График из полугодового отчета ФРС о монетарной политике
goo.gl/uj35AC, хорошо объясняет причины необычного укрепления рубля с начала текущего года. Это произошло несмотря на обвалившиеся на 20% нефтяные котировки, цикл повышения ставок ФРС, а также неблагоприятные для рисковых активов геополитические факторы.
Последние пару лет отмечался активный и относительно стабильный приток капитала на развивающиеся рынки. Разница между доходностью облигаций развивающихся стран и США (рассчитываемый инвестиционным банком JP Morgan индекс EMBI+) снизилась до минимумов конца 2014 года. На первый взгляд не очевидно, но этому процессу в основном способствовало упомянутое повышение ставок ФРС.
Логика здесь следующая: поскольку участники рынка ждут аналогичных действий от американского регулятора и в будущем — они не спешат приобретать американские облигации сейчас, а то и вовсе продают их. Тем более, плановое повышение ставок ФРС с нынешних 1,25% годовых до 3% годовых к 2019 году — сулит дальнейший значительный рост доходностей. В свою очередь, особенность рынка облигаций такова, что, по закону спроса и предложения, повышение доходности к погашению вслед за ставкой ФРС неизбежно ведет к снижению рыночной цены бондов. Вероятно, мало кто из инвесторов готов нести убытки, пусть и временные — до погашения этих самых облигаций. К слову, некоторое время назад тенденция обратная вышеописанной стимулировала инвесторов покупать облигации стран Европы с нулевой и даже отрицательной (!) доходностью – пока росла их рыночная цена.
Как бы то ни было, для активов развивающихся стран в целом и рублевых – в частности, все это является несомненно позитивным фактором. В частности, несмотря на волатильность рынка нефти и геополитику, приток капитала в российскую экономику, очевидно, может носить продолжительный характер и растянуться на несколько лет вплоть до 2019 года. Тем более – на фоне наметившегося за последнее время улучшения макроэкономической конъюнктуры.
Парадокс в том, что это во многом соответствует действительности.