Блог им. SimplePerson

Экономика.Почему мы имеем низкие процентные ставки.Часть 1.

Экономика.Почему мы имеем низкие процентные ставки.Часть 1.Экономика.Почему мы имеем низкие процентные ставки.Часть 1.
Автор: Бен Бернанке перевод мой)

Бен Бернанке является почетным членом в резиденции Программы экономических исследований в Институте Брукингса. С февраля 2006 по январь 2014 года, он был председателем Совета управляющих Федеральной резервной системы. Доктор Бернанке также служил в качестве председателя Комитета по открытым рынкам, главного органа денежно-кредитной формирования политики Системы.

Процентные ставки во всем мире, как краткосрочные, так и долгосрочные, в настоящее время находятся на очень низком уровне. Правительство США может производить заимствования на срок в десять лет в под ставку приблизительно равную примерно 1,9% годовых, а на срок равный тридцати годам, примерно под 2,5%. Процентные ставки в других промышленно развитых странах еще меньше: например, доходность десяти летних государственных облигаций Германии сейчас находится на значении приблизительно равному 0,2% годовых, долговые бумаги Японии котируются приблизительно на уровне 0,3% годовых и 1,6% годовых доходности имеют облигации Соединенного Королевства. В Швейцарии, доходность десятилетних облигаций в настоящее время является немного отрицательной, это означает, что кредиторы должны заплатить швейцарскому правительству за возможность разместить свои капиталы! Процентные ставки, выплачиваемые предприятиями и домашними хозяйствами по их облигациям относительно выше, в первую очередь из¬-за кредитного риска присущего их долговым инструментам, но и они все еще очень низки относительно своих исторических значений. Низкие процентные ставки не являются краткосрочным явлением, они являются частью долгосрочной тенденции. 
Как показывает рисунок ниже, доходность по 10-ти летним государственным облигациям в США была относительно низкой в 1960, но в 1981 году выросла до своего пикового значения выше 15 процентов, и снижается до сих пор. Модель отображенная на рисунке отчасти объясняется взлет и падение инфляции. При прочих равных условиях инвесторы требуют более высокие ставки доходности в периоды, когда инфляция высока, чтобы компенсировать за ее счет снижение покупательной способности доллара. Но доходность по защищенным от инфляции облигациям также находится на очень низких уровнях; реальные ставки или ставки с поправкой на инфляцию по 5-ти летним долговым обязательствам правительства США в настоящее время колеблется около значения равного минус 0,1 %.

Почему процентные ставки находятся на столь низком уровне? Останутся ли они на таком уровне в будущем? Каковы последствия для экономики низких процентных ставок? Если бы вы спросили человека на улице, «Почему процентные ставки находятся на столь низком уровне?», Он или она, скорее всего, ответит, что ФРС держит их на низком уровне. Это верно но только в очень узком смысле. ФРС конечно, устанавливает эталонную номинальную краткосрочную процентную ставку. Политика Федерального правительства — также основной детерминант инфляции и инфляционных ожиданий в долгосрочной перспективе, и тенденции инфляции затрагивают процентные ставки, как показано на рисунке выше. Но для реальной экономики самой главной является реальная ставка, или ставка с поправкой на инфляцию, (или номинальная процентная ставка минус инфляция). Реальная процентная ставка является наиболее значимой при принятии инвестиционных решений. Способность ФРС влиять на реальные ставки доходности, особенно долгосрочные, является временной и ограниченной. Кроме короткого промежутка времени, реальные процентные ставки определены широким диапазоном экономических факторов, включая перспективы экономического роста .
Пониманию, почему это так, помогает введение понятия равновесной реальной процентной ставки (иногда называемую процентной ставкой Wicksellian понятие введенное в конце 19-го и начале 20-го века шведским экономистом Knut Wicksell). Равновесная процентная ставка — реальная процентная ставка, совместимая с полной занятостью труда и капитальных ресурсов, возможна после некоторого периода адаптации. Многие факторы влияют на равновесный курс, который может и должен меняться со временем. В быстро растущей, динамичной экономике, мы ожидаем, что равновесная процентная ставка будет высокой, при прочих равных, что отражает высоко перспективный возврата капитальных вложений. В медленно растущей или экономике которая прибывает в рецессии, реальная равновесная ставка, вероятно, будет низкой, так как инвестиционные возможности ограничены и являются относительно нерентабельными. Государственные расходы и налоговая политика также влияет на равновесную процентную ставку. Большие дефициты имеют тенденцию к увеличению равновесного реального курса (опять же, при прочих равных), потому что государственные заимствования уводят сбережения от частных инвестиций.
Если ФРС хочет видеть полную занятость капитала и трудовых ресурсов, то его задача сводится к использованию своего влияния на рынке процентных ставок, чтобы подтолкнуть уровни процентных ставок к уровням которые наиболее соответствуют равновесному курсу, или к тем которые наиболее¬ реалистично отражают его оценку равновесного курса. Если бы ФРС попыталась сохранить рыночные ставки слишком высокими, по сравнению с равновесным курсом, экономика замедлилась бы (и возможно впала в рецесию), потому что капитальные вложения (и другие долгоживущие закупки, такие как потребительские товары длительного пользования) становятся не привлекательными, в момент когда стоимость заимствования установленная ФРС превышает потенциальную отдачу от этих инвестиций. Аналогичным образом, если бы ФРС подтолкнут рыночные ставки слишком низко, ниже уровней, соответствующих равновесным, экономика в конечном счете перегреться, что приведет к инфляции¬, а также неустойчивой и нежелательной ситуации. Суть в том, что состояние экономики, а не ФРС, в конечном счете, определяет реальную норму доходности которая достижима для вкладчиков и инвесторов. ФРС влияет на рыночные курсы, но не ограничивает их и если она ищет здоровую экономику, то она должна попытаться подтолкнуть рыночные ставки в сторону уровней в соответствующим равновесным.
Это звучит очень по книжны, но неспособность понять это запутало многих и привело к критике политики ФРС. Когда я был председателем, законодатели обвинили меня и моих коллег по “Федеральной комиссии ФРС по открытым рынкам ", в “бросании пожилых под автобус" (используя слова одного сенатора), при сохранении низких процентных ставок. Законодатели были обеспокоены участью пенсионеров, живущих на свои сбережения и возможностью получения ими очень низкой ставки доходности по их накоплениям. Я был обеспокоен тем же. Но если целью пенсионеров было получение устойчиво высоких реальных доходов, то преждевременное повышение процентных ставок ФРС точно бы не помогло в решении этой проблемы. В слабой ( но восстанавливающейся ) экономике в последние несколько лет, все указывает на то, что равновесная реальная процентная ставка была исключительно низкой, возможно и отрицательной. Преждевременное повышение процентных ставок, скорее всего привело бы через короткое время к замедлению экономического роста и, следовательно, более низким доходам на капитальные вложения. Замедление экономики, в свою очередь заставило бы ФРС капитулировать и снизить рыночные процентные ставки снова. Это предположение вряд ли являлось гипотетическим сценарием. В последние годы, несколько крупных центральных банков преждевременно подняли процентные ставки, но после ухудшения экономики и нового витка торможения вынуждены были снова снизить их. В конечном счете, лучший способ улучшить ситуацию это делать то, что ФРС делало на самом деле: держать ставки на низком уровне (ближе к низкому темпу равновесия), такому что бы экономика могла восстанавливаться и быстрее достичь точки в которой сможет воспроизводить здоровую доходность инвестиций. 
Так же часто слышалось от критиков, что ФРС так или иначе искажают финансовые рынки и инвестиционные решения, сохраняя процентные ставки «на искусственно низком уровне.» Вопреки тому, что иногда кажется, ФРС не может каким¬ то образом установить процентные ставки, которые будут просто определены “рынком”. Действия ФРС определяют доступность денег и таким образом краткосрочные процентные ставки. Лучшая стратегия для ФРС в моем понимании состоит в том, чтобы установить ставки на уровне, непротиворечивом нормальной работе экономики в среднесрочной перспективе, то есть низком, на сегодняшний день. И в этом абсолютно нет ничего искусственного!.. Конечно, законно спорить о том, где находится равновесная ставка в данный период времени, дебаты, в которых участвуют федеральные влиятельные политики на их каждой встрече. Но это, на мой взгляд, не может быть источником критики. Состояние экономики, а не желание ФРС, является конечным определяющим фактором устойчивого уровня реальных доходов. Это помогает объяснить, почему реальные процентные ставки низки в промышленно развитых странах, а не только в Соединенных Штатах. Какие особенности экономического ландшафта являются главными источниками сегодняшних низких реальных процентных ставок? Я займусь этой проблемой, в следующих частях данной статьи.

Источник:
http://www.brookings.edu/…/…/03/30-why-interest-rates-so-low

★7
1 комментарий
Видимо, Россию они к миру не причисляют…
avatar

теги блога Simple Person

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн