Блог им. boing

У США — свои планы по дальнейшему освоению космоса, связанные с Луной и Марсом, а у РФ — свои. На смену МКС должна будет прийти РОС — Российская орбитальная станция.
Планы Роскосмоса куда скромнее, чем у NASA, но все равно РОС должна была дать заряд бодрости отечественной космонавтике.
Дополнительным преимуществом прежней орбиты может стать возможность использования в станции РОС одного из модулей МКС — МЛМ «Наука».
Проект РОС стал мощным стимулом для развития космодрома Восточный. Чтобы запускать пилотируемые корабли в направлении севера, потребовалась новая площадка — в настоящее время на Восточном ведутся работы по строительству второй очереди для ракеты «Ангара-А5».
Грузовую «Ангару» можно запускать и сейчас — лишь бы заказчик нашелся, а инфраструктуру строят именно для пилотируемых пусков. Правда, процесс идет с переменным успехом: в ноябре подрядчику отключали электроэнергию за долги в 51 млн рублей.
Теоретически запускать корабли на МКС и другие станции, находящиеся на той же орбите, можно и с Восточного. Но пока открыта трасса лишь для ракеты «Союз-2». А инфраструктура для запуска пилотируемых «Союзов» там вообще не предусмотрена.

На космодроме Восточный макетами ракеты испытывают инфраструктуру для пилотируемых полетов. Фото: ЦЭНКИ
Даже если «Ангара» сможет летать к РОС, наземные службы и космонавтов поджидают другие сложности. Часть полета на ракете будет проходить над неспокойным (особенно в зимний период) Охотским морем. Это означает, что придется создавать морскую службу спасения космонавтов. В случае аварии корабль, будь то «Союз» или «Орел», опустится в Охотское море, а не в казахстанскую степь.
По мнению популяризатора космонавтики Виталия Егорова, у нас к такому еще не готовы.
Главный конструктор «Орла» Игорь Хамиц еще в 2020-м рассказывал, что возможность приводнения заложена в конструкцию корабля.

У «Союза» тоже теоретически такая возможность предусмотрена, однако в 1976 году экипаж корабля «Союз-23» чуть не погиб: спускаемый аппарат отклонился от назначенной точки приземления на 120 км и попал в воды озера Тенгиз в двух километрах от берега. Из-за попадания соленой воды сработали запасные парашюты и завалили корабль на бок — люк оказался под водой и прекратилась подача воздуха. Спасение космонавтов осложнялось плохими погодными условиями, но в итоге все обошлось.
Запуск космонавтов с Восточного — это дорогое («Ангара-А5» с «Орлом» больше и дороже хорошо отработанных «Союзов») и опасное занятие. А космодром Байконур — вот он готов для работы.
Надо только восстановить стартовую площадку после недавнего инцидента: при старте ракеты была вырвана и разрушена кабина обслуживания массой 114 тонн. Но Роскосмос уверяет, что запасная платформа имеется — осталось только установить ее.
Пилотируемые запуски с Байконура невозможны до восстановления кабины обслуживания. Фото: РоскосмосВыходит, что особого смысла в запуске «Орла» с Восточного больше нет — уверен Виталий Егоров.
— Орбита РОС выбрана 51,6 градуса. Это значит, что космодром Восточный никак не участвует в пилотируемой космонавтике. Полярная орбита не нужна. Перспективный транспортный корабль нового поколения «Орел» не нужен. Сертификация «Ангары» под пилотируемые запуски не нужна. Стартовая инфраструктура на Восточном для пилотируемых космических кораблей и модулей станции не нужна.
Пока США и Китай совершают один прорыв за одним, Роскосмос движется по принципу: шаг вперед — два назад.
Россия уже в 2015 году должна была иметь лунную базу и ракеты сверхтяжелого класса.Но в очередной раз что-то пошло не так. Во-первых, опять перенесли запуск лунных аппаратов. «Луна-26» по новым планам должна полететь в 2028 году, «Луна-27А» — в 2029-м, «Луна-27Б» — в 2030-м.
Во-вторых, глава ведущего предприятия космической отрасли РКК «Энергия» Игорь Мальцев открыто признал плачевное состояние корпорации: задел, созданный советскими главными конструкторами, проеден, обещания оказались несбыточными, а сроки сорваны. Зато накоплены многомиллионные долги.
В-третьих, не было выполнено обещание Баканова запустить до конца года новую ракету «Союз-5», созданную для российско-казахстанского проекта «Байтерек». Ракета уже находится на Байконуре, Новый год совсем близко, но никаких объявлений.
А в декабре не состоялся единственный запланированный на 2025 год запуск ракеты «Протон-М»: после установки ракеты на стартовый стол были выявлены неполадки в разгонном блоке. Старт отложен на неопределенное время.
О создании и испытании нового пилотируемого корабля «Орел» в 2025-м вообще ничего не было слышно. На космодроме Восточный строят вторую очередь для пилотируемых запусков «Ангары», но теперь есть сомнения в том, что этот проект будет реализован.
В декабре было принято судьбоносное решение об отказе от строительства Российской орбитальной станции (РОС) в новом формате на полярной орбите. Роскосмос будет донашивать остатки МКС: американцы отсоединят и затопят свои модули (указ Трампа о превосходстве в космосе предусматривает создание совершенно новых станций частными компаниями), а мы продолжим использовать старые модули с трещинами и плесенью.
Очень хочется верить, что в 2026-м ситуация в отечественной космонавтике кардинально переменится. Теоретически потенциал для этого есть.
Опыт прошлого года показывает, что и SpaceX, и Китай вырвались в лидеры по числу запуска ракет вовсе не за счет исполнения международных заказов. Американцы запускают американские спутники, а китайцы — китайские. И санкции никак не мешают Роскосмосу запускать российские спутники. Главное, чтобы они появлялись на свет, а не оставались лишь в виде бумажных проектов.
--------------------------------------

Уикенд провести.
www.youtube.com/watch?v=990QGRA_TqY