Тема корпоративного управления довольно сложно воспринимается читателями смартлаба (обычное представление: «корпоративное управление» — это управление корпорацией, т.е. часть менеджмента), а с подачи некоторых писателей разворачивается в очень узкую и специфическую сторону — защиты прав миноритарных акционеров в публичном акционерном обществе.
В связи с этим надо дать некоторые пояснение.
Возникновение корпоративного управления (относимое экономической литературой к концу 17-го века) связано с появлением нового типа хозяйствования в котором право собственности может быть отделено от права и возможности управления хозяйственным субъектом. Грубо говоря корпоративное управление всегда возникает там, где собственник компании отделен от управления компанией. В более широком понимании корпоративное управление — это набор механизмов, позволяющих разрешать конфликты, возникающие между всеми сторонами, заинтересованными в деятельности компании. Кто же они? По убыванию условной важности это:
Акционеры (единственные, мажоритарные и миноритарные), или владельцы компании,
Менеджмент компании (в том числе являющейся частичным владельцем).
Сотрудники компании, например, в лице профсоюзной организации.
Кредиторы компании.
Дебиторы (должники) компании.
Потребители продукции/услуг компании.
Ключевые поставщики компании.
Государство, как получатель налогов и регулятор рынка компании.
Общество, например, население территории деятельности компании.
Ключевой конфликт в котором собственно и возникает корпоративное управление это т.н. «агентский конфликт» между акционером, не занимающимся управлением, и менеджментом. А по-русски это попросту воровство управляющего у владельца.
Далее по убыванию важности следуют другие конфликты:
— между мажоритарными акционерами, имеющими различное представление о развитии компании;
— между менеджментом и сотрудниками компании;
— между акционерами и кредиторами;
— между компанией (акционерами или менеджментом) и государством;
— между компанией и обществом;
И т.д.
Где-то в списке этих конфликтов, конечно не на последнем, но и далеко не на самом первом месте существует конфликт между мажоритарными и миноритарными акционерами. По большей части он присутствует в крупных публичных компаниях, акции которых торгуются на бирже. При этом наиболее актуальным он оказывается в англо-американской системе корпоративного управления, в которой крупные корпорации практически не имеют мажоритарных владельцев и оказываются в руках менеджмента. По разным оценкам этот конфликт возникает примерно в 15 – 20 % случаях всех конфликтов, относимых к корпоративному управлению.
Существуют специальные организации, занимающиеся защитой прав миноритарных акционеров. В России это АПИ
http://ipa-moscow.com/ru
Таким образом блоги Арсагеры и Александра Шадрина, которые позиционируются как блоги про корпоративное управление на самом деле касаются всего лишь одной узкой области. Конечно, важной для публичных компаний, но не самой важной в корпоративном управлении вообще.
В качестве примера можно привести структуру государственного сектора, который на самом деле является хорошим отражением экономики России. В государственно секторе около 5000 компаний. Из них 12 являются публичными и торгуемым на бирже. Еще около 150 непубличны, но имеют миноритарных акционеров. Остальные компании и непубличны и имеют вообще одного акционера.
Даже в списке крупнейших государственных компаний (51 компания из т.н. стратегического списка 91-р) вопросы защиты прав миноритариев возникают в 23 % случаев. В остальных случаях вопросы корпоративного управления относятся к ключевому конфликту (акционер – менеджмент) и прочим конфликтам.
Имеет ли отношение деятельность Арсагеры к корпоративному управлению? Да, конечно, к узкой области безусловно.
Полезна ли эта деятельность? Да, конечно, для развития фондового рынка и акционерного права.
Полезна ли эта деятельность для развития корпоративного управления в России вообще? Не знаю. Активная самореклама апокрифа в виде кодекса КПЧСД и сомнительной с экономической точки зрения модели МУАК скорее вредит, поскольку создает ложное впечатление о том, что корпоративное управление это исключительно защита прав миноритариев. В то же время защита прав «обиженных» является излюбленной демагогией рейдеров и гринмейлеров, преследующих вовсе не развитие, а исключительно собственные корыстные интересы.
Арсагера тоже, но зато как красиво))) Можно еще повысить свое ЧСВ некоторым узкоспециализированным компаниям))
Я бы не был столь оптимистичен и не связывал будущее России с Александром) Вот заработает денег, может станет чиновником или крупным инвестором — так вообще не будет с нами даже разговаривать, деньги бывает портят людей — яркий пример его «герои» вроде Арсагеры. Нахватается у этих «местных дурачков»))
Вы только представьте — если таких много как «Арсагера» будет)) Не светит никакого будущего России с их «Мудо» особенно)
За мной поколение идет вообще другое — я им преподавал) Там вообще все перевернуто)
А проблема — у нас нет элиты, а кто-то сбежал — а кого расстреляли))) Нет этой прослойки))) И еще лет 20-30 не будет — так что пока вашим надеждам врятли сбыться).
Коль это будет — я это первый пойму)) Так что пока все будет также)
Я конечно понимаю, что вы хотите побыстрее скинуть этот груз на новое поколение и свалить отдыхать или еще что-то. Но это фишка со мной не пройдет)) скинуть на мои хрупкие молодые плечи (да на Александра думаю тоже) эти государственные проблемы.
Так что я думаю вам придется тянуть эту трудную моральную работу еще лет 20-30)))
Не получится свалить ни на кого) Перед другими поколениями другие проблемы и интересы стоят)) Все в ваших руках)
Я надеюсь на ваш качественный менеджмент и верю в вас)
И обвинения в гринмейле, честно сказать, мне обидно даже за них, когда я такое слышу. Арсагера отстаивают реальные интересы по факту всех акционеров. И делают это законными способами, тратя на это средства акционеров.
Есть ли еще такая же УК в России, которая ведет такую деятельность? Или повышает финансовую грамотность населения? И многое другое…
Они государственники гораздо больше всех наших государственных мужей, которые точно только и преследуют исключительно собственные корыстные интересы.
Всегда условный..)
Такие «гениальные» методологические предложения находятся даже не на грани, а далеко за гранью современных представлений о способах мотивации ключевых менеджеров публичных акционерных обществ. ;)
Там были адекватные предложения, я их не помню. Но в не зависимости от их практичности, они были что доказывает незацикленность на конфликте «миноритарий-мажоритарий».
Про вознаграждения Александр Шадрин обещал исследование предъявить. Ждем.
Ждем.
Я могу быть не прав, ибо на изучение блога потратил около минуты. но поверхностное суждение такое.
П.С:
При это я не говорю что это хорошо или плохо, и буду счастлив если вызову не агрессию а размышление.
А отличие от многих здешних регулярных писателей для меня смартлаб место где я дискутирую о том, что мне интересно, и с тем, кто мне интересен.В последнее время дискутирую с Александром про ку.
провОвокАтивен (поверочное слово провокация).//
Слово «провокация» не является проверочным, т.к. не ставит безударную (проверяемую) гласную под ударение.
Ждем развития событий.
если данные методики основаны на методических рекомендациях Росимущества — в чем проблема сделать их публичными?
Но дело ведь не в том как и какие бонусы платятся членам СД. Гораздо важнее система мотивации менеджмента? Или Арсагера считает иначе?
Отчеты по работе государства в области корпоративного управления в госсекторе ежегодно публикуются Росимуществом совершенно открыто. Читайте, изучайте.
Ответы от Арсагеры я не просто могу представить. Я их просто знаю, поскольку имел достаточный для выводов опыт дискуссии с этим, так сказать, «коллективным разумом». Особенно по модели МУАК. Считаю дальнейшую трату времени на дискуссию по этой модели бесполезной.
Кстати, мне тоже никто не платит за публикации и разъяснения по элементарным азам корпоративного управления.
Хочу ли я, чтобы меня поддерживали Вы? Нет. Вы один из миллионов сетевых анонимов, которые наравне с сетевыми анонимами из Арсагеры никогда не появитесь на живом мероприятии, где вопросы корпоративного управления в государственно секторе обсуждаются по существу, публично, лично и открыто.
Действую ли я открыто? Да. Все, что я пишу, включая мои персональные данные проверяемо, в отличие от Вас.
Почему модель Арсагеры вредна? Я об этом писал в блогах:
smart-lab.ru/blog/193603.php
smart-lab.ru/blog/193603.php
smart-lab.ru/blog/194798.php
Готовы дискутировать по высказанным в данных блогах тезисах — пожалуйста. Только не предъявляйте мне, в очередной раз Ваше личное мнение, сложившееся по комментариям к комментариям и т.д. Разберитесь в вопросе и напишите текст, который можно обсуждать.
Почему форма собственности не влияет на эффективность предприятия? На то есть веские основания, высказанные в работах разных ученых. Обзор работ можете найти, например, в статьях академика Полтеровича на тему эффективности приватизации (яндекс знает). Одна из возможных фамилий для запроса — Шпренглер. Изучите тему и возвращайтесь с дискуссией.
Почему МОЭСК не государственная компания? Потому, что надо знать основы корпоративного управления и читать уставы, преломляя их через данное знание. В принятии важнейших решений жизни акционерного общества в МОЭСК Российская Федерация не имеет прямого права голоса.
Для того, чтобы аргументированно донести до Вас свое мнение на понятном для Вас уровне необходимо, чтобы уровень Ваших знаний и компетенций находился хотя бы на уровне выпускника экономического ВУЗа по специальности «корпоративное управление». Это примерно 300 академических часов. Я готов рассмотреть предложение восполнить данный пробел Ваших компетенций по очень скромной ставке 1000 рублей за академический час. Но дешевле для Вас будет найти соответствующие курсы в системе дополнительного высшего образования.
Вашими активами я не управляю. И какой Вы налогоплательщик уж точно не знаю.