На фоне падения цен на нефть, фактического краха рубля и не прекращающегося режима санкция, ни снимать, ни ослаблять которые пока никто не собирается, российская прогрессивная общественность подзабыла, что час «Х» все ближе. Я имею в виду исполнение решения Международного третейского суда в Гааге по выплате 50 млрд долларов акционерам ЮКОСА. Если до 15 января 2015 года решение суда не будет выполнено, начнутся аресты российского госимущества и средств на счетах госкомпаний. А что российские власти не намерены платить эти деньги, мало кто сомневается. И даже если бы вдруг захотели, то, из каких источников это могло бы происходить, не понятно. Не из золотовалютных резервов же на самом деле. Понятно, что будут прилагаться все возможные усилия, что бы оспорить это решение суда в Гааге. Но большинство специалистов по международному праву весьма скептически оценивают такую возможность.
Помимо выплаты компенсации Россия должна покрыть и судебные издержки в размере $65 млн. У властей РФ, правда, есть еще время до середины ноября, чтобы обжаловать решение Гаагского суда. Однако в условиях конфронтации с Западом шансы на успех невысоки, полагают эксперты. Посему структуры, связанные с бывшими акционерами ЮКОСА уже готовятся вступить в бой за российские деньги. Так, в Германии это могут быть выплаты Германии Газпрому за газ, отмечает издание Der Spiegel. Правда, сначала высший земельный суд Германии должен постановить, что решение Гаагского суда имеет силу на территории этой страны. Но, как отмечает издание, Германия еще в 1961 году обязалась признавать и выполнять такие решения. В случае если это обязательство будет подтверждено, можно будет обращаться с конкретными просьбами в земельные суды.
Какое это имущество? Недвижимость, но она находится, как правило, под дипломатическим иммунитетом. К тому жнее ее стоимость не так велика. А вот платежи за российские энергоносители компаниям с госучастием, в частности Газпрому и Роснефти, вполне могут попасть под арест. И тут есть чем поживиться. Это десятки миллиардов долларов в год. Но здесь тоже могут быть сложности из-за наличия миноритарных акционеров, чьи интересы в этом случае пострадают. Но вряд ли это остановит европейские суды, которые будут принимать конкретные решения по аресту активов, учитывая нынешнюю атмосферу наших отношений. Так, что впереди нас ждут интересные времена и события, которые непосредственным образом могут отразиться на российском фондовом рынке.