Блог им. ValuaVtoroy

О бедном Газпроме замолвите слово.

Думаю, что следует разместить здесь тот текст, что написал я для форума «вОкруг да ОкОлО» 19 мая сего года. Думаю я это потому, что в комментариях вот к этому топику https://smart-lab.ru/blog/473760.php#comment8528532 автор топика «Ашинский МЗ — самый дешевый металлург Руси» Вячеслав Кабаев предположил, что своей критикой Газпрома он меня каким-то образом оскорбил, написав в ответ на мой комментарий, свой, полный избитых штампов про то, что проекты Газпрома всё сплошь политические проекты, не понимая простой вещи: у глобальной компании есть глобальные цели, и достижение этих целей возможно в результате сложной игры на глобальном экономическом и политическом поле, и благодаря тактическим уступкам ради достижения стратегического выигрыша. Вот что написал я в комментариях к его топику, и что ответил он:

«Вячеслав Кабаев, вот давайте я Вам на примере вашей аналитической записки приведу пример того, как ошибочно приписывать придуманные Вами, или кем-то мысли, менеджменту той или иной компании. Вот Вы пишите, что «в планах у компании купить новый прокатный стан, который с одной стороны поможет увеличить объемы толстолистового проката, с другой стороны стоит 10 млрд руб». Так же Вы пишите, что АМЗ не платит дивиденды. При желании, если целью является не попытка объективно оценить необходимость капитальных затрат, а целью является привнесение в аналитику базара про политику с пропагандисткой целью, можно было бы сказать, что целью менеджмента является не выплата дивидендов акционерам, и повышение капитализации компании в интересах акционеров, а целью является вбухивание денег в как-то прокатный стан, и заработают на этом не акционеры АМЗ, а производители прокатного стана.
Даже если рентабельность трубопроводного бизнеса Газпрома равна нулю, это не страшно. Важно чтобы бизнес Газпрома в целом приносил прибыль, а для этого и необходимо вкладывать деньги в инфраструктуру по доставке газа потребителям. И Газпром, между прочим, платит дивиденды, а АМЗ, который ни чего в землю не закапывает, и производит нужную потребителям продукцию, дивидендов не платит. Как так?»

«ValuaVtoroy, здравствуйте! Вы, наверно, являетесь обладателем акций Газпрома? Я ни в коем случае не хотел оскорбить Ваших чувств. Да, Газпром платит дивиденды, но очень не большие и учитывая нулевой capital gain, акции Газпрома ничуть не лучше облигаций, правда с несколько большей волотильностью. Вы сами отчёт Фака читали? Газпром полон политических проектов, которые зачастую не нужны инвесторам, но нужны нашим властям. Про обвинения в коррупции я не говорю ничего, это отдельный вопрос, про который можно в отчёте было бы и не писать, но это другой вопрос. Если Вы не согласны и считаете, что турецкий поток, сев. поток и сила Сибири — это отличные проекты, буду рад услышать Ваше мнение!»

«Вячеслав Кабаев, здравствуйте. Я, действительно являюсь акционером Газпрома уже больше 10 лет, но Вы ни коим образом не оскорбили моих чувств. Более того, Вы вашим топиком внушили мне уважение к Вам. Прежде всего тем, что пытаетесь докопаться до сути вещей, пытаетесь провести анализ той или иной бумаги, и честно высказываете свою точку зрения, а я стараюсь уважительно относиться к точке зрения другого человека, если эта точка зрения не содержит в себе элементов экстремизма, фашизма и прочих измов.
Фака не читал, и не осуждаю. Фак видит положение дел таким образом. Сам я считаю, что рентабельность трубопроводов дело десятое, если они работают в составе прочих основных средств Группы, и обеспечивают Группе возможность поставлять газ конечным потребителям. Все перечисленные Вами проекты, это отличные проекты, позволяющие диверсифицировать маршруты поставок газа, и снимающие проблему доставки газа через территорию стран-транзитёров. Здесь больше экономики, чем
 политики»

А теперь обещанный мной материал с форума:

forum.roundabout.ru/viewtopic.php?f=53&p=67612&sid=8985939e3c12fb735dd160d7630f53b6#p67612

Небольшая подборка материалов на тему транзита газа через украинскую ГТС, и на тему строительства «Северного потока 2», против которого высказался Трамп, и не просто высказался, а ещё и угрожал канцлеру Германии во время её визита в США. Угрожал тем, что создаст серьёзные проблемы для экспорта немецких автомобилей в США. Это очень серьёзная угроза для Германии, для которой автомобильный рынок США является основным направлением экспорта автомобилей. 
Америка, в лице нынешней власти, неподражаема: Германии предлагают в ультимативной форме отказаться от совместного с Газпромом проекта, экономический эффект которого просчитан, ради каких-то сомнительного качества плюшек от США, которые может быть получит Германия на переговорах о Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство (ТТИП). Короче, это верх наглости, и вера в непререкаемость своего авторитета, и убеждённость в том, что все почему-то должны делать так как выгодно США, без оглядки на свои экономические интересы.
Теперь сама подборка. Вот мнение Рустама Танкаева, гендиректора компании «ИнфоТЭК-Терминал», высказанное им в далёком уже 2014 году:

https://teknoblog.ru/2014/07/08/18905
8 Июль 2014 г.
«По мнению Танкаева, уже сейчас, когда построены «Северный поток» и «Ямал – Западная Европа», газотранспортная система Украины загружена всего на две трети от возможной мощности – в настоящее время ГТС Украины уже существенно потеряла от своих первоначальных 144 миллиардов кубометров ежегодной пропускной способности в сторону Европы. По всей видимости, считает эксперт, это снижение продолжится, что явно не понравится потенциальным инвесторам, которых надеется привлечь Киев.»

С другой стороны, отмечает Танкаев, полностью отказаться от ГТС Украины Россия не сможет – даже если будет реализован российский проект «Южный поток», вокруг которого сегодня столько много жарких споров.

"«Эта часть, безусловно, не сможет полностью заменить транзит через Украину, – считает Танкаев. – Там первоначально будет поставляться, если я не ошибаюсь, примерно четверть от возможной пропускной способности, и украинское направление будет достаточно загружено и востребовано».

Однако к концу 2018 года газотранспортную систему Украины можно будет исключить практически полностью.

«И здесь, конечно, начнется борьба ГТС Украины и «Южного потока» за то, чтобы оттянуть на себя поставки газа. Но тут возникает уже проблема внутри, скажем так, газпромовская», – прогнозирует эксперт, отметив при этом, что «Южный поток» финансируется за счет кредитов, а для того, чтобы эти кредиты возвращались, система должна работать на полную мощность. По его мнению, в случае успешной реализации «Южного потока» поставки природного газа на Украину будут осуществляться только по остаточному принципу, что очень невыгодно украинской стороне, поскольку ГТС не будет работать эффективно. По заявлению специалистов «Нафтогаза» рентабельность ГТС возможна лишь при минимальной загрузке свыше 50 млрд кубометров газа ежегодно. В противном случае – убытки.»


Однако вместо того, чтобы вести с Газпромом конструктивный диалог с целью сохранения транзита газа через свою территорию хотя бы в объёме 50 млрд. кубов, Украина вела деструктивную политику по отношении к России и к Газпрому, подтверждая своими неразумными действиями свою ненадёжность и как потребителя газпромовского газа, так и транзитёра, доведя дело до Стокгольмского арбитража. В итоге Газпром понёс существенные финансовые потери в размере $2.56 млрд. по решению, вынесенному судом в пользу Украины. Мало того, нынешняя украинская власть пошла дальше, продолжая требовать изменения тарифа на прокачку газа, на что ни как не мог согласиться Газпром, строго исполняющий подписанные договорённости. Собственно это не стало каким-то откровением для России. К этому всё шло, и сейчас большинству уже понятно, что строительство обходных маршрутов поспособствует минимизации транзитных рисков, исключит риск потери репутации Газпрома, как надёжного поставщика газа, в глазах Европы.
Вот здесь немного на тему позиции Украины по вопросу пересмотра тарифа за транзит:

https://point.md/ru/novosti/v-mire/ukra… anzit-gaza

«Украина пригрозила России повысить цены на транзит газа.»

«Украина может повысить тарифы на транзит газа по своей территории уже в нынешнем году, если с Россией не будет достигнуто приемлемое соглашение о сохранении объемов транспортировки топлива после 2019 года.

Об этом заявил главный коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко, сообщает lenta.ru со ссылкой на TACC.

«Мы ведем работу по нескольким направлениям: с „Газпромом“ проводим переговоры по поводу Стокгольмского арбитража и ставим вопрос о транзите после 2020 года. Есть также активный диалог с ЕС», — сказал он.

По словам Витренко, Киев «говорит четко о том, что вынуждена повысить тариф на транзит российского газа уже сейчас, в 2018-2019 годах, если транзита не будет в 2020 году». Именно таким путем «Нафтогаз» частично сможет компенсировать потери после отказа от «обесценивания украинской газотранспортной системы», считает представитель компании.

Витренко считает, что запуск газопровода «Северный поток-2» является угрозой для Украины. «Учитывая еще и „Турецкий поток“, может быть ситуация, что транзит по нашей территории будет сведен к нулю», — констатировал Витренко.»

Фактически Украина, полагаясь на ложное представление о том, что Европа с ней (хотя из логики действий европейских компаний и властей, давших добро на строительство очередного потока, следует, что в части реализации своих экономических интересов Европа отнюдь не на стороне Украины), подняла вопрос о повышении цен за транзит, чем в очередной раз доказала (Европа не может не понимать этого), что иметь дело с нынешней Украине себе дороже. И здесь хочется обратить внимание вот на какой момент: много ругают Газпром за то, что он несёт большие капитальные расходы, тем самым уменьшая свободный денежный поток, что не способствует увеличению дивидендных выплат акционерам. Но на мой взгляд и расходы на капитальное строительство, и расходы на капитальные ремонты оправданы, так как этим самым обеспечивается непрерывная деятельность компании, и её способность более успешно конкурировать на рынках сбыта своей продукции. Чего не скажешь о ситуации с Нафтогазом:

https://vz.ru/economy/2016/9/9/831561.html

«Украинская ГТС подходит к критической степени износа.»

«Украине пришлось остановить импорт газа из Польши из-за аварии на газопроводе во Львовской области. Авария произошла спустя всего полтора месяца после планового ремонта – что стало очередным признаком того, в сколь плохом состоянии находится украинская газотранспортная система (ГТС). Участившиеся аварии украинской трубы на руку Газпрому, и особенно проекту «Северный поток – 2».»

«На участке МГП во Львовской области в пятницу рано утром произошла разгерметизация трубы диаметром 800 мм. Жертв и пострадавших нет.
В Укртрансгазе успокаивают, что не произошло ничего страшного, авария не повлияла на снабжение украинских потребителей и транзит газа в Европу. Реверс газа с польского направления может быть перенаправлен на другие газовые коридоры, если появятся заявки от трейдеров.

«По словацкому коридору и по венгерскому коридору есть свободные мощности, которые позволяют, при наличии заявки от трейдеров, перекрыть объемы поставок газа, которые временно прекращены по польскому маршруту», – заявили в пресс-службе Укртрансгаза, передает «Прайм». В компании обещают в течение трех суток ликвидировать аварию и возобновить реверс газа из Польши.

Однако сейчас Киеву важен каждый миллион кубометров газа, и любой маршрут имеет значение. Потому что нынешние темпы закачки газа в подземные хранилища худшие за последние два года, что признают сами украинские энергетики. В ПХГ закачано всего 13 млрд кубов, а украинский кабмин недавно поставил цель довести объемы до 17 млрд. Задача более чем здравая, так как с меньшими объемами в ПХГ проходить зиму слишком рискованно. Вот только ставить такую цель надо было еще весной, а не в начале сентября. Теперь Нафтогаз должен в спешке закачивать максимальные объемы, и такие аварии совсем некстати.

Но самое опасное в данной ситуации, что никто не гарантирует, что подобная или даже более масштабная авария не случится на другом участке и на другом маршруте. И еще более опасно, если это произойдет зимой.»

"«Износ газотранспортной системы Украины настолько критический, что мы имеем дело с участившимися авариями. И дальше они будут случаться все чаще и чаще. Уже давно созрела необходимость замены большей части оборудования, на что требуются средства», – говорит Иван Капитонов. Последние подсчеты, которые официально проводила Украина, датируются 2010 годом. Тогда на полноценное восстановление работоспособности ГТС требовалось 6 млрд долларов. Но, конечно, тогда средств не нашлось, и сейчас их нет тем более.

«На данный момент требуется уже порядка 9 млрд долларов, чтобы все это запустить и система начала функционировать полноценно. Это сопоставимо со стоимостью строительства «Северного потока – 2». Максимальная цена с учетом всех финансовых ресурсов – 9,8 млрд евро. Для европейских коллег перспективней и дешевле сделать новую трубу, которая позволит отказаться от издержек по транспортировке из транзитных стран, чем поддерживать устаревшую газотранспортную систему Украины», – считает собеседник газеты ВЗГЛЯД."


То есть, восточный наш сосед продемонстрировал то, до какого состояния можно довести ГТС, не делая вовремя капитальных ремонтов, разворовывая деньги, которые были отпущены на эти ремонты, если они вообще были отпущены.
Сейчас износ украинской ГТС наверное в районе 90%, и дешевле её вообще снести, и построить новую ГТС, но кто это будет делать, и на какие деньги, если обходные маршруты экономически целесообразнее. Сейчас Меркель поднимает вопрос о том, чтобы сохранить часть транзита через Украину. Это одно из условий, которое нужно соблюсти, чтобы не было проблем с реализацией проекта «Северный поток 2». Однако если аварии будут всё чаще, то скорее всего Европа сама придёт к заключению о нецелесообразности транзита даже в меньших объёмов через Украину. Да и транзит газа в объёме менее 50 млрд. кубов (а именно так и будет), приведёт к банкротству Нафтагаза. Это вопрос времени. 
В общем для Украины дело швах. Она рискует оказаться у разбитого корыта, которое сама же и разобьёт. Не знаю на что она надеялась ещё недавно, требуя от Газпрома пересмотра тарифа на прокачку, возмущаясь прочими пунктами кабального с их точки зрения договора, заключённого прежними властями Украину с Газпромом. Должно быть на то, что Трамп запретит Европе строить «Северный поток 2», и Украина сохранит возможность получать от Газпрома $2-3 млрд. ежегодно за транзит. 
Однако ни каких шансов на блокирование строительства нового газопровода у Украины нет. Германия настроена решительно:


https://www.gazeta.ru/business/2018/05/… ml?updated

«Трубопроводный газ все равно выгоднее американского»

«Немецкий министр экономики и энергетики Петер Альтмайер заявил, что даже если ФРГ откажется от «Северного потока — 2», то все равно вряд ли увеличит импорт сжиженного природного газа из США. По словам Альтмайера, Германия с пониманием относится к поискам американцами рынков сбыта, но даже если упростить схему поставок, трубопроводный газ все равно будет выгоднее для европейцев.
Даже если Германия решит отказаться от «Северного потока — 2», то импорт сжиженного природного газа (СПГ) из США не будет гарантированно увеличен, заявил глава министерства ФРГ по экономике и энергетике Петер Альтмайер.

Как сообщает ФАН со ссылкой на немецкий телеканал ARD, Альтмайер подчеркнул, что немцы с пониманием относятся к поискам Вашингтоном рынков сбыта для своих ресурсов. Однако при этом, если США ставят в приоритет свои собственные экономические интересы, добавил министр, они должны понимать, что и страны Европы будут отстаивать свою выгоду.

В настоящий момент, отметил Альтмайер, стоимость трубопроводного газа значительно ниже, чем стоимость СПГ, который США хотят доставлять в Европу морским путем.»

В общем «Северному потоку 2» быть. Вчерашняя встреча Путина с Меркель ещё раз подтвердила, новый газопровод будет построен:
http://www.mk.ru/politics/2018/05/18/na… otaet.html

«Традиционного рукопожатия и приветствия для прессы на этот раз не было. Но по благодушному виду фрау канцлера можно было сделать вывод, что в отношениях двух стран уже нет тех противоречий, которые с 2014 года мешали их сотрудничеству. Напротив, после победы Трампа у России и Германии появляется все больше поводов для сближения — это и усталость от бесконечных санкций, мешающих нормальной работе бизнеса, и взаимный интерес в строительстве „Северного потока -2“, и поддержка иранского соглашения, и намерение добиться политического урегулирования в Сирии.»

«Однако главным итогом переговоров — и это безусловный дипломатический успех фрау Меркель — можно считать согласие российского президента сохранить транзит газа через территорию Украины после запуска „Северного потока-2“. Если раньше позиция российской стороны заключалась в том, что строительство нового трубопровода навсегда избавит Европу от ненадежного партнера, то в Сочи Владимир Путин заявил о готовности сохранить определенные объемы прокачки газа через Украину, если они „окажутся обоснованными и целесообразными для участников экономической деятельности“. Такая „целесообразность“, по его словам, может быть достигнута в ходе переговоров с Украиной.»

Не думаю, что для Меркель так уж важен транзит газа через Украину в случае если прежние объёмы газа с меньшими издержками можно будет получить по новым маршрутам. Здесь скорее всего присутствует желание Меркель сохранить лицо при постепенном отходе от поддержки нынешнего украинского режима. Ни кто теперь не сможет упректнуть фрау Меркель, что она оставила Украину без транзита. Нет, она оговорила с Путиным возможность сохранения транзита, о чём и было озвучено на пресс-конференции в Бочаровом Ручье.
Но на Украине сделали соответствующие выводы, осознав, что ей кранты, и вот уже слышим мы совсем иные речи о цене за транзит, который если и сохранится в будущем, будет совсем не на тех условиях, на которых он осуществляется сейчас. Будущий договор о транзите ещё только предстоит обсудить, и у России здесь весьма сильная переговорная позиция.

https://1prime.ru/energy/20180518/828841581.html

Украина может предложить «Газпрому» скидку на транзит газа после 2020 г — Шефчович.

«МОСКВА, 18 мая /ПРАЙМ/. Украина рассматривает вариант скидки „Газпрому“ на транзит природного газа для обеспечения его транспортировки из России в Европу после 2020 года, передает агентство Рейтер со ссылкой на вице-президента Еврокомиссии по энергосоюзу Мароша Шефчовича.

»Украина заявляет, что хочет сохранить транзит российского природного газа в Европу и будет искать решения, которые гарантировали бы, что чем выше объем, тем дешевле это обойдется «Газпрому», — сказал Шефчович агентству на форуме Globsec-2018 в Братиславе. При этом объем транзита должен быть «коммерчески жизнеспособным» для Украины, добавил представитель ЕК.


Действующий контракт на транзит российского газа через Украину истекает в конце 2019 года. Ранее в пятницу президент РФ Владимир Путин в ходе пресс-конференции по итогам встречи с канцлером ФРГ Ангелой Меркель сообщил, что запуск проекта газопровода «Северный поток — 2» не предполагает прекращения транзита российского газа через Украину в ЕС, и эти поставки продолжатся при экономической целесообразности."

Думаю так: если и не договорятся Россия и Украина о заключении нового договора, Европа закроет глаза на это. Зачем им лишняя головная боль? Зачем им браться разруливать отношения между Россией и Украиной, если теперь поставки газа не будут зависеть о капризов украинского режима.
Думаю так же, что потепление отношений между Россией и Германией, могут привести если не к отмене санкций, то к некоторому их смягчению в среднесрочной перспективе, а это совсем неплохо для России."


 

 
  



★2
17 комментариев
в натуре гусары
 Германии предлагают в ультимативной форме отказаться от совместного с Газпромом проекта, экономический эффект которого просчитан, ради каких-то сомнительного качества плюшек от США

конечно просчитан, немцы на шнягу не поведутся
Кот Скрипаля, для Германии тоже риск слишком сильно зависеть от одного поставщика.
avatar
Ребята, перестаньте ссориться.
Купите лучше доллар!
Ramon Albert Rudolfovich, продай
Кот Скрипаля, sell 69 666
Ramon Albert Rudolfovich, а кто ссорится? Мы просто обмениваемся мыслями. 
avatar
 проект "Украина" Скакуасия, целиком амерское изобретение для раскачки ситуации в регионе, Европе ну никак не уперся весь это геморрой. 
А так все хорошо начиналось. Думал сейчас будет фундаментальный анализ, а  в итоге скатилось: Трамп, Меркель, Украина!!1
avatar
DarkElf96, это в некотором роде фундаментальный анализ. Целью было не озвучить значения разного рода коэффициентов, не озвучить объёмы добычи газа и нефти и т.д., целью было обозначить моё отношение к намерению Газпрома строить трубопроводы. Ведь фактически Вячеслав Кабаев в комментариях к своему топику обратился ко мне с такой просьбой: «Если Вы не согласны и считаете, что турецкий поток, сев. поток и сила Сибири — это отличные проекты, буду рад услышать Ваше мнение!». 
Ну вот, считайте, что я исполнил просьбу Вячеслава. А анализ положения Газпрома на мировом рынке энергоносителей, это ведь тоже элемент фундаментального анализа. 
avatar
если бы Газпром был адекватен, то они пошли бы по пути Новатека, сделали бы СПГ заводы и стоили бы 250-350 млрд долларов и не были бы национальным позором России.
avatar
Warren Warren, Новатэк заводы строит, т.к. его к трубе не пускает Газпром ))) 
avatar
про россети и газпром — если уж автору нравятся такие конторы, где много активов — то в РФ есть целый класс таких акций  — облгазы. Они стоят вообще около нуля, а труб и гаек там на миллиарды.
avatar
Warren Warren, автору нравятся те компании, которые отвечают критериям отбора в инвест. портфель. У автора есть в портфеле и капиталоёмкие компании, и компании из финансового сектора, которые к капиталоёмким не отнесёшь.
Более того, у меня более 50% портфеля приходится на Сбер и Мосбиржу потому как я тоже люблю когда компания, располагая меньшим капиталом, генерирует значительный денежный поток.
Газпром же мне нравится за консервативную финансовую политику, и устойчивость к кризисным явлениям. За понятную долгосрочную стратегию на энергетическом рынке.
avatar
Южное Бутово, Новатэк компания более менее частная, с нормальным эффективным менеджементом,  что нельзя сказать о Газпроме
avatar

теги блога ValuaVtoroy

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн