Блог им. vavan

Недвижимость в России не будет падать

    • 20 января 2015, 10:40
    • |
    • vavan
  • Еще
Все чаще и чаще появляются сообщения про неминуемое падение цен на недвижимость.Что в жилой что в коммерческой что на рынке аренды.Недостаток все теоретиков в том что три абсолютно разных рынка валят в одну кучу.Все три рынка в кризис ведую себя по разному.Ссылки на поведение в кризис 2008 и тем более 1998 могут быть Но весьма ограничены Так как принципиально меняются вводные данные Как то уровень цен и уровень предложения.В разных странах на падение цен на недвижимость оказывали рызные факторы присущие конкретному рынку.В России этот фактор административный.И только он прямо завтра может обвалить цены на недвигу по всей России.

Коммерческая недвижимость на первом  месте.Так как очевидно что при сжатии экономики рынок ориентированный на эту самую экономику следует близкими тенденциям.На коммерческом фронте как нигде в недвижимости предложение соответствует спросу а местами и значительно превосходит спрос.Ожидание в тучные годы нефтяных сверхдоходов привели к перекосу.Строили ожидая продолжение нефтяного дождя.И как только дождь ослаб перекос стал более чем заметен.Кризис заставляет ужимать расходы.Рынок коммерческой аренды первый где легко и быстро урезать расходы.
2 Рынок жилой недвижимости надо разделять на два направления.Городская и загородная недвижимость.Два абсолютно разных рынках где на ценообразование влияют различные факторы.
Городская недвижимость в виду повышенного спроса из за низкого обеспечения россиян квадратными метрами и более жесткого административного влияния наименее всего подвержена  падению цен.В каждом регионе страны города застраиваются ограниченным количеством девелоперов.Получить разрешение на строительство для стороннего застройщика нереально.То есть на уровне города изначально происходит первый ценовой уровень стоимости квадратного метра.Который и определяет уровень рентабельности застройщика.Город в соавторстве с застройщиком определяет и дальнейшее поведение цены на строительном рынке.В львиной доле ценообразования на рынке городской недвижимости нет рыночного ценообразования.Поэтому из года в год на протяжении десятилетий интернет пестрит сообщениями пузыря на рынке недвижимости а цена все растет и растет.
В отличии от городской загородная недвижимость в виду некоторых принципиальных отличий имеет гораздо меньшее административное влияние И вследствие этого гораздо большее  влияние рыночных факторов.Здесь законы рынка как спрос и предложение являются в приоритете.
Рынок аренды на 100 процентов определяется спросом и предложением.Бабушка сдающая лишнюю квартиру или молодой оболтус получивший ее в наследство очень далеки от теории сколько процентов дохода он должен получить от стоимости квартиры.А именно такие арендаторы создают основной рынок аренды.В любой риэлторской конторе подтвердят что ни инвест ни ипотечники не составляют основу арендаторов.

Исходя из уроков 2008 года у кого есть кэш на руках имеет смысл ловить неплохие предложения на рынке загородной недвижимости.Искать вторичку где продавец за нал на руки готов дать реальный дисконт здесь и сейчас.Мониторить рынок девелоперов у которых возникают текущие проблемы с банками.Кризис хорош только для тех у  кого деньги на руках и кто готов ежедневно мониторить рынок.
Это как на рынке в кризис ждать сладких цен в надежде что одна сделка сделает миллионером.Но в итоге купить по текущей рыночной возросшей цене.
★2
65 комментариев
меня тоже удивляют нищеброды которые надеются на снижение цен на рынке жилой недвижимости. Про коммерческую не уверен, а вот жилье не подешевеет совершенно точно.
avatar
ICEDONE, после кризиса 1998 года минимальные цены на недвижимость были в 2000 году. После кризиса 2008 года минимальные цены были в 2009-10 годах. Всё зависит от продолжительности кризиса. В 2008 году он был короткий. А сейчас, похоже, будет более длиным. Долларовые цены на недвижимость будут падать. Т.о. выгодней держать деньги в валюте и ждать дальнейшего падения рубля и, соответственно, падения долларовых цен.
avatar
ICEDONE, иди читай ван тарпа… про дефляционно-инфляционные игры… недвига при инфляции будет стоять на месте ибо ипотечников не будет желания впрягатья под большой % на 30-40лет, т.е на недвигу не будет спроса… ван тарп четко пишет и объясняет в какой актив в каждый период экономического цикла надо вкладывать… кроме того момент покупки недвиги можно будет легко разглядеть — ипотека станет дешевле аренды, тогда и надо недвигу покупать… в мскве такой момент был в 2004-2005гг
avatar
ves2010, Можете обьяснить почему в кризис 2008 года рынки недвижимости в мире сложились значительно больше чем в России.Может потому что факторы присущие западу в России менее актуальны.
avatar
vavan,
1 терли об этом уже… smart-lab.ru/blog/228731.php
это был кризис в сша и нас он почти не коснулся… была кратковременноая просадка… кстати мало кто помнит, но московская недвижка обвалилась вдвое в рублях в кризис 2008… так например новостройки в марфино — это возле вднх большие метражи трешек шли по 75000руб за квадрат… если учесть что бакс был 37, то это меньше 2000баксов за квадрат… но это было очень кратковременное падение и ограниченное предложение где то недели 2-3 можно было успеть… потом государство поддержало застройщиков объявив им что выкупит всю недвигу в москве по 80к метр и в подмосковье по 60к для мчс и минобороны и чиновников… и падеж цен прекратился и паник села не случилось
avatar
а теперь посмотрите на ситуацию с точки зрения застройщика!
«Бабки» в «бетоне». % по кредитам тянут. спрос упал.
приходится «резать лося» и продавать с дисконтом, чтоб хоть как-то выплыть.
avatar
Алексей Аксёнкин, всё правильно. Они не могут не продавать. У них кредиты, люди, зарплата, техника и т.д. В прошлые кризисы сбрасывали по тем ценам, за которые покупают.
avatar
Алексей Аксёнкин,
застройщиков тоже предыдущие кризисы много чему научили, кредиты не берут продают котлован 60-70% тоесть застройщика кредитуют будущие жильцы, а 30% дома застройщик продает когда дом готов, а цена на эти квартиры уже выше уровня котлована на 25-30%.

avatar
Борищенко, Вот это и есть основа бизнеса девелоперов в городах.Никто не будет начинать строительство пока не появятся спонсоры строительства.Прибыль из проекта должна быть получена по максимуму потому что конкуренция на строительном рынке на минимуме.
avatar
застройщиков тоже предыдущие кризисы много чему научили...
-----------------------------------
Борищенко, я вяс умоляю...))) не смешите )))
avatar
Алексей Аксёнкин,

ты застройщик? уверен нет!!!

вот тогда не тренди, умоляет он.
Ты можешь байками себя тешить сколько хочешь, а строительный бизнес, как и любой бизнес делает выводы исходя из опыта предыдущих лет, это аксиома.Никто сам себя похоронить не хочет, а все хотят много зарабатывать и развиваться.
Я не говорю что просадки по недвижке не будет, но такой закредитованности застройщиков какая была в 2008 сейчас нет.
avatar
Борищенко, удивляюсь на вас всё больше и больше… )))(вопросы незнакомым людям не следует задавать в таком тоне)
ресурс как-то к общенеию не располагает.
avatar
Алексей Аксёнкин,

Мог бы по недвижке «накатать простыню» — я вяс умоляю...))) не смешите )))
avatar
Борищенко, у небольших застройщиков уже в августе-сентябре начинали трудности появляться. может не у всех, но тех кого знаю, лично, те уже репу почесывать начинали
avatar
Olleg,
кредит если и был то рублевый, а в декабре даже неликвиды квартир сметали, при панике.
Так что отдадут не парясь, У кого был. Сейчас строят в основном повторяю, на деньги жильцов будущих.
avatar
Борищенко, они с коммерческой завязались, а жилую скидывали, что бы там перекрыть.
avatar
Olleg,


коммерческая недвижимость это совсем другой сегмент рынка девелоперов, тут может быть полая опа
avatar
Борищенко, эт да.
avatar
Борищенко, lenta.ru/news/2015/01/20/partnership/

я хохотал )))
avatar
Olleg,
он конечно жжет, но глаголит верно)))
есть анекдот на эту тему старый

Встречаются два старых знакомых. Один-другому:
-Должен тебе признаться — я гей.
-Да ты что! И ты такой же знаменитый как Боря Моисеев?
-Нет.
-Может ты такой же талантливый как Джордж Майкл?
-Нет.
-Может ты такой же богатый как Элтон Джон?
-Нет.
-Так какой же ты гей, ты — пидор.
avatar
Борищенко, ха-ха!!!
avatar
Алексей Аксёнкин, А много ли давали скидки застройщики-банкроты перед своим падением.Что то я такого и не припомню.Казалось бы скинь 50% и живи себе дальше на рынке.Закон рынка то именно такое поведение и диктует.Но по факту мы видим что актив уходит в другие руки и рынок получает вместо скидки более сильного игрока.Который в скидках не сильно заинтересован.А все потому что рыночные факторы не первостепенны.
avatar
Алексей Аксёнкин, так это с подачи самого застройщика такие тексты про рост цен до небес ))
avatar
От застройщика сильно зависит. Если закредитован, то может хорошую скидку сделать.
Японский городовой, вы знаете незакредитованных застройщиков? На свои строят?
avatar
pramen, у себя в городе знаю.
Брал в конце лета сделали хорошую скидку, а сейчас нереально, потому что вкладывают, кто бакс не купил. +40% с того времени в рублях цена выросла.
Японский городовой, вы посчитайте сколько в долларах вы заплатили летом и сколько в долларах она стоит сейчас.
avatar
В долларах цена даже не догнала 2008 год.
Ну-ну… с точки зрения вложений — хоронить бабло в бетоне — это полный бред.
Депозит под 20% годовых удвоит сумму вложений за 5 лет. Вырастет ли недвига за 5 лет на 100% — однозначно нет.

Платежеспособный спрос покупателей резко сжимается, поэтому тезис о том, что «строить перестанут, тогда подорожает» несостоятелен.

Покупать загородную недвижимость с целью перепродажи? Очень спорная идея.

avatar
DM88, очень точное замечание.
avatar
pramen, Психология инвестора в недвижимость в корне отлична от инвестора в депозит.Это как мужчина и женщина.Разговор об одном но мысли в голове абсолютно разные.
avatar
vavan, все по свойму правы. Я, например, предпочитаю не держать яйца в одной корзине. Купил доллары, дом, магазин, евробонды, Si, МТС.
avatar
DM88,
Ну-ну… с точки зрения вложений, не имея денег и дать совет

«Депозит под 20% годовых удвоит сумму вложений за 5 лет. Вырастет ли недвига за 5 лет на 100% — однозначно нет.»

во первых 20 % всего месяц как дают, во вторых у нас не швейцария где тишь и гладь.
Через пять лет купить на депозит, 2 кг сухой колбасы вполне реальная инвестиция.
Все что забыли как даже в спокойное время в центре Белгорода вооруженный мужчина захватил здание банка «Западный», в котором у него были крупные вложения. Ранее Центробанк объявил об отзыве лицензии у банка. Мужчина потребовал от кредитной организации вернуть ему 20 млн руб. и взял в заложники несколько человек.
Хотите ходить с сайгой за своими деньгами в банк, кладите на депозит)))
Только мужику даже с сайгой денег не вернули, а дали трёшник сроку.

У меня дед на книжке имел 45 т. руб в 91 году, огромные деньги при средней зарплате 160 руб за мес. в стране, получил потом на новые в начале 2000 примерно 14 тыс.И говорил потом, чего я три трехи кооперативные не купил!
кстати эти 14 тыс он отдал гастарбайтерам за работу при строительстве гаража на даче при этом гараж был не капитальный, из досок обитый жестью, а материалы уже на свои платил, хорошо хоть на это ему хватило)))



Полный бред с точки зрения вложения в депозит в России к сожалению, особенно на пять лет, максимум 3 месяца можно, и тот не во все банки.



отсюда вывод купить недвижку, на остаток валюта
avatar
Борищенко, Вот по жизни так и получается Пока нет денег готов вкладывать во что угодно.Как только появляется сумма которую хватает на недвижимость варианты кроме недвижки как то сами собой из головы уходят))))
avatar
vavan,
и я про тоже, хорошо когда нет денег давать совету куда их вложить, только те кто попали в 90 со вкладами они пять квартир купят, а некогда деньги в банк уже не понесут.
у нас в стране кризис за кризисом, недвижка в да в кризис падает но некогда купленный актив недвижка не будет стоить ноль, квартира это не бумага.У кого деньги есть прекрасно это понимают.
avatar
Борищенко, Вот вот только и ждут падения цены чтобы тут же купить.Но мы сожмем булки покрепче и не продадим им ни см жилплощади по заниженной цене)))).Пусть покупают дорого)))))
А если серьезно то конечно грустно что пока коррупционная власть у руля не будет в России доступного дешевого жилья.Жаль что мало кто это понимает оперируя тем как ведет себя недвижка на западе в период кризиса.
avatar
vavan, разумно поддерживаю! выбирайте не торопясь чтобы была хорошая транспортная доступность.
avatar
Борищенко, наплели всё в кучу… и мухи, и котлеты

по сути Вы не правы:
* покупка недвижимости НЕ гарантирует какого-либо пассивного дохода;
* также нет гарантий возвратности тела вложений, т.к. никто не может гарантировать цену на товар в неопределенном будущем;
* владение недвижимостью связано с постоянными затратами — это налоги, квартплата, ремонт.

Банковский депозит имеет срочность, гарантированную возвратность и определенную доходность. Более того, возвратность вклада также гарантирована государством через систему страхования вкладов.

Не нужно переходить на частности — если некто положил 20 мио в помойку под названием банк «западный» — это его риск. Сравнение с дедом тоже некорректно. Давайте тогда также вспомним владельцев российской недвижимости начала 1917 года и судьбу их собственности.

Поэтому следует разделять желания:
1) хочешь пассивный и гарантированный доход — неси деньги на депозит;
2) хочешь иметь бизнес рантье со всеми вытекающими отсюда рисками — покупай недвигу.
avatar
DM88, Ну вот в принципе в конце поста Вы сами и ответили Что как было в России два типа инвестиции так и будет.Депозит и недвижимость.А где есть инвестор там и есть рост.
avatar
vavan, не совсем:
депозит — это способ сбережения (где рисков нет).
Недвижимость — это способ инвестирования (где риски есть).

Я не рассматриваю недвижимость как способ сбережения.
Более того, истерию последних месяцев со срочным вложением денег в объекты недвижимости я рассматриваю скорее как принудительную стимуляцию затухающего спроса, чем выгодную тенденцию.
avatar
DM88, для 70% покупателей недвиги это банальщина жить не в скотских условиях.Не понимаю почему так тяжело это понять.Достаточно поговорить с риэлторами они быстро нарисуют портрет реальных покупателей.99% населения при слове инвестиция говорит что задолбали вы со своим форексом.Ну безграмотно у нас население экономически.
avatar
vavan, если вы давно в теме, то сами знаете, как разгонялась стоимость квадратного метра еще при Лужкове, и что вся система построена на то, чтобы по максимуму впарить конечному покупателю этот метр.
Но разговор о том, что есть у рынка некая точка предельного роста. Рынок не может расти только за счет расширения спроса (инвестиционного, ипотечного, девальвационного, другого). Лично я наблюдаю, что возможность покупать стремительно падает. Это же мне говорят и люди, имеющие и банковский, и реальный бизнес. Зато можно видеть желание продавать, в первую очередь второе/третье жилье — достаточно посмотреть объявления на загородку -«продаю, ниже себестоимости, строил для себя» — по ценам ниже аналогичной первички. А аналогичная первичка, в отличии от квартир, осталась на уровнях сентября.

Заметьте, я не говорю «всё упадёт» или «всё вырастет», я также не обсуждаю рентный бизнес. Я констатирую снижение спроса и рост предложения.
avatar
DM88,



где не я прав и кто наплел в кучу?
я то тоже самое могу сказать, все с мухами написано у вас.
я не прав, что глупость считать 20% по пять лет, когда эти проценты дают мутные банки и то начали давать всего месяц назад.
я не прав, что в кризисные времена, гипер инфляция пожирает вклады.


теперь о ваших мухах в котлетах
* покупка недвижимости НЕ гарантирует какого-либо пассивного дохода; (речь не идет о покупке неликвида, лишь бы купить нах кому не надо, мы говорим о инвестиции, так что глупость гарантирует, если не покупать квартиру в хуевокукуево)



* также нет гарантий возвратности тела вложений, т.к. никто не может гарантировать цену на товар в неопределенном будущем;( да не гарантирует, через год-два просадка возможна, но и кв. не будет стоить ноль, как я сказал в случае депозита если вкладу кердык, а со временем просадка будет нивелироваться и аренда будет приносить прибыль, квартира полюбасу выйдет в плюс )



бла бла бла… мне тут не надо писать, их сто раз тут писали)))

я реально написал на живых примерах что и почему.

Хотите есть котлеты, вместо мух — лучше купить квартиру, избегая всяких часностей !

как раз некорректно писать про недвигу 1917 году, а что было с вкладами тогда уж тоже напишите, в 1917 году так что стало с вкладами?, кстати в Прибалтике недвижимость потомкам владельцев, возвращали в начале 20 века в отличии вкладов сделанных тогда же)))))))



а когда почитал «Банковский депозит имеет срочность, гарантированную возвратность и определенную доходность. Более того, возвратность вклада также гарантирована государством через систему страхования вкладов» улыбнуло))

Зачем он блаженный пошел в банк с сайгой, ведь всё получил бы по страховке.

Мне все понятно лично у вас денег крупных нет, иначе такую бы хрень не писали .

А будут когда, флаг в руки — рассматривайте депозит как способ сбережения (где рисков нет).

))))))

хорошо бы увидеть мимику вашего лица, в очереди у банка когда в случае коллапса система страхования вкладов рухнет. Не секрет что страховки на всех вкладчиков не хватит даже если всем давать по 700 т. А в сбербанке как я понял вы хранить не хотите, там не дают 20 %)))))
avatar
DM88, Даже депозит в 15% даст удвоение. Но нет гарантии, что такие депозиты будут 5 лет!
avatar
задрали уже с этой недвигой
подождите полгода хотя бы, потом выводы делайте
avatar
VpnS, Интерес к недвижимости будет до тех пор пока львиная доля россиян будет мечтать жить в отдельном просторном доме.Можно закрыть глаза и не замечать рыночных ожиданий и надеяться на сладкие цены А можно пытаться извлечь выгоду на строительном рынке здесь и сейчас.
avatar
vavan, какая выгода, о чем вы? Недвига последние 5 лет хотя бы инфляцию обогнала?
avatar
Gypsy, Моя выгода это 10 лет беззаботной жизни получения дохода от актива который вырос кратно.Сплю спокойно.Веду бизнес который пошлю скоро к чертям и куплю еще пару квартир.Ни налоговых ни пожарников ни кидания контрагентов.Наличка на руки.Только человек познавший бизнес поймет какие выгоды от владения недвижимостью.
avatar
vavan, Да это понятно все. Но лично я привык деньги делать, а не сидеть в бетоне. Который при случае хрен скинешь быстро.
avatar
Gypsy, А я предпочитаю разделать доходы по рискам.Бизнес доходнее но риски больше Недвига спокойнее но менее дохода.За то я знаю что при потере доходности бизнеса буду спать крепко.Вот за это и ценятся инвестиции в недвижимость в России.
avatar
vavan, Я и смотрю как она ценится. Ценник в два раза упал, а что-то очередей из иностранцев за квартирами нет. Раньше все шутили, что продав «обосцаную хрущевку в мск, можно купить домик у моря в Европе». Так вот шутки кончились, и все встает на свои места.
avatar
Gypsy, Вы банально забываете что расходы у нас в рублях.И падение цены актива в иностранной валюте не худший вариант.Так как по прежнему приносит доход.Вот кто то потерял бизнес.Кто то банально потерял доход номинированный в баксах а владельцы недвижки по прежнему аккумулируют доход от сдачи.Поэтому и ценится недвижка что в условиях кризиса потери в недвижке будут меньше и риски потерь несоизмеримы с другими инвестициями.Как то акции депозиты валюты.
Про очереди на квартиры была инфа что львиная доля спроса в декабре в некоторых регионах была обеспечена иностранцами.
avatar
vavan, Доход от недвиги тупо в два раза меньше инфляции. То есть вы даже теряете деньги! Депозиты в этом плане выгоднее. Разместить сумму в разных крупнейших банках со страховкой АСВ под 20% годовых.
avatar
Gypsy, Почему Вы оцениваете вчерашние инвестиции через призму сегодняшних реалий.Инфляция в прошлом году была иная Депозиту в 20% меньше месяца.Составят ли такие депозиты сегодняшнему инвестору в недвигу мы видели в декабре.Рост был и на рынке депозитов и на рынке недвижимости.Для большинства инвестиция в недвижимость это не цель извлечения дохода и банальное сохранение того что есть.
avatar
Gypsy, Да и правило трейдера что убыток возникает только при продаже актива надо не забывать.Все остальное промежуточный результат.На дистанции существования России сложно назвать идиотами людей инвестировавших в недвижимость.
avatar
vavan, Ранее первой половины 2000-х — да, сейчас нет.
avatar
vavan, скушно не станет? )) от безделья дурковать станешь )) это по себе оцениваю ))
avatar
Olleg, При достижении пенсионного возраста уверен скажу себе молодому огромное спасибо.Что сумел придти к старости с надежным багажом в виде недвижки.Ну а мои трое детей чуть позже у могилки скажут спасибо Что в отличии от большинства россиян они не узнали что такое квартирный вопрос который в современной жизни испортил жизнь огромному количеству людей.
avatar
vavan, ты молодец )) у меня до сих нет детей (
avatar
Olleg, Вот я про это и говорю что психология покупателя недвижки отличается от просто инвестора.Мне пофигу что там депозиты по 20% Лучше я помогу ребенку с покупкой своей недвижимости чем срублю бабла на депозите.В последнее время основной покупатель это тот кто поднакопил денег и банально увеличивает площадь и улучшает качество своего жилья.
avatar
Да она уже упала на 50% в долларах.
avatar
Предпосылок для роста цен на жилье в рублях больше нет — цены если и увеличатся, то максимум в пределах инфляции, заявил вчера гендиректор группы ЛСР Александр Вахмистров. У ЛСР звонков от покупателей уже вдвое меньше, чем в конце 2014 г., объяснил он, а небольшие компании в нынешних условиях могут начать и демпинговать.
avatar
AceVentura, Так весь рынок получил спрос в декабре.Весь ритейл авторынок недвижимость.Все получили своего клиента авансом.Естественно что теперь до весны падение спроса.Но прибыль то они получили уже сейчас.Другой вопрос как они резко возросшей прибылью сумеют воспользоваться.
avatar
AceVentura, то есть если брать за основу депозит в 20% который априори должен быть ниже инфляции.То можно ожидать подорожание недвижимости на 20%))))))))))
avatar

теги блога vavan

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн