Бывший председатель Федеральной резервной системы США (ФРС) Алан Гринспен не смог контролировать долгосрочные процентные ставки десять лет назад. Инвесторы в облигации считают, что и нынешний глава Центрального банка Джанет Йеллен не в лучшей позиции, пишет Bloomberg.
Когда Гринспен увеличил однодневный процент прибыли в период с 2004 по 2006 года, долгосрочные процентные ставки не поднялись, срывая его попытки ужесточить кредиты и ограничить эксцессы, которые способствовали вспышке самого тяжелого финансового кризиса за последние 80 лет.
«Мы хотели контролировать ставки по федеральным фондам, но попали в беду, потому что долгосрочные процентные ставки не реагировали на более высокие процентные ставки краткосрочных процентов, как это обычно бывает», — прокомментировал Гринспен в интервью на прошлой неделе. В 2005 году, он назвал это «загадкой».
Рынок облигаций дает понять, что прошлое может стать прологом будущего, так как Йеллен готовится повысить процентные ставки в следующем году.
С начала года, доходность 10-летних американских правительственных ценных бумаг (ГЦБ) снизилась на 0,71 процентных пункта, хотя ФРС положило конец ежемесячным закупкам активов и очертило стратегию увеличения близкой к нулю основной процентной ставки по федеральным фондам, как это было с 2008 года до настоящего времени.
По мнению многих аналитиков ФРС будет повышать процентную ставку по федеральным фондам, которая на самом деле будет являться ценой по однодневным кредитам на межбанковском рынке в следующем году.
Риски на этот раз будут высоки, потому что процентные ставки более низки и кривая доходности является ровной. Увеличение краткосрочных процентных ставок на фоне стабильных или снижающихся долгосрочных процентных ставок может привести к ситуации, когда ФРС «быстро изменит направление кривой доходности вниз и перевернет создание кредита с ног на голову», — заявил профессор экономики университета Орегоны и бывший экономист казначейства Тим Дэй.
Имея нисходящую кривую доходности, когда доходность по краткосрочным ценным бумагам выше, чем в долгосрочной перспективе, невозможно не отпугнуть банки от кредитования, потому что они финансируют долгосрочные кредиты с краткосрочной задолженностью. Кривые доходности с нисходящим уклоном обычно предшествуют рецессиям.
По мнению Дэя ФРС имеет несколько вариантов на случай, если долгосрочные процентные ставки не поднимаются после повышения ставки по федеральным фондам: Центральный банк будет иметь меньше возможностей поднять процент и меньше возможностей для снижения, если последует экономический спад.
ФРС располагает инструментом, который не был доступен Гринспену — баланс стоимостью 4,49 миллиарда долларов, накопленных в течение трех раундов покупки активов.
Продажа некоторых из этих активов может привести к увеличению долгосрочных процентных ставок при необходимости, считает старший экономист Barclays Майкл Гапен. Проблемы, с которыми американские центральные банки сталкиваются сегодня, похожи на те, что были десять лет назад.
В отличие от периода 2004-2006 г.г., когда доллар обесценился, укрепление доллара в современном цикле при ужесточении денежно-кредитной политики будет поощрять иностранных инвесторов удерживать американские активы.
По мнению Роберто Перли из Cornerstone Macro, это еще более ухудшит ситуацию. Именно иностранные инвесторы пришли на смену ФРС в качестве основного генератора спроса на американский государственный долг.
Президент ФРС в Далласе Ричард Фишер считает, что это является причиной для подавления кривой доходности. По его словам, отсутствие заботы о потенциальной инфляции имеет аналогичный эффект.
Отсутствие инфляционного давления, избыточных сбережений и глобальной стагнации снизил сумму компенсации, которую инвесторы хотят видеть при неожиданных изменениях в долгосрочных процентных ставках, измеряемых в так называемой срочной премии, которая участвует в формировании прибыли на облигации.
С сегодняшней точки зрения банкиров Центробанка увеличивающаяся срочная премия является проблемой. Таким образом «ФРС пытается быть очень-очень осторожной в определении направления по пути ужесточения». Загадка действительно может быть в пользу ФРС, особенно сейчас, когда все сосредоточены на увеличении процентных ставок по федеральным фондам и восстановления их роли как главного инструмента денежно-кредитной политики. Тем не менее, ФРС, возможно, придется предпринимать дополнительные действия в дальнейшем, если экономика начнет перегреваться — сообщает investtalk.ru.
Именно здесь может быть полезен огромный баланс, считает старший экономист Barclays Майкл Гапен. Так же, как закупки ФРС потеснили срочные премии, продажа ценных бумаг может изменить направление давления. Возможность продажи государственных облигаций США «дает людям уверенность, что если существует серьезная проблема, то будет и дополнительный инструмент для ее разрешения», — заявил он.
А вот самих их ждет в нынешних ценах 13 тыщ пенсии, если повезет,
а через несколько лет и этой фигни не будет