Давно витает в голове идея продать Теслу против покупки отраслевых акций Тойота, Хонда, Форд — например. Сейчас капитализация компании превышает капитализацию многих крупных концернов — включая Mazda, Mitsubishi, Suzuki и почти сравнялась с Renault. Технически вход пока не подтверждается и хотелось бы разобраться в чем же таки причина роста этих акций и есть ли этому фундаментальные причины.
Фундаментальных оснований для покупок я вижу два. Первое — это техническая и технологическая новизна ( и крутизна если хотите) превращенная в супер — мегамодный продукт аля Айфон. И второй — это рыночный успех этого продукта выражающийся в количестве проданных автомобилей.
Если рассуждать о каких-то новых технологиях — то их в Тесла потенциально можно увидеть опять же два — электропривод (электромотор с аккумуляторами и силовой электроникой) и сверх удобный и навороченный интерфейс напоминающий собой большой Айпад. «Потенциально новые» эти технологии потому, что они уже реализованы рядом компаний и Тесла тут не первая. Это и литий-ионные аккумуляторы — которые разработаны и производятся в Китае, и электродвигатель и преобразователь управляющий этим электродвигателем — ничего нового собой не представляют. Т.е. технологии Тесла не уникальны, как например IPhone со своей операционной системой IOs разработанной уникумом современности Стивом Джобсом. Но вернемся к Тесла^: и так не золотник, но дорог. Можно конечно возразить — мол все вместе эти технологии работают лучше чем у других — но и тут мы не находим подтверждения. По идее если он такой классный технически — то и характеристики должны быть круче чем у других производителей. Но запас хода увеличен до 450 км по сравнению с другими электромобилями (150-200 км) за счет пропорцианального увеличения емкости аккумуляторов. Таким образом и синергетического эффекта от ряда инженерных решений мы не получаем.
Что касается интерфейса — да там есть классные идеи и на первый взгляд кажутся новыми — но поверте многие из них были реализованы еще в 70-х годах и позабылись за ненадобностью или реализованы в несколько иной форме( например определение системами автомобиля наличия водителя за рулем). Реализация интерфейса — красочная и привлекательная. Но достаточно ли этого чтобы удержаться на Олимпе. Сомневаюсь — красивый интерфейс легко скопировать целиком или заимствовать идеи. Опять уникальность будет утрачена очень быстро.
На что же остается уповать в части продаж. С ценой в 65-85 тыс. долл. не стоит рассчитывать на рекордные продажи — максимум 50-60 тыс авто в год в случае бешенной популярности данного авто (для сравнения взять концерн Порше с близкими по объему продажами и ценами). Снизить цену не позволят очень дорогие аккумуляторы и инвестиции в сеть заправок (что возможно даже дороже). Теперь сравните это с сегодняшним уровнем производства порядка 10 тыс. авто в год и мы поймем, что предел будет достижим не скоро. Но даже при таких объемах производства годовой доход сможет составить лишь 5 млрд. долл. Сравните это с 60-100 млрд у гигантов таких как Форд, Хонда, Ниссан и др. и станет совсем грустно от вложенных денег. При этом P/E ( price/earnings) — 99 ( при среднерыночном 10). Что не сулит ничего хорошего их держателям т.к. даже после достижения желаемых продаж компания будет перекуплена как минимум в 2 раза. Но это будет не сегодня, а лет через 5 — и будет ли вообще. Есть ряд рисков — это цены на нефть и желание Китая поставлять такие аккумуляторы по сносной цене.
Так почему же акции летят вверх со скоростью ядра выпущенного из мортиры.Думаю тут сработало два ( опять ) фактора — мода и эффект последнего билета на самолет. Первое можно сравнить с желанием человека купить Айфон 5S потратив на это две недели своей жизни в очереди под ASppleStore. Ради чего???! Ну это же круто, это модно.
Мир сошел с ума, но людям на это наплевать. Второе также понятно — желающих купить много — акций мало — вот и растем на волне моды на эти акции. Волна скоро пройдет и инвесторы либо выйдут на хаях — либо будут вынуждены смириться с тем, что точка Безубыточности в автостроении лежит далеко за пределами 500 тыс. автомобилей производимых в год и смотреть, как их акции движутся к справедливой цене т.е. вниз. Желаю Вам оказаться в числе первых.
P.S. Если внимательно присмотреться, то на ядре ( акциях TSLA) можно увидеть барона Мюнгхаузена, который, как известно, никогда не врет.
В то время, как Приус, Вольт и прочие, всего лишь гибриды.
Многие компании пытаются вскочить на уходящий поезд, переориентируя и вкладывая в производство моделей на электротяге. Но опять же, массовый продукт делает только Тесла.
Может случиться так, тчо лидером так и останется Тесла, которая будет диктовать условия остальным.
Пока кто-то делает Ваз, кто-то делает Мерседес. Но пока кто-то делает Мерседес, кто-то делает Теслу.
По сути в Тесле интересен только электропривод и автогигантам не составит труда выкинуть ДВС и воткнуть электродвигатель. Но таже Нокия в упор не замечала, что конъюнктура рынка давно изменилась и продолжала почивать на лаврах. К чему это привело — мы все знаем.
А жаль. Хотелось бы увидеть Джобсовский Авто. Очень жаль, что его не будет… никогда.
smart-lab.ru/blog/142131.php
Раз уж создали еще одну тему, продублирую свое мнение (за что получил +1 в блоге Sekatorа):
Как говорится, если что-то не может продолжаться вечно, оно обязательно закончится…
Автомобили возможно хорошие, намерения создателей компании тоже, но присмотритесь на цифры финансовой отчетности (http://bit.ly/16pVW2A).
За 2012 год выручка компании составила $413 млн., операционные расходы $807 млн., операционный убыток $394 млн. То есть на каждом 1 долларе выручки компания теряля около 1 доллара! Производимый продукт может быть впечатляющим, но вряд ли такой бизнес можно назвать привлекательным для инвестора. (в 2013 дела пошли лучше, но компания все еще не заработала ни одного доллара прибыли!).
Остается только пожелать компании успехов и надеяться на то, что менеджмент компании сможет сделать этот бизнес таким же хорошим, как и производимые автомобили.
И комментарий (за который получил -1 :) ):
Sekator, бесспорно это стартап.
Причем стартап, созданный 1 июля 2003 года, который за 10 лет не принес ни одного доллара прибыли.
Если тут не смотрят на текущие показатели, то возможно только потому, что на них просто никто еще не акцентировал внимание. Как вы считаете?
Я не против инвестирования в стартапы, не поймите меня неправильно.
Я на всякий случай решил вставить недостающий кусочек картины, описывающий бизнес компании «вчера и сегодня», ведь о будущем этой компании я скорее всего знаю гораздо меньше вас или любого другого читателя sMart-Lab. По крайней мере мне так кажется ;)
Я честно спекулировал сугубо от лонга (первый день моих торгов в жизни лонг по 56), но всеравно разобрался как слить счет на мега прущей ракете и вообщем-то справился, вот.