Конституционный референдум, проведенный в Италии 4 декабря, не увенчался успехом для Матео Ренци, который выступал за принятие конституционной реформы. На референдуме граждане должны были решить судьбу законопроекта по изменению конституции Италии, который бы реструктуризировал политическую систему страны. Данная инициатива была вынесена премьер- министром страны Матео Ренци, который после оглашения результатов референдума ушел в отставку. Основной целью реформы было сокращение количества кресел в итальянском парламенте, внесение изменений в порядок его формирования, уменьшение функции и полномочий региональных парламентов, а также снижение финансирования законодательных органов. Наиболее вероятной причиной непринятия итальянцами инициативы Матео Ренци на референдуме стало то, что многие граждане увидели в данной реформе желание премьер-министра расширить свои полномочия и ограничить влияние демократической власти. Доля голосов граждан, выступивших против данной инициативы, составила 60%, в то время как за принятие законопроекта выступило 40% респондентов. Также в пользу принятия отрицательного решения по законопроекту могла сыграть непопулярная политика правительства Матео Ренци. И так затруднительное экономическое положение Италии было усугублено решением впустить в страну тысячи мигрантов, а слабость правительства в вопросе прекращения санкций против России отрицательно сказывается на итальянском бизнесе. Нежелание итальянцев принимать данную реформу было настолько высоко, что они вынесли негативное решение несмотря на огромные риски для банковского сектора Италии в случае отрицательного исхода референдума.
Одной из ключевых повесток правительства Матео Ренци было поддержание финансового сектора Италии. Крупнейшие банки Италии находятся в затруднительном положении в связи с большим объемом выданных «плохих» кредитов, которые по приблизительным оценкам составляют около 360 млрд. евро. или 18% от выданных итальянскими банками кредитов. В связи с новой реформой ЕС реструктуризация банков будет производиться за счет трансфера убытков по плохим долгам на владельцев акций и облигаций банков. В Италии данный вопрос является наиболее острым в связи с тем, что миллионы частных инвесторов являются держателями банковских облигаций. Большая часть из реструктуризации долга итальянского банковского сектора будет производиться за счет вкладчиков и пенсионеров. Данная мера может привести к социальному и политическому кризису в стране. Матео Ренци думал, что это будет его основным аргументом в пользу реформ. Итальянцы предпочли иметь более демократическую политическую систему и подвергнуть риску свою банковскую систему. Также стоит отметить, что национальный долг Италии составляет 2,3 трлн. евро. или 144% от ВВП страны. Существенная часть долговых банковских облигаций может находиться на балансах у других европейских банков. При процедуре bail-in банки-держатели облигаций, выпущенных итальянскими банками, могут понести потери, что также негативно отразится на стабильности и так неустойчивой банковской системы еврозоны. В зоне риска окажутся банки стран с наиболее проблемными экономиками таких как Греция, Испания, Ирландия и Португалия. Итальянские банки не могут списать проблемные кредиты, так как их капитала не хватит, для того чтобы их абсорбировать. Фактически это означает банкротство крупнейших банков Италии. Высокая степень интеграции всех глобальных финансовых институтов создает риски для стабильности не только европейских финансовых институтов. После отставки Ренци к власти в Италии могут прийти Евроскептики. В таком случае поддержка итальянских банков за счет Евросоюза вряд ли произойдет, что повлечет за собой либо социальный кризис, либо крах крупнейших банков Италии.
Уход с поста Матео Ренци носит негативный подтекст для стабильности в еврозоне, так как это дает возможность оппозиционным партиям, выступающим за выход Италии из Евросоюза, прийти к власти. Недовольство вокруг политики Евросоюза растет среди граждан Италии в связи с наплывом мигрантов из Африки, а также застоем в экономике, который усугубляют принятые против России санкции. Такой расклад сил не выгоден для сторонников евроинтеграции и ставит под удар стабильность европейской валюты и целостность Евросоюза. В других странах-членах среди населения также назревает скепсис в отношении рациональности нахождения в Евросоюзе. Динамика курса евро к основным мировым валютам также отражает опасения рынка по поводу долгосрочной целостности Евросоюза. Существует высокая вероятность того, что в 2017 году под давлением негативного новостного фона курс евро продолжит снижение и достигнет паритета к доллару США. Наихудшим сценарием как для итальянцев, так и для международных инвесторов может стать крах итальянской банковской системы. Вероятнее всего это повлечет за собой кризис европейской банковской системы и обвал на глобальных фондовых рынках.
Марк Доникян
Младший аналитик QBF
Нам бы референдумы взять и запретить!
Пара пара пара, пара пара рарарарарара, о ееее!