Блог им. DmitriyKoryagin

Ответ: Инвесторы в недвижимость они зомби или в школу не ходили?

Вчера появилась статья на Смарт-Лабе: Инвесторы в недвижимость они зомби или в школу не ходили? (https://smart-lab.ru/blog/1257508.php)

Данная статья собрала много комментариев.
А главный вопрос звучал так:
И вот у меня вопрос инвестиции в недвижимость особенно в аренду с доходностью 5-6% годовых против инвестиций в депозит либо покупки тех же офз это что? Это просто неумение считать или что?

Я решил дать ответ-расчёт.

Несколько предпосылок: 
1) Данные по аренде приближены к реальным, только с округлениями в меньшую сторону. По депозитам данные с сайта ЦБ. Месячные арендные платежи по годам:
  — 2018 — 30000р
  — 2019 — 35000р
  — 2020 — 37500р
  — 2021 — 40000р
  — 2022 — 45000р
  — 2023 — 50000р
  — 2024 — 55000р
  — 2025 — 60000р
2) Диапазон 2018 — 2025 гг.
3) Начальный капитал 5 млн.рублей
4) Недвижимость выбиралась не методом слепого тыка, а после анализа рынка и с перспективой, на вторичке, в Москве.
5) (!!!) Выдуманная предпосылка: НЕДВИЖИМОСТЬ ВООБЩЕ НЕ РОСЛА В ЦЕНЕ, И ВООБЩЕ НЕ РАСТЁТ НИКОГДА.
6) После комментариев, добавил данный пункт: Так как ситуация выдуманная, для упрощения расчётов не учитывается 

  — содержание недвижимости
  — налог на имущество
  — ремонты
  — время простоев
  — и м.б. страхование


Предположим, что за 8 лет у нас был идеальный арендатор, даже ремонт не пришлось делать ни разу.


Ошибка в расчётах выгоды депозитов в сравнении с недвижимостью заключается в том, что арендные платежи попросту игнорируются. А мы не будем их игнорировать, будем их складывать на депозит (так как реинвестировать обратно в недвижимость их проблематично до накопления довольно крупной суммы). Хотя, на графике ниже видно, что (ПРИ УСЛОВИИ ОТСУТСТВИЯ РОСТА ЦЕНЫ НА НЕДВИЖИМОСТЬ) можно было купить ещё одну квартиру в 2024 году.

И тогда мы получаем следующий график:
Ответ: Инвесторы в недвижимость они зомби или в школу не ходили?

(Кривая «Недвижимость» — это сумма цены квартиры и накопленных арендных платежей, хранящихся на депозитах)

Мы берём волшебную ситуацию, когда недвижимость не растёт в цене.
Дальше, при снижении ставок по депозитам и росте аредндых платежей, какой будет результат на долгосроке?

Кто захочет меня проверить — пересчитайте, это занимает 30 минут времени.

UPD.
Добавил справочный расчёт с расходами 100 000 в год на содержание недвижимости. Тут уже картинка не такая идеальная, но НЕДВИЖИМОСТЬ НЕ РАСТЁТ, мы уже можем купить ещё одну квартиру и сдавать её, получая второй поток ежегодно растущих арендных платежей. Бонусом получаем хэдж от гиперинфляции.
Ответ: Инвесторы в недвижимость они зомби или в школу не ходили?



Надеюсь, эта статья даёт исчерпывающий ответ на вопрос:
Это просто неумение считать или что?
3.2К | ★3
#33 по плюсам, #5 по комментариям
41 комментарий

Не учитывается 

  — содержание недвижимости
  — налог на имущество
  — ремонты
  — время простоев
  — и м.б. страхование

Кроме того надо понимать что цена недвижимости это не цена в стакане на бирже и расходы при продаже это не комиссия брокера и биржи

 

avatar
MiSh, спасибо, добавил данную предпосылку отдельным пунктом. У нас же всё-таки выдуманная ситуация в вакууме (недвижимость не растёт в цене), поэтому и ремонты делать не будем, и арендатор — само совершенство.
Дмитрий Корягин, с жилой недвижимостью еще все туда — сюда а вот с коммерческой просто жопа — там у многих аренда земли и налог на имущество плюс минус 40% от арендной платы (это я про Москву где очевидная цель Собянина довести эту цифру до 100% от арендных сборов) Учитывая работу наших финансовых властей которые например с этого года не позволяют сальдировать доход по вкладам (как  дивиденды) ни с чем, то думаю скоро и налог на имущество не будет уменьшать налоговую базу. С недвижкой то в тень не уйдешь.
avatar
MiSh, данная статья — ответ на статью, где как раз рассматривался вопрос жилой недвижимости.

А насчёт коммерческой — полностью согласен.
Дмитрий Корягин, отличный пост но бесполезный тк свидетели святого рубилия еще не освоили математику за 3 класс и не знают что из тела вклада  надо вычитать инфляцию и внезапно реальный доход превращается в ноль 
avatar
Andy S, «но бесполезный»

К сожалению, согласен :)
Andy S, 
не знают что из тела вклада  надо вычитать инфляцию и внезапно реальный доход превращается в ноль 
То же самое надо делать и с арендными платежами
Все эти расчеты, в основу которых берется «официальная статистика», гроша ломаного не стоят.
Реклама от застройщика.
Я слежу каждую неделю за объявлениями жилой аренды и трачу время на переговоры — рост за 5 лет — 30%. И да, надо тратиться и на ремонт, и на мебель, и есть риск порчи, итд. А еще есть риски неплатежей. А еще есть паузы между сменой арендодателей.
Пока рынок рос с помощью ополоумевших бетоноинвесторов — все было понятно.
А теперь, как по мне, надо быть полным идиотом, чтобы в бетон кэш закатывать.
avatar
nikppee, куда предлагаете кэш девать?
nikppee, куда еще можно на 50 лет закатать :)?
На данный момент времени 3мес депозиты, ЦФА 1-3мес, н/сч с приветственной надбавкой. И гонять между банками по СБП.
avatar
nikppee, долгосрочно депозиты дают доходность около 1% над инфляцией, так что для сбережений норм инструмент, конечно, но не более. Локально это действительно нормальный вариант, но скоро уже надо будет думать и искать замену.
И тогда ОФЗ-ИН выглядят интереснее, по мне. Опять же, дают защиту от разгона инфляции.
Дмитрий Корягин, Поигрался я как-то в облигации. Если в экселевскую табличку забить все нюансики, включая потерю % от скорости движения д/с со счета на счет (выходные дни итд) — то нет разницы. В игры с ИН от государства я не люблю играть.
Ликвидность лично меня не особо волнует. Балуюсь, как это говорят, не на «все».

И еще есть такое понятие, как Жизнь. За житие во вменяемом состоянии тоже можно и нужно платить. А не сидеть в угаре и пялиться на графики.
avatar
Там еще для ополоумевших бетоноинвесторов в новостройки надо добавить стоимость работ, ремонта и мебели на текущий момент.
avatar
Тогда получаеися, что лучше сравнивать не с вкладом или фикс. ОФЗ, а с линкерами. Там тоже купон меньше, но есть перспектива))
avatar
Piliph, в данный момент, по моему мнению, сложились уникальные обстоятельства, когда линкеры составляют реальную конкуренцию недвиге. Но так будет продолжаться не вечно. :)
Дмитрий Корягин, согласен. Конечно, не вечно — пока линкеры к 100% своей стоимости движутся, могут и обогнать недвижку. Но это не точно)))
avatar
Недвига если это не пузырь не может обогнать инфляцию
Константин Лебедев, если речь только о росте стоимости недвижимости — согласен. Если приплюсовать аренду — вполне себе.
Недвижимость покупают чаще как страховку от резкой девальвации национальной валюты. Ни офз, ни депозиты, ни любые другие долговые инструменты такой защитой похвастаться не могут.
avatar
tradeformation, девала, деноминации, революции, потери всех вкладов и еще много чего было, что народ уже подзабыл…

Валерий Крылов, 

да вот по опросам выясняется, что нифига не подзабыл.

avatar
tradeformation, чаще недвигу покупают, чтобы улучшить свои жилищные условия. Ополоумевших бетоноинвесторов в расчет не берем.
avatar

nikppee, 

ну, так они попутно себе ещё и объясняют — лучше сейчас на недвигу потратиться в кредит, чем сначала копить, а потом всё это обесценится. Ипотечный же взнос при резкой девальвации обесцениться и можно даже и досрочно будет погасить.

avatar
Я всё-таки не понял, если между депозитом и бетоном нет разницы (судя по графику), зачем слазить с депозита? 
Кирилл Ляменков, не разницы в мире розовых пони где недвижка не растет в цене 
avatar
Andy S, на текущий момент времени (фаза рынка недвиги, ставка по кредиту) ваше мнение:
— снимать с депозита и бежать покупать?
-вторичку, новостройку?
— сидеть на депозите и ждать?
avatar
nikppee, идеально — льготную ипотеку, чтоб вся страна, по сути, за вас выплачивала кредит.
Кирилл Ляменков, разницы нет, если цена недвижимости не растёт.

Я уж не стал в статье невежливо предлагать попробовать купить однушку в Москве у метро за 5 миллионов…
Ребята, все ваши модели разобьются о реалии, что сдача квартиры в аренду — это форма благотворительности. Не спрашивайте риэлторов, зеленых инвесторов и застройщиков. Найдите в своем окружении человека, который сдает квартиру от 5 до 10 лет. Это очень тяжело, потому что после реального опыта надо быть мазохистом, чтобы продолжать заниматься этим. Но когда найдете, спросите — а выгодно это или нет, а почему ты перестал этим заниматься, а если бы можно было вернуться в прошлое — ты бы сделал то же самое, купил бы больше квартир, или выбрал что-то еще?

В России много богатых людей с опытом и калькулятором, в том числе и в сфере недвижимости. Почему-то эти люди, фирмы и фонды обходят покупку жилой недвижимости в целях сдачи в аренду стороной, но покупают коммерцию, торговые центры и даже гостиницу. Почему так?
avatar
DDav, тут как повезёт с арендаторами. Бывает всё совсем плохо, если прям не повезло, согласен. Но, в основном, люди нормальные. 

Альтернатива какая? Вклады? Или акции?

Я за все эти варианты, если что. :)
Дмитрий Корягин, каждый сам решает, но у меня все недвига для себя (ее немало), есть акции, облигации, ПИФы недвижимости, замещайки — как инвестиции. Сейчас вкладываться в жилую недвижимость, как инвестицию — бессмысленно. Недвижимость — очень цикличный рынок. Я не очень понимаю, почему люди сравнивают недвигу и депозиты. Я брал ВТБшный РД (Рентный доход) несколько паев, самое дешевое по 78 тысяч, а так в районе 80 тысяч за пай. Через три месяца продал по 96 по моему, сейчас не помню. Думал, что самый умный. Сейчас РД стоит 124 тысячи за пай. За год РД очищенным от налогов платит 13 тысяч рублей. Вот скажите, зачем лезть в квартиры, брать долги и ипотеки, если квартира это один объект за миллионы, если есть фонды недвижимости, и там, если копаться и разбираться, можно найти намного выгодней варианты? Зачем получать 4% годовых в виде аренды от квартиры и мучатся, если можно купить бумажную недвижимость, где 10-12% годовых платежами И они все налоги за тебя платят?
avatar
DDav, как только фонды недвижимости будут достаточно отрегулированы (как в США, например, REIT) — я двумя руками буду за фонды. Пока что там можно очень творчески подходить к управлению и отчётности и доходность зависит от честности управляющей компании.
Дмитрий Корягин, возможно, но уже есть фонды с годами выплат и добрые люди сделали отличные ресурсы для понимания, что стоит покупать в любой момент времени по доходности и дисконту к СЧА

docs.google.com/spreadsheets/d/1i6_b2IGgluhCewjveZMRE7_vgXlvjllaPVlqrr2a2Ig/edit?gid=1114197548#gid=1114197548

docs.google.com/spreadsheets/d/1k4oRzqEeshEW9_ZY4YohXIjI93JoEN6RgusU_ZTSjhc/edit?gid=627120192#gid=627120192

Пользуйтесь на здоровье.
avatar
DDav, спасибо большое за ссылки, обязательно изучу. 
и дисконту к СЧА
Вот к параметру СЧА (от которого считается комиссия) у меня большие вопросы, мне тут видятся возможности злоупотреблений.
Дмитрий Корягин, да, возможны, лично я смотрю на доходность в % годовых к биржевой цене пая (обязательно больше 10% годовых), плюс дисконт к СЧА, желательно, чтобы он был больше 20%. В такой комбинации риски кажутся обоснованными. И есть серия фондов, например Парус, которые торгуются выше СЧА, и у меня возникает много вопросов, тем более они не в лидерах доходности. Поэтому я Парус стараюсь избегать, у меня очень мало паев там и чисто для спекуляций.
avatar
Вроде как в стать шла речь про 2026, а не 2018. Какие предпосылки роста аренды в 2026 непонятно совершенно. Аренда в мск падает, в лучшем случае не растет, объектов все больше. В питере это просто благотворительность, есть всем известный канал в тг, где все оперативно, там арендных кейсов по спб куча. Про то, как первичка после того, как становится вторичкой сразу теряет 20%+ от цены тоже уже миллион раз разжевывали.
Поэтому интересно не задним умом сравнивать, а хотя бы пару внятных аргументов привести, почему в 2030 инвесторы в недвигу не будут считаться зомби.
avatar
redhills, если вы обсуждения этого вопроса в 2018 почитаете, то там всё тоже самое было: «недвижимости строят всё больше, а людей всё меньше, все берут ипотеку под снижающиеся ставки, скоро никто арендовать не будет».
Дмитрий Корягин, в 2020 аренда падала, в 2022 падала жестко, в 2025 стагнирует.
Цены бы не росли такими темпама, если не безумная льготка, которую прикрывают. Итого, аргумент на 2026 только такой, что раньше было также, хотя было совсем не так.
avatar
А еще к «не растущей» недвижимости можно добавить арендные платежи которые лежат на дэпо или в ОФЗ.

Итого рост стоимости актива + проценты с дэпо/купоны с ОФЗ дадут ещё более интересный результат.
avatar
Neurox_DFx, в расчётах как раз учитывалось, что накопленные арендные платежи лежат на депозитах.

Читайте на SMART-LAB:
Фото
Выбор БКС — портфель акций фаворитов и аутсайдеров. 27 января 2026 Готовые решения
Комментарий по рынку Монетарные и геополитические факторы продолжают оказывать влияние на настроения инвесторов. Следующий раунд мирных...
Фото
🔔 Информация о выплате купонного дохода для наших инвесторов
Сегодня, 27 января, ООО МФК «ПСБ Финанс» выплатило купонный доход по облигациям ПСБ Фин2Р1 (RU000A1087G4) за купонный период с...
Фото
USD/JPY: угроза интервенции японского регулятора обрушила пару
Японская йена достигла своего многолетнего минимума, где, найдя себе поддержку, смогла резко оттолкнуться и заметно укрепиться под конец текущего...
Фото
Mozgovik Weekly: комментарий по ключевым событиям недели
Добрый вечер! Короткий комментарий по ключевым корпоративным и экономическим новостям уходящей недели. Сбербанк: результаты по РПБУ за...

теги блога Дмитрий Корягин

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн