стало все остальное: стены комнаты, весь дом, само мое тело. Все стало нереальным, ведь лишь теперь я впервые видел подлинную действительность. ... Той ночью распахнулись двери новой действительности, незнакомого измерения. И там была она — иная реальность, особая реальность, настоящая реальность, как угодно будет называть. Называйте ее Богом, истиной, дхармой, дао — как угодно. Она не имеет названия. Но она была там — прозрачная, но в то же время столь осязаемая… Она чуть не задушила меня. Ее было слишком много, я еще не мог вобрать в себя столько всего... У меня возникло сильное желание выскочить из комнаты, выбежать под открытое небо. Я задыхался. Слишком много всего! Я погибал! Мне казалось, что, если задержусь тут хоть на секунду, эта реальность меня задушит. И я выскочил из дому, помчался во двор. Мне хотелось просто оказаться под открытым небом, увидеть звезды, деревья и землю… быть на воле. Стоило мне выйти — и удушье тут же прошло. Моя комнатушка была слишком мала для такого величественного события. Для такого события даже звездное небо — слишком тесная крыша. Оно больше неба. Даже небо — не предел. Но так мне все равно стало легче. Я направился к ближайшему саду. Даже походка моя стала иной. Я шел так, будто сила тяготения исчезла. Шел я, бежал или просто парил — трудно сказать. Тяготения не было, я ничего не весил, меня словно влекла какая-то сила. Я оказался в объятиях какой-то неведомой энергии. ... С того дня мир стал нереальным. Передо мной открылся другой мир. Но когда я называю этот мир нереальным, я не имею в виду, что эти деревья не настоящие. Они совершенно реальны; нереально то, какими вы их видите. Сами по себе они самые настоящие — они существуют в Боге, они есть в абсолютной реальности, — но то, какими вы их видите… Вы не видите их по-настоящему. Вы видите нечто другое — мираж. ... Мир прекрасен. Но я говорю сейчас не о вашем мире, я говорю о своем мире. Ваш мир уродлив, он создан вашим «я», это мир проекций. Вы используете подлинную действительность как экран, на котором отражаются ваши собственные представления о мире. Когда я говорю, что мир реален, это невероятный, чудесный мир — лучащийся бесконечностью, наполненный светом и радостью. Это вечный праздник — я говорю о своем мире. Он может стать и вашим, нужно лишь проснуться."
Вот как описывает Ошо отношение обычного человека к данному состоянию счастья: «Ваше стремление [к этому состоянию] не столь напряженно и страстно, потому что вам не известен объект желания. Секундный проблеск — и страстное желание опалит вас. Вы сможете понять это следующим образом: в кромешной тьме вы стоите с полными пригоршнями гальки в руках, считая, что это несметные сокровища. Вы несказанно счастливы. Но вдруг вспыхивает молния, и вы видите впереди целые горы бриллиантов, в то время как сами вы держите в руках обыкновенную гальку.»
Могу только добавить, что, насколько мне известно, оба этих человека пришли к данному состоянию через медитацию. Насколько это действенно каждый может уже проверить сам. )
Держи рейтинг!