Источник перевод для
mixednews – molten
Однодневный ежегодный саммит так называемых стран BRICS – Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки, привлёк на Западе мало внимания. Возможно потому, что группа мало что достигла с момента своего создания в 2009 году. Критики высмеивают её как пустой дискуссионный клуб.
Но это пренебрежение, или даже презрение, также может отражать факт того, что блок, представляющий почти половину населения планеты и примерно пятую часть глобального экономического производства, являет собой нежелательный вызов существующему мировому порядку, определяемому МВФ и Всемирным банком, а также Советом безопасности ООН, где доминируют США. Правда, как обычно, лежит где-то посередине. Пять лидеров стран блока не отличаются иконоборческим радикализмом.
Президент Бразилии Русефф была самой откровенной, настаивая на том, что развивающиеся страны должны быть защищены от цунами дешёвых денег, которые США и ЕС пустили в ход в связи с финансовым кризисом, что сделало экспорт развивающихся стран менее конкурентоспособным. «Мы будем защищать нашу производственную базу и методы развитых стран, используемые, чтобы выбраться из кризиса, которые оборачиваются каннибализацией развивающихся рынков», сказала он.
Силы, продвигающие BRICS, строят грандиозные планы. Министр торговли Индии Ананд Шарма заявил на этой неделе о том, что группа стремится не меньше чем «создать новую глобальную архитектуру». Однако обозреватели интерпретируют эти амбиции, как, по сути, антиамериканское сотрясение воздуха. Указывая на отсутствие соглашения о единой политике, они считают, что единственной объединяющей целью BRICS является желание противостоять мировому господству Вашингтона.
«Есть призывы создать постоянный секретариат и даже банк развития в целях укрепления политического влияния группировки», пишет Уолтер Лэдвиг из Королевского института объединённых служб. «Но это акцент на институциональное строительство неуместен. Фундаментальное несоответствие стран BRICS, а не их отсутствие организации, является препятствием, которое мешает им выступить в качестве значимой силы на международной арене». Лэдвиг продолжает: «Кроме проблем экономического управления, во многих ключевых областях страны блока по сути конкурируют. В рамках Азии, Индия и Россия являются потенциальными препятствиями для регионального доминирования Китая. На международном уровне, Россия, Бразилия и Индия ратуют за создание многополярной международной системы, в которой они являлись бы основными игроками, когда две последние стремятся в членство расширенного Совета безопасности ООН.
«С другой стороны, Китай желает двухполярного мира, в котором он выступал бы в качестве противовеса США». Пока что, Китай противится заявке Индии на постоянное членство в Совете Безопасности.
В совместной декларации о том, что страны нашли общий язык, которая была выпущена по окончании саммита, сильно критикуется западная экономическая политика. «Для развитых экономик критически важно принять ответственную финансовую политику, избегать создания излишней глобальной ликвидности и проводить структурные реформы для увеличения роста, который создаст рабочие места», говорится в ней. Также было достигнуто соглашение о дальнейшем продвижении планов по созданию фонда развития «Юг-Юг», который в определённый момент может начать конкурировать с Мировым банком и Азиатским банком развития.
Блок возобновил своё требование о расширении права голоса развивающихся стран в МВФ и препятствует западной политике в отношении Ирана, указывая на то, что военные действия для удержания Ирана в подозреваемой в отношении него ядерной деятельности является неприемлемым, и предполагает, что группа не будет поддерживать запрет на экспортируемую Ираном нефть.
Стремление стран BRICS изменить мир поднимает вопросы о фундаментальных ценностях, а также о геополитическом влиянии. Ключевые члены блока Китай и Россия мало привержены демократическим принципам, или не привержены им вообще, что, в частности, включает в себя свободные выборы, свободу слова и свободные СМИ. Индия также подвергается растущей критике относительно попыток заткнуть рот открытым дебатам. Отношение к основным человеческим правам, которое проявляют Китай и Россия, в частности, в отношении сирийского восстания, возможно не является парадигмой, которую развивающиеся страны с удовольствием примут.
Не являющиеся участниками блока развивающиеся страны могут задаться вопросом о том, не ознаменует ли блок появление другой эгоистической глобальной элиты, которая едва ли проявит больше внимания к их интересам, чем это делают западные элиты. Срирам Чаулия, который является аналитиком международных делах в Индии, сообщил New York Times, что маленькие и бедные страны наблюдают за тем, смогут ли пять стран блока вырасти в настоящих защитников интересов не западных стран. Развивающиеся страны желают многополярного, а не однополярного мира, будь это мир, где доминируют США, или, например, Китай», сказал он.