Блог им. tsj

«Альфа-Банк» потерял деньги и напугал вкладчиков

«Альфа-Банк» потерял деньги и напугал вкладчиков

«Альфа-Банк» намерен вернуть вкладчикам 4 миллиона долларов, полученные от взимания 10%-ной комиссии за досрочный отзыв вклада. Об этом в понедельник сообщил председатель совета директоров «Альфа-Банка» Михаил Фридман. Инициатива руководства банка связана с тем, что «ситуация на банковском рынке стабилизировалась». Сам же комиссионный сбор, размер которого вызвал у вкладчиков «Альфа-Банка» настоящий шок, был назван руководством банка правильной мерой, необходимой для того, чтобы уменьшить очереди вкладчиков в отделения и тем самым уменьшить панику. Теперь «Альфа-Банк» намерен компенсировать материальные затраты не только своим верным частным вкладчикам, но и тем, кто за время кризиса забрал свои вклады из банка. Понятно, что банк планирует таким образом вернуть какую-то часть от 20% частных вкладчиков, закрывших свои депозиты во время кризиса. Но будет ли эта мера действенной – большой вопрос. При всех своих заявлениях о несерьезности кризиса банк слишком жестко себя повел с частными вкладчиками, что плохо сказалось на его репутации. С 8 по 16 июля в «Альфа-Банке» взималась 10%-ная комиссия за снятие наличных денежных средств из-за досрочного расторжения договора банковского вклада. Введение такого тарифа в банке объясняли увеличившимися трудозатратами на покупку наличных денежных средств, заказ дополнительных денежных средств, их пересчет и доставку в дополнительные офисы. Интересно, что комиссия взималась также и за перевод безналичных денег из «Альфа-Банка» в другие банки, что не афишировалось – необходимость введения столь большой комиссии за безналичную операцию объяснить было очень сложно: безналичные деньги не нужно было считать, выдавать, перевозить, хранить. Впрочем, «Альфа-Банк» этого и не объяснял (по крайней мере, вразумительного ответа на запрос RBC daily пресс-служба банка так и не дала). Правда, сразу после введения комиссии в 10% правление «Альфа-Банка» заявило о ее бесприбыльном статусе: все собранные за счет нее средства (за вычетом расходов на «производственные» цели) планировалось использовать для выплаты премий всем клиентам, сохранившим депозит в «Альфа-Банке». Клиенты среагировали на эти инициативы банка весьма нервно: только за три дня, на вершине пика «кризиса доверия» к банковской системе, из «Альфа-Банка» забрали свои вклады 20% его частных клиентов. Теперь руководство «Альфа-Банка» решило подкорректировать свою стратегию, заявив о намерении вернуть вкладчикам 10%-ную комиссию за досрочный отзыв вклада, а за счет средств, полученных от взимания комиссии, начислить задним числом дополнительную премию в размере 0,5% годовых на все срочные вклады. Помимо этого, компенсирование материального ущерба вкладчикам «Альфа-Банка», по заявлению Михаила Фридмана, будет происходить и за счет виновников «недостоверного отображения ситуации вокруг банка» – журналистов, с которых банк планирует взыскать причитающееся в судах. По словам г-на Фридмана, в настоящее время юридическое управление банка готовит материалы для обращения в Арбитраж по всем случаям недобросовестного и недостоверного отображения в СМИ ситуации вокруг «Альфа-Банка» в период с 5 по 16 июля. Тем не менее сама по себе 10%-ная комиссия, по словам представителей «Альфа-Банка», все равно была нужна, потому что автоматически уменьшила очереди в отделения банка в непростое для него время. Но и только. Единственное за дни кризиса 30%-ное превышение притока средств на депозиты над оттоком, которое наблюдалось во вторник, 13 июля, судя по всему, было достигнуто искусственно, хотя поначалу это в банке отрицали. «Несмотря на активно раздуваемую рядом СМИ панику, отток средств со счетов клиентов «Альфа-Банка» начал неуклонно снижаться уже в четверг, 8 июля. Параллельно рос объем поступлений от физических лиц – увеличение депозитной базы происходило как за счет новых клиентов, так и за счет тех, кто, поддавшись панике, снял деньги со своего депозита, но затем снова захотел вернуться в «Альфа-Банк»», – говорилось в официальном заявлении банка от 13 июля. Правда, реальный приток средств на депозиты (вкладчиков, а не акционеров) организовать, похоже, так и не получилось. В понедельник в банке честно заявили, что для нормализации ситуации его акционеры вынуждены были положить в «Альфа-Банк» более 1 млрд долл. А, по словам г-на Фридмана, только прямые убытки банка приближаются к 9 млн долл. Окончательная же сумма убытков, в которую войдут «репутационный ущерб и упущенная выгода», по данным банка, может составить десятки миллионов долларов. Однако банк все-таки вышел из кризиса – но навредил своей репутации тем, что жестко пресек вывод средств частников. «Заявление о возврате вкладчикам 10%-ной комиссии за досрочный отзыв вклада – это хороший ход руководства «Альфа-Банка». Возвратятся после этого вкладчики в банк или нет – вопрос сложный. Но по крайней мере, «Альфа-Банк» таким образом совместил «справедливый» возврат 10%-ной комиссии и одновременно избавился от необходимости возвращать ее путем долгих судебных разбирательств», – сказал RBC daily Дмитрий Лепетиков, ведущий эксперт Центра развития. Правда, люди, закрывшие свои счета в «Альфа-Банке» и получившие обратно свои 10%, все-таки вряд ли снова станут его клиентами – при всех своих заявлениях о несерьезности кризиса банк непростительно жестко себя повел с частными вкладчиками. «Возвращаться ли в «Альфа-Банк» после заявления его руководства – предстоит решить каждому из клиентов, которые ушли из банка за время кризиса. Тем не менее я думаю, что возмещение комиссионного сбора может послужить только одним из факторов, который повлияет на решение бывших вкладчиков «Альфа-Банка», и его не стоит переоценивать», – сказала RBC daily Ирина Пенкина, банковский аналитик Standard & Poor’s. Отдел компаний

20.07.2004

 pda.rbcdaily.ru/2004/07/20/industry/562949979064449

Досрочное расторжение договора вклада
Срок хранения срочного вклада прописывается в договоре, и это является существенным условием. Согласно Гражданскому кодексу (ст. 837), банк обязан возвратить вклад по первому требованию клиента. Кредитная организация вправе уменьшить ставку по депозиту в случае досрочного расторжения договора вклада, но не саму его сумму. Вкладчик должен получить обратно те средства, которые отдал в банк. Штрафы за досрочное изъятие суммы вклада незаконны. Так, в 2004 году Альфа-Банк оштрафовал своих вкладчиков за досрочное изъятие вкладов примерно на 4 млн долларов. Штраф был установлен банком в размере 10% от суммы депозита. Позднее, после того как вкладчики подали в суд, суммы начисленных штрафов были возвращены клиентам. В случае если вклад возвращается вкладчику по его требованию до окончания срока хранения, проценты могут начисляться по ставке вклада до востребования, действующей в банке на момент расторжения договора, или специальной льготной ставке досрочного изъятия вклада. Процентная ставка по досрочно изъятому депозиту может быть установлена банком и как некая часть от действующей ставки по срочному вкладу, например 1/2 или 1/3.
Также банки могут предъявлять требования к сроку депозита. Допустим на вклад, находившийся на счете менее половины срока, начисляются проценты по ставке вклада до востребования, а более — по специальной ставке. Условия досрочного расторжения должны быть прописаны банком в соглашении.
В связи с тем, что условия договора вклада банк не может изменять в одностороннем порядке, кредитные организации очень часто делают в них ссылки на свои тарифы (правила, условия, порядки) по обслуживанию физлиц. Так, многие банки за преждевременное изъятие средств вводят скрытые комиссии. Например, при закрытии депозита переводят накопления на текущий счет и за снятие наличных средств с этого счета взимают комиссию.
В договоре на открытие любого вклада из линейки Мастер-Банка по состоянию на октябрь 2011 года содержится особое условие, по которому, если депозит возвращается до срока, вкладчик оплачивает комиссию в соответствии с тарифами по ведению банковских счетов физических лиц. Согласно этим тарифам, в случае досрочного истребования вклада / части вклада при условии нахождения денежных средств на счете срочного вклада 10 и менее рабочих дней комиссия составляет 2%, менее 30 дней – 0,5% от суммы операции. Получается, что, если деньги потребуются вкладчику срочно, на руки он получит меньше, чем было изначально вложено.
Тарифы банк может поменять в одностороннем порядке в любой момент. Поэтому при оформлении вклада необходимо обращать внимание на то, какие условия он прописывает в договоре, а какие увязывает с отдельными тарифами и порядками, и следить за их изменениями. Обо всех изменениях банк должен информировать клиента. Как правило, он размещает новую редакцию тарифов (условий, правил) на своем сайте и на стендах в своих офисах за 10 рабочих дней до ведения в действие таких изменений.
avatar

Олег Петров

ОЛЕГ ПЕТРОВ=ТАТЬЯНА
avatar

Байкал

Максим Гирько, простите, а Татьяна кто? (-:
Александр Смольский, smart-lab.ru/my/Tatiana/
по 20 постов за день всякую херню собирает и сюда выкладывает потом сама себе пишет в коментах и плюсует
avatar

Байкал

Максим Гирько, может это такая любовь — к самой себе? Такой культ совей личности? (-:
Александр Смольский, )))
avatar

Байкал

Максим Гирько, а кто такая Татьяна?
avatar

Олег Петров

старьё...2004 год :)
avatar

nfc

Спасибо за блог, здесь есть над чем подумать самым предметным образом
avatar

cerenc

ничего что это статья 10-летней давности?
avatar

Vanuta

Максим Гирько, в принципе да, надо рейтинг набрать а потом в сговоре лайки другим ставить и посты на главную выводить. бизнес.
avatar

Vanuta

зачем такие старые статьи?
Ээх, новое-хорошо забытое старое, щас кризис локвидности жахнет, и может быть банки будет проще ввести комиссию за досрочный отзыв депозита в 30 %, чем отдавать вклады по требованию.

Когда дом рушится об окнах не думают
avatar

Олег Петров


....все тэги
2010-2020
UPDONW