Задолженность Украины перед Газпромом за поставки газа приблизилась к двум млрд. долларов. В настоящеее время страна может получить оплату за произведенные поставки только в том случае, если Украине дадут целевой кредит именно в оплату поставок газа. (Из несвязанных кредитов Украина скорей всего платить не будет). Именно в таком ключе Газпром ведет переговоры с представителями Германии и, вероятно, с другими странами. Однако даже нажим с угрозой буджущего снижения поставок (при вынужденном снижении инвестиций) перспектива снижения дивидендных выплат производят мало впечатления на потенциальных кредиторов. В бурлящей ситуации еще многое будет меняться, особенно в ближайшие дни. Но давайте зададимся вопросом о способности Украины самой оплачивать поставки газа. Для этого ей пришлось бы повышать цену на газ для внутренних потребителей.
Действующие на Украине тарифы по оплате газа для населения очень сильно отличаются в зависимости от объемов потребления. И если при минимальных объемах потребления (до 2,5 тыс.м3 в год) тарифы по сегодняшнему курсу гривны составляют около 80 долларов за тыс. м3, то для расточительных потребителей (траты которых превышают 12 тыс.м3 в год) тарифы составляют около 300 долларов за 1000 м3. (Есть еще категории потребителей с промежуточными тарифами).
В одной газовой конфорке, работающей около 8 часов в сутки, за год сгорит порядка 1000 м3. Значит, основная часть розничных потребителей расходует газа в пределах 2,5 тыс.м3 в год, а значит, платит за газ меньше, чем цена, по которой Нафтагаз покупает газ у Газпрома. Разницу цен покрывает государство, которое по существу субсидирует потребителей газа. Очень разумным в таком случае является то, что тарифы для наиболее крупных (и, как правило, более богатых потребителей) повышаются и почти выходят на уровни его себестоимости. Так, в первом квартале 2014 года, когда Газпром продавал голубое топливо для Украины со скидкой, газ для богатых слоев населения продавался даже немного дороже, чем цена оптовой покупки. Но процент таких покупателей очень низок, а основную массу продаж государству приходится субсидировать.
Новые власти Украины предполагают постепенное повышение цен на газ для всего населения. И если сегодня потребитель 2,5 тыс.м3 газа платит за год лишь порядка 200 долларов, то в обозримой перспективе предполагается вывести тарифы на уровни себестоимости закупок. Это кратно увеличит расходы домохозяйств на оплату газа и может довести их до уровней порядка 1 тыс. долларов за год. Кроме того принцип приближения оплаты к уровням себестоимости приведет к кратному росту платы за горячую воду и электроэнергию. Планы повышения цен на газ являются крайне болезненными для населения страны, средние доходы которого оказываются заметно меньшими, чем в России. (Среднемесячная зарплата на Украине составляет около 12 тыс. рублей и ниже, чем в России в 2-2,5 раза, а средняя пенсия около 5-6 тыс. рублей в месяц и в два раза ниже, чем в России). Значит, рыночная плата за газ будет в перспективе весьма чувствительной для бюджета среднего украинца. А низкодоходные слои населения просто не смогут позволить себе такие платежи.
Значит, нужно повышение тарифов на газ делать крайне постепенно. Кроме того необходимо разработать систему поддержки малоимущих слоев населения, разрабатывать систему адресного субсидирования. Все это, даже при наличии политической воли, неизбежно растянет сроки вывода потребителей на рентабельные для поставщиков цены на несколько лет. А вот революционный наскок в таком деле может оказаться просто губительным для власти.
Но все же избежать постепенного процесса повышения цен не получится. Революции не отменяют ни законов физики, требующих определенных затрат калорий для обогрева помещений, ни суровых законов рынка, когда производитель желает получить адекватную цену. И если жители Украины хотят жить по правилам свободной Европы, то им придется привыкать платить за газ свободные цены. Иначе государство будет вновь и вновь оказываться банкротом. Разбуженное «майданными стояниями» гражданское самосознание населения будет помогать властям вырабатывать приемлемый график повышения тарифов.
В сокращенном виде текст опубликован главной странице сайта Центра энергетической экспертизы: http://www.energy-experts.ru/comments12706.html