Блог им. dloktev

О мотивации (по мотивам книги Драйв)

Источники:

  • Книга Драйв, Дэниэл Пинк (главный источник)
  • Книга How will your measure your life, Clayton Cristersen
  • Книга Вежливый отказ – как научиться говорить нет
  • Курс Товеровского об управлении проектами и сопутствующие статьи с Хабра и интернета
  • Википедия

Книга о мотивации. На эту тему существует два самых популярных вопроса.

  1. Как мотивировать себя что-то делать? Подразумевается, что якобы есть что-то важное, что мы хотим делать, но не делаем. Как смотивировать себя?
  2. Как мотивировать людей что-то делать? Подразумевается близких, сотрудников, детей.

Книга добавила теоретических знаний, научных данных и заставила задуматься над моим собственным жизненным опытом и обобщить его. Теперь у меня есть ответы на два вопроса выше и уверенность, что моё текущее понимание мотивации объективно в приемлемой для меня степени.

Далее идёт моделька мотивации, которую я придумал для себя сам. Она может быть недостаточно научно обоснована или вызывать протест у других. Но я сам с собой договорился, что именно мне и именно эта моделька подходит. Может подойдёт и кому-то другому.

Мотивация – причина, побуждающая человека к действию. Через вызванную мотивацией деятельность человек удовлетворяет потребность. Я иду в туалет (деятельность), потому что хочу пописать (мотивация), чтобы не чувствовать давление в мочевом пузыре (потребность).

Можно придумать разные системы классификации мотивации или мотивационных драйверов. Другими словами, причин, по которым мы делаем что-то. 

Самый высокий уровень абстракции: мы делаем что-то только по двум причинам: избежать страдания (мотивация «от») и получить счастье (мотивация «к»). Но это мало применимо на практике, т.к. не даёт прямого указания как это использовать. При этом, любая мотивация попадает в одну из двух категорий.

 

Далее классификация на биологические драйверы и психологические. Как у животных, у нас есть некоторые базовые биологические потребности: секс, еда, вода, сон, безопасность (=выжить). Это в приоритете. Большую часть истории человек что-то делал ввиду биологической обусловленности. Существует много бизнесов, зарабатывающих на этих потребностях.

 

Как у социальных существ или существ с сознанием у нас есть психологические потребности. И вот психологическую мотивацию уже становится интересно делить на внешнюю (extrinsic) и внутреннюю (intrinsic).

 

Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связана с содержанием деятельности. Другими словами, мы терпим деятельность, хоть она нам и не нравится, ради получения чего-то, что нам нравится или удовлетворит наши психологические потребности.

 

Внешняя мотивация – это ещё мотивация кнута и пряника. Это тип мотивации, который использовался в 19 и 20 веках, чтобы заставить людей делать скучную, неинтересную работу, которая сама в себе не несёт ценности для человека, который её выполняет. Стоять у станка и точить детали – от этого не прёт «просто так», значит надо создать внешние факторы (стимулы и штрафы), которые дадут причину (смотивируют) человека работать.

 

Внутренняя мотивация – это мотивация, связанна с самой деятельностью. Нам нравится делать потому что нас прёт. Нам нравится сама деятельность, хотя она может и не сулить удовлетворения какой-то потребности. Ещё это называется состоянием потока. Художник рисует не потому, что ему нужны деньги или у него дедлайн со штрафом за нарушение. Музыкант пишет музыку не потому, что у него KPI на семестр. Они делают то, что делают из-за того, что кайфуют ввиду содержания деятельности.

 

Далее интересно порыть, почему у людей существует внутренняя мотивация. Это подтип психологической мотивации, значит существуют какие-то психологические причины, по которым людям нравится какая-либо деятельность.

 

Так, одним из важных драйверов является смысл служить другим людям. Люди находят смысл в своей деятельности, если через неё служить людям. Такой смысл людям нравится по умолчанию, и он может продолжать подпитывать их деятельность.

 

Хороший пример – качалка. Многие люди хотят выглядеть хорошо – для таких людей выглядеть хорошо – это ценность и потребность. Возможно, даже, чтобы получать признание других людей. Дальше какая логика? Хочешь выглядеть хорошо – ходи в спортзал. Так вот кто-то будет ходить в спортзал регулярно, легко себя заставлять, человек кайфует от самой деятельности. А кого-то сам спортзал не прёт. Далее есть два варианта: использовать внешнюю мотивацию (мне важно хорошо выглядеть, значит я готов терпеть спортзал) или забить (тогда имеет смысл пересмотреть свои приоритеты и понять, что важнее: хорошо выглядеть и терпеть или не терпеть качалку, но ходить с жирком). С едой, майскими шашлыками, чизкейками и пивасиком – тоже самое.

 

Главный вывод из книги такой: мотивация – сложная субстанция. Простого ответа, отвечающего за 100% деятельности, нет. Мы делаем что-то по совокупности факторов. Представленная моделька может рассказать, что это за факторы, перечислить их.

 

Так, автор рассказывает, что внутренняя мотивация рождается, когда людям предоставлена возможность для автономности (независимости, инициативности, базовая потребность самому выбирать задачу, способ её исполнения и время), поиске мастерства (у людей есть базовая потребность становиться лучше) и большой цели (часто понимается служение чему-то большему, чем собственная жизнь).

 

Возвращаемся к изначальным двум вопросам.

 

Как себя мотивировать? После прочтения отзыва не остаётся сомнений, что это глупый и неправильный вопрос. Если его переформулировать, получится: «Как мне найти причину, чтобы делать то, что якобы я хочу сделать?». Кажется, смешным. Если хочешь делать, почему не делаешь? А если не делаешь – может просто не хочешь, а есть иллюзия, что это важно?

 

Другими словами, нам не надо себя мотивировать на вещи, которые, говорится, truly matter to us. Если что-то не делаешь, но есть иллюзия, что должен – скорее всего есть конфликт каких-то потребностей. Нужно провести внутреннюю работу по самоанализу, найти этот конфликт и расставить приоритеты. Реальные, т.е. которые выражаются через деятельность в реальном мире, а не иллюзорные у себя в мечтах в воздушных замках. (Подсказка: часто конфликт бывает между долгосрочными и краткосрочными потребностями).

 

Как мотивировать людей? Возьмём сотрудников для простоты, то есть персонал. Далее диалог между менеджером (М) и гуру мотивации (ГМ):

 

М: как мне мотивировать сотрудников (=придать импульс для деятельности, побудить к деятельности)?

ГМ: а зачем тебе их мотивировать?

М: ну чтобы работали…

ГМ: а они что не работают или работают плохо?

М: к сожалению, да, не работают так, нужно для достижения целей компании

ГМ: так, давай подумаем, какие могут быть другие причины, по которым сотрудник не работает кроме отсутствия мотивации?

 

Опять получается смешно. Сотрудник не работает, т.к. у него якобы отсутствует мотивация. Если перевести на понятный язык, то получится, что сотрудник не работает, т.к. у него нет причины работать. Хм, а зачем держать такого человека на работе? «Нет причины работать» – вообще какой-то смешной оборот в рабочем контексте. А трудовой договор – это не причина работать?

 

Разумеется, в реальном professional setting есть нюансы, и я довожу ситуацию выше до абсурда умышленно. Но это лишь для того, чтобы подчеркнуть посыл. Сотрудник не работает потому что:

  1. Ему не нравится содержание самой работы, т.е. нет той самой внутренней мотивации. Тогда такого сотрудника просто нужно уволить. Он не нужен ни работодателю, ни ему самому не будет полезно оставаться на работе, содержание которой ему не нравится.
  2. Существуют другие причины, которые мешают ему работать.

 

Второй пункт сам по себе требует раскрытия в отдельной статье, но коротко это может быть:

  1. Гигиенические факторы (удовлетворённость ЗП, рабочими условиями, настроением в коллективе, психологический конфликт с менеджером)
  2. Сотрудник не знает, как работать (менеджер его не научил, не дал инструментов, не создал процедур и т.д.)
  3. Сотрудник боится (ему не хватает навыков, задача кажется слишком сложной, и т.д.)
  4. У сотрудника есть привычка работать «так себе». Нужно просто переучить
  5. Перегруженность (сотрудник делает много другой работы, просто не успевает делать важное)
  6. Внутренняя причина (проблема в семье, с девушкой, бабушка умерла)

 

Какое резюме? Заниматься нужно тем, что прёт и будет переть в долгосрочной перспективе. На работе и в бизнесе создавать гигиенические факторы для комфортной работы сотрудников, но держать только тех, которые сами прутся от деятельности. Скучную и рутинную работу стараться превращать в интересную через создание смысла (например, через служение) или геймификацию. Если нельзя, то создавать внешние стимулы через кнут и пряник.

О мотивации (по мотивам книги Драйв)


 

 

 

3 комментария
Книги о мотивации и психологии уловки кот не работают, может пару раз сработает но в долговременной перспективе все скатиться обратно ибо генетика, даже уже пришли к выводу что привычки ниочем перед генетикой, а если она увас такая то вам ниче не поможет, и нужно учиться жить с этим. Поймите что мозги у разных людей отличаются как ферарри и самокат и нехер им одни и теже советы давать, что тела у людей изначально предрасположены один жмет 100кг без подготовки подростком а другой и 50 кг и отдышка и проблеммы с давлением и ему вредно! Что одному многообразное общение и управленческая работа дается играючи, а другому это впринципе стресс который за годы погубит его да и кпд его как руководителя будет стремиться к плинтусу всегда. Хватит уже всех уравнивать и мотивировать, задолбали психологи обучатели. Мы генно и мозгами разные и есть куча инфы в инете хватит уже эту нудятину 60х годов зачитывать.
avatar

теги блога Денис Лукин

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн