Выступая в контексте недавнего письма Путина потребителям газа в Старом Свете европейский комиссар Штефан Фюле подтвердил планы Евросоюза сократить зависимость от поставок энергоносителей из РФ. Стремлению по снижению зависимости уже не один десяток лет. Однако в реальности на сегодня доля поставок газа из России в Европе составляет 30%, а доля поставок нефти и нефтепродуктов и того выше. Так, для Германии доля поставок газа из России превышает 40%, а для некоторых наших ближайших соседей доходит до 100%.
Последние события на Украине, несомненно, будут стимулировать Европу к поиску снижения ее зависимости от российских энергоносителей. Слова европейского комиссара о том, что «ЕС предоставит всеобъемлющий план сокращения энергетической зависимости» хорошо отражают наличие такого желания. Однако одно дело желания и совсем другое – возможности. А реальные возможности Европы по сокращению поставок из России весьма ограничены.
Путь Европы по снижению потребления ископаемых энергоносителей лежит через «терни» сдерживания роста потребления, повышения энергоэффективности экономики, через огромные затраты на энергосберегающие технологии и малоизведанную и зачастую не очень дружелюбную «местность», где расположены новые возобновляемые источники энергии. Эту «местность» еще десяток лет многие европейцы и американцы представляли как новый Клондайк, но реальность оказалась много суровее и стоимость киловатт-часа произведенной ветро- и солнечной энергетикой оборачивается не в копеечку, как при использовании российского газа, а зачастую в 3-5 раз большее число копеечек неудобной энергии ветра и солнца. (Кроме того европейцы как будто намеренно осложнили себе энергетическую проблему гонениями на строительство новых АЭС).
Другой путь по снижению зависимости от российского газа оказывается не менее тернистым. На этом пути нужно найти газ у других поставщиков. Но поблизости газа нет. Потенциальные поставки газа из Ирана имеют слишком много трудных для выполнения условий, включая непростые пути поставок. Да этот газ еще и нужно добыть – газовая отрасль Ирана находится в упадке. Уже добывающийся дешевый и привлекательный газ Катара почему-то оказывается на более привлекательном рынке Юго-Восточной Азии. И не только авария на Фукусиме тому виной. Мощное развитие стран ЮВА предъявляет растущий спрос на ископаемое сырье. И этот спрос будет поглощать все возникающие излишки. Из других потенциальных поставщиков газа остаются Австралия и США. Но Австралия слишком далеко и ее газ тоже в основном будет сжигаться в Азии. Долгосрочные контракты на поставку газа Австралия подписала в основном с Японией, Китаем и Кореей.
Обещанный Европе газ из США пока представляет комплексную величину, мнимая часть которой гораздо больше действительной. В настоящее время в США планируется строительство заводов по получению СПГ и после 2016 года у газа «из США» может появиться действительная составляющая. Однако до «после 2016 года» еще нужно дожить. Уже и сегодня обещания США не очень дорого стоят, а дисконтирование трехлетним ожиданием способно «унасекомить» и без того малую стоимость таких ожиданий. Эпоха импортной американской энергетической мощи осталась далеко в прошлом. Да и обещать не значит поставить — планируемый к экспорту с американского континента газ в основной своей массе тоже может оказаться в Азии.
Так что более реальными являются перспективы не изобилия, а оголения газового рынка Европы. А Россия уже имеет транспортную инфраструктуру, которой страна уже давно ощетинилась как еж. И напугать такого энергетического «ежа» голой Европой просто невозможно.
В несколько ином виде заметка опуликована на сайте энергетической экспертизы: http://www.energy-experts.ru/comments13060.html